Сторонний бухгалтер на предприятии: новые возможности

В избранном В избранное
Печать
Карпова Влада, налоговый эксперт, канд. экон. наук, сертифицированный бухгалтер-практик (CAP)
Бухгалтерская неделя Февраль, 2018/№ 9
С 01.01.18 г. в Законе о бухучете появились новые правила, которые уточняют порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии сторонним лицом. Поскольку этот вопрос актуален для многих предприятий, в статье мы детально рассмотрим эти новшества.

Кто может использовать сторонних лиц

Начнем с того, что пользоваться бухгалтерскими услугами сторонних лиц могут любые предприятия, за исключением тех, которые представляют общественный интерес.

Согласно ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете предприятие, которое представляет общественный интерес, обязано образовать бухгалтерскую службу во главе с главным бухгалтером, в состав которой входят не менее двух лиц (исключение составляют негосударственные пенсионные фонды и институты совместного инвестирования).

Кто же относится к этим предприятиям?

Таковыми считаются следующие лица (ст. 1 Закона о бухучете):

• предприятия — эмитенты ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к биржевым торгам;

• банки;

• страховщики;

• негосударственные пенсионные фонды;

• прочие финансовые учреждения (кроме относящихся к микропредприятиям и малым предприятиям);

• предприятия, которые в соответствии с Законом о бухучете относятся к крупным предприятиям.

Напомним, что к крупным предприятиям по новым правилам, изложенным в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете, относят предприятия, которые:

1) не соответствуют критериям для средних, малых и микропредприятий;

2) показатели которых на дату составления годовой финансовой отчетности за год, который предшествует отчетному, соответствуют по меньшей мере двум из таких критериев:

• балансовая стоимость активов — свыше 20 млн евро (600084000 грн.1);

1 Среднегодовой курс Нацбанка за 2017 г. равен 3000,42 грн. за 100 евро (показатели среднегодового курса Нацбанка за 2017 г. можно найти по ссылке: www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls.).

• чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — свыше 40 млн евро (1200168000 грн.);

• среднее количество работников — свыше 250 лиц.

Остальные предприятия имеют право выбрать одну из следующих форм организации бухучета (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете):

1) введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

2) использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица (ФЛП);

3) ведение на договорных принципах бухучета централизованной бухгалтерией или предприятием, субъектом предпринимательской деятельности, самозанятым лицом, которые осуществляют деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности2;

2 До 01.01.18 г. этой нормой предусматривалась возможность ведения бухучета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой.

4) самостоятельное ведение бухучета и составление отчетности непосредственно собственником или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

Среди перечисленных вариантов ведения бухучета наибольший интерес представляют второй и третий, о них и поговорим.

Договорные отношения: важные моменты

Главный документ, на основании которого оказываются услуги, — гражданско-правовой договор (ГП-договор) на оказание бухгалтерских услуг. К составлению этого договора нужно относиться внимательно, ведь если контролеры увидят в нем признаки трудового договора, у предприятия будут неприятности. Основная опасность возникает по ГП-договорам с ФЛП-бухгалтерами, и она достаточно серьезная, поэтому рассмотрим ее детальнее.

Налоговая ответственность. Согласно п. 177.8 НКУ во время начисления (выплаты) ФЛП дохода от осуществления предпринимательской деятельности субъект хозяйствования и/или самозанятое лицо, которые начисляют (выплачивают) такой доход, не удерживают налог на доходы, если ФЛП предоставил копию документа, который подтверждает его госрегистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности.

Но! Это правило не применяется в случае начисления (выплаты) дохода за выполнение определенной работы и/или предоставление услуги согласно ГП-договору, если будет установлено, что отношения по такому договору фактически являются трудовыми, а стороны договора могут быть приравнены к работнику и работодателю в соответствии с пп. 14.1.195 и 14.1.222 НКУ (ср. 025069200). Иными словами, если налоговики посчитают, что ГП-договор фактически имел признаки трудового, они доначислят НДФЛ, военный сбор и ЕСВ с выплат, которые получил бухгалтер-ФЛП.

Трудовая ответственность. Нормы ст. 265 КЗоТ устанавливают, что юридические лица и ФЛП, которые используют наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов — в тридцатикратном размере минзарплаты, установленной законом на момент выявления нарушения (в 2018 году — 111690 грн.), за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение. Этот штраф налагают представители Госслужбы Украины по вопросам труда.

Причем судебная практика свидетельствует о том, что указанные штрафы реально применяются и в том случае, когда контролеры приходят к выводу, что ГП-договор содержит признаки трудового договора. Случается, что суды признают такие решения правомерными (см., например, постановление Ивано-Франковского окружного административного суда от 02.03.17 г. по делу № 809/164/173). Хотя есть и положительная практика по данному вопросу (см., в частности, определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 23.11.17 г. по делу № 808/3054/164).

3 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/65160408.

4 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/70580002.

Здесь все зависит от того, удастся ли предприятию доказать, что ГП-договор не имел признаки трудового. Поэтому особенно важно составлять с ФЛП-бухгалтерами договоры так, чтобы их нельзя было причислить к трудовым. Вкратце напомним, по каким признакам можно разграничить эти договоры.

1. Предмет договора. В трудовом договоре предметом выступает процесс труда, а в гражданско-правовом — результат труда. Так, в трудовом договоре, скажем, указывается, что:

«А. Прокопенко обязуется вести бухгалтерский учет на предприятии, составлять налоговую и финансовую отчетность и предоставлять ее официальным органам в соответствии с законодательством».

А в гражданско-правовом:

«А. Прокопенко обязуется подготовить регистры бухгалтерского и налогового учета, подготовить и предоставить официальным органам в соответствии с законодательством, а также заказчику финансовую и налоговую отчетность в составе...».

2. Документальное сопровождение. Расчет оплаты за оказанные услуги по ГП-договору проводится на основании акта оказанных услуг. Оплату проводят либо в безналичном порядке (на текущий счет ФЛП), либо в наличном — по расходному кассовому ордеру.

На работников по трудовому договору обычно оформляют табель учета рабочего времени, а зарплату выплачивают либо посредством перевода на банковскую карточку, либо наличными по платежной ведомости.

3. Правила внутреннего распорядка. Если в договоре указано, что лицо, оказывающее услуги, подчиняется правилам внутреннего распорядка, такой договор имеет признаки трудового.

4. Срок действия договора. Приоритетным видом трудового договора выступает бессрочный трудовой договор. Срочный трудовой договор заключают только в случаях, предусмотренных ст. 23 КЗоТ. В то же время в ГП-договорах срок их действия обычно указывается.

5. Ответственность. В трудовых договорах за ущерб, причиненный предприятию, на работников может быть возложена материальная ответственность, как правило, в пределах среднемесячного заработка (см. ст. 132 и 133 КЗоТ), хотя есть и случаи наложения полной материальной ответственности (ст. 134 КЗоТ). В ГП-договоре ущерб компенсируется неустойкой (штрафом, пеней) или возмещением убытков. Кроме того, по трудовому договору к работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания (выговор, увольнение), по гражданско-правовому — нет.

Определение ответственности в договоре имеет важный характер. Ведь сейчас в ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете указано, что ответственность предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудиторской деятельности, определяется законом и договором о предоставлении бухгалтерских услуг. Таким образом, в ГП-договоре необходимо четко указать, в каком размере и за какие нарушения к исполнителю может быть применена ответственность, в частности, в виде неустойки и возмещения убытков5.

5 Вопросы, связанные с договорными санкциями по ГП-договорам, рассматривались в статье «Договорные санкции: отражаем в учете» // «БН», 2015, № 32. Об ответственности главбуха по трудовому договору можно прочитать в статье «Главный бухгалтер: что он обязан делать и за что отвечает» // «БН», 2017, № 27-28.

В ГП-договоре не мешает привести также сроки передачи подготовленной документации заказчику, а также последовательность действий в случае проверки хоздеятельности предприятия. Например, обязанности исполнителя по предоставлению соответствующих пояснений контролирующим органам по вопросам, связанным с ведением им бухгалтерского и налогового учета на предприятии, размер компенсации убытков исполнителем в виде штрафов, наложенных за нарушение ведения налогового и бухгалтерского учета и т. п.

Факторами, позволяющими составить представление о виде договора, могут также послужить:

• гарантии социальной защиты (по трудовому договору материальное обеспечение по соцстрахованию предоставляется, по ГП-договору — нет);

• гарантии оплаты труда (при трудовых отношениях в обязательном порядке выплачивается минзарплата, начисляется компенсация и проводится индексация, при ГП-договоре — нет);

• порядок оформления на работу (по трудовому законодательству работник зачисляется в штат, по ГП-договору — нет);

• определенный в договоре статус физлица (в трудовом договоре — работник, в ГП-договоре — исполнитель) и т. п.

Договоры, по которым можно отследить сразу все вышеперечисленные критерии, встречаются редко, но некоторые признаки в договорах указываются (предмет договора, срок и т. п.). Поэтому определиться с видом можно и по нескольким присутствующим в договоре признакам.

Заметим также, что название договора само по себе ни на что не влияет, так как вид договора определяется волеизъявлением сторон, которое, как правило, отражается в его содержании, а не названии. Поэтому к трудовому может быть причислен и договор с названием «гражданско-правовой договор оказания услуг», если его содержание будет свидетельствовать о наличии трудовых отношений.

Еще один момент: ГП-договор обязательно должен быть подписан сторонами, иначе его могут отнести к незаключенным и квалифицировать отношения как трудовые (см. по этому поводу постановление Житомирского окружного административного суда от 03.03.17 г. по делу № 806/2012/166).

6 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/65281720.

Кто подписывает отчетность

Финотчетность. Вопрос с подписанием отчетности в условиях ведения бухучета на предприятии сторонним лицом долго оставался дискуссионным. С 01.01.18 г. этот вопрос урегулирован в ч. 1 ст. 11 Закона о бухучете. Там четко определено: если бухучет ведется предприятием, которое осуществляет деятельность в сфере бухучета и/или аудита, финотчетность подписывают руководитель предприятия или уполномоченное лицо, а также руководитель предприятия, которое осуществляет деятельность в сфере бухгалтерского учета и/или аудита, или уполномоченное им лицо.

Таким образом, подписать финотчетность должны представители обеих сторон (заказчика и исполнителя). Если бухучет ведет ФЛП, то финотчетность должны, по всей видимости, подписать руководитель предприятия (уполномоченное им лицо) и ФЛП. Правда, на данный момент в существующих формах финотчетности такая возможность не реализована (нет специальных полей для подписи исполнителя). Поэтому остается ожидать разъяснений официальных органов по этому поводу.

Надеемся, до внесения соответствующих изменений в отчетные формы они разрешат использовать для этого поля, предусмотренные для подписи бухгалтера.

Налоговые декларации. Как следует подписывать налоговую отчетность в подобных случаях, на данный момент неясно.

Налоговики, например, при подаче регистрационного заявления плательщика НДС по ф. № 1-ПДВ рекомендуют в случае ведения бухучета на договорных принципах другим юридическим или физическим лицом поле «Головний бухгалтер або особа, на яку покладено ведення бухгалтерського обліку» зачеркивать, а к Регистрационному заявлению приложить копию документа, который подтверждает этот факт (разъяснение в категории 101.02 ЗІР).

Поэтому до пояснения каких-либо разъяснений лучше не заполнять поле «Головний бухгалтер або особа, на яку покладено ведення бухгалтерського обліку».

Обратите внимание! В названии указанного поля упоминается «…особа, відповідальна за ведення бухгалтерського обліку», но его формат подразумевает данные физического лица (работника) и его «Реєстраційний номер облікової картки платника податків або серія та/або номер паспорта».

Важно: о возложении функций бухгалтера на другое лицо следует уведомить органы налоговой службы. В этом случае подается регистрационное заявление по ф. № 1-ОПП с отметкой «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку» со сведениями в отношении лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица в орган ГНС в десятидневный срок со дня возникновения изменений в учетных данных налогоплательщиков (п. 9.3 разд. IX Порядка № 1588).

На первичных документах проставляют свою подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, лица, принимавшие участие в осуществлении хозяйственной операции (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, п. 2.4, 2.5 Положения № 88). Поэтому, если на первичных документах предусмотрено проставление подписи бухгалтера, выполняющее его функции лицо ставит там свою подпись «за бухгалтера». Речь идет, в частности, о кассовых документах.

К сведению: в п. 44 Положения № 148 теперь отдельно предусмотрено, что руководитель предприятия для осуществления функций кассира может принять решение относительно выполнения таких функций работником другого предприятия. Его привлекают на основании договора на предоставление услуги по предоставлению персоналу, в котором обязательно указывается требование о полной материальной ответственности такого работника.

Выводы

  • Для небольших предприятий весьма удобно поручить ведение бухучета стороннему лицу. Но при заключении ГП-договора с таким лицом нужно учесть много важных юридических моментов, чтобы не попасть под «трудовые» штрафы.
  • Использовать бухгалтерские услуги сторонних лиц могут любые предприятия, за исключением тех, которые представляют общественный интерес.
  • Финотчетность с 01.01.18 г. должны подписывать представители обеих сторон (заказчика и исполнителя), но в форме финотчетности это пока что не реализовано.
  • Ответственность за ведение бухучета и составление отчетности на исполнителя налагается в порядке, предусмотренном договором.

Документы статьи

Порядок № 1588 — Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом МФУ от 09.12.11 г. № 1588.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом МФУ от 24.05.95 г. № 88.

Положение № 148 — Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.17 г. № 148.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить