Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сервер не регистрирует НН: что делать?

Амброзяк Наталья, юрист, Павленко Алексей, налоговый эксперт
Бухгалтерская неделя Февраль, 2019/№ 7
В избранном В избранное
Печать
Неприятности для плательщиков, повторяющиеся с удивительной регулярностью. По 2 раза каждый месяц (в предельный срок регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК) или в его преддверии) сервер ГФС начинает «отмораживаться» или творить чудеса, заложниками и жертвами которых становятся многие плательщики НДС. Можно ли найти какие-то пути решения таких проблем? Давайте думать вместе.

Одна из самых расхожих ситуаций — это когда плательщик НДС в эти «предельные» даты отправляет НН/РК для регистрации в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), а оттуда — ни ответа ни привета. То есть квитанции не приходят, Витяги из ЕРНН не выдаются, в электронном кабинете информации нет. Особо неприятно это в районе 15 числа каждого месяца, когда приближается еще и предельный срок подачи НДСной декларации и расчетов с бюджетом. Покупателю тоже несладко, в налоговый кредит суммы из НН не поставишь. В январе неприятности с сервером ГФСУ вообще достигли невиданных доселе масштабов — главные фискалы даже косвенно это признали1. Впрочем, никаких «штрафных» поблажек в связи с этим не обещали…

1 http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/364075.html

Очень часто в таких случаях2 после предельного срока до плательщика доходят квитанции о неприеме НН/РК к регистрации в ЕРНН с формальными причинами. Причем иной раз датированные задним числом. В результате чего плательщику приходится подавать такие НН/РК снова, но при этом предельный срок их регистрации уже будет пропущен.

2 Причем плательщики говорят: чем больше сумма НДС в НН/РК, тем чаще они попадают под такой «серверный удар» фискалов…

В итоге таких нехитрых манипуляций с сервером ГФСУ бюджет оказывается совсем не внакладе. Ведь по этим «просроченным» НН/РК покупатель уже не сможет в отчетном периоде их составления заявить налоговый кредит (НК)3, но поставщик задекларировать налоговые обязательства (НО) все равно обязан, да и при этом он еще наверняка получит налоговое уведомление-решение (НУР) со штрафом за несвоевременную регистрацию такой НН/РК.

3 А поставщик — уменьшить НО, если речь идет об «уменьшающем» РК.

Бывают и другие ситуации: квитанции не приходят вовсе или же НН/РК регистрируются уже с опозданием (несмотря на то, что они были направлены вовремя).

Общие рекомендации

Ну, во-первых, старайтесь не откладывать регистрацию НН/РК на последние дни срока, чтобы при получении формальных отказов в регистрации можно было успеть «исправиться» и зарегистрировать НН/РК до истечения предельного срока.

Во-вторых, бороться здесь с фискалами, пожалуй, можно только в судебном порядке. И в зависимости от конкретной ситуации плательщику нужно формировать алгоритм своего поведения.

Но прежде чем перейти к конкретным ситуациям, напомним о следующей норме п. 201.10 НКУ:

«Если в течение операционного дня не направлены квитанции о приеме или неприеме, или приостановлении регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных».

Заметим: в этом же пункте указано, что датой и временем представления НН/РК в электронном виде в ГФСУ являются дата и время, зафиксированные в квитанции. Но на практике приходит вначале «повідомлення про отримання звітності», а затем уже квитанция. И эти формальные противоречия могут сыграть в пользу плательщика, так как именно квитанция приходит позже…

При этом обратите внимание: нормы п. 201.10 НКУ выписаны далеко не в пользу налогоплательщика. Поскольку эти положения привязывают момент направления НН/РК к дате, указанной в квитанции программным обеспечением (ПО) самих же фискалов. То есть формально, исходя из НКУ, только информации из ПО налогоплательщика недостаточно для доказательства факта направления НН/РК на регистрацию. Но судебная практика более благосклонна к хозсубъектам.

Если же фискалы не направляют в течение операционного дня никакой квитанции, то НН/РК автоматически должна считаться зарегистрированной. Соответственно, налоговики уже не вправе:

• отказать в регистрации такой НН/РК;

• блокировать регистрацию НН/РК;

• применить санкции за нерегистрацию/несвоевременную регистрацию такой НН/РК (конечно, при условии, что дата представления еще вписывалась в предельный срок).

При этом получатель должен сразу (т. е. за месяц выписки НН/РК) получить право на НК по такой «автоматически» зарегистрированной НН/РК (а продавец — право уменьшить НО, если речь идет об «уменьшающем» РК).

На практике же плательщики свои права обычно отстаивают в суде. К тому же реализовать право на НК покупателю без проведения фактической регистрации НН/РК в ЕРНН весьма проблематично…

Если вы намерены пойти по такому пути и бороться c фискалами, то вам при неполучении вовремя квитанции и отсутствии информации о (не)регистрации НН/РК не следует опять подавать эту (эти) НН/РК на регистрацию в ЕРНН, а, придерживаясь нормы из п. 201.10 НКУ (приведенной выше), считать НН/РК полноценно зарегистрированной в ЕРНН и готовить соответствующие документы для суда.

Если же вы все-таки не выдержали и подали те же НН/РК повторно, то фискалы могут зарегистрировать их уже после предельного срока.

Соответственно право на НК у покупателя возникнет уже только в периоде регистрации НН/РК.

И очень вероятно, что тогда вам придется обжаловать (или не обжаловать) полученное НУР на штраф за несвоевременную регистрацию такой НН (РК). К слову, успешные случаи их обжалования есть (см., например, постановление ВС от 26.06.18 г. по делу № 806/2219/164).

4 http://reyestr.court.gov.ua/Review/74942155

Но что конкретно нужно сделать для того, чтобы и штрафы не платить, и НН/РК считать зарегистрированной?

На основании анализа судебной практики мы подготовили для вас несколько алгоритмов поведения.

Направляли НН/РК вовремя: подтверждаем

Как же подготовить почву для доказательной базы?

Первое и основное — доказать, что вы направляли на регистрацию НН/РК вовремя, но квитанция в этот же операционный день не пришла.

Опять же исходя из существующей судебной практики скриншота или распечатки из программы электронной подачи отчетности (ПО) достаточно для того, чтобы подтвердить вашу правоту.

Хотя скриншот — достаточно спорная вещь с точки зрения процессуального законодательства. Но судебная практика воспринимает скриншот как допустимое доказательство тех или иных фактов, связанных с НН и РК (см. постановление ВС от 17.04.18 г. по делу № 820/6330/165).

5 http://reyestr.court.gov.ua/Review/73596516

В зависимости от программы, которую вы используете, способ фиксации будет разным.

Так, в «M.E.Doc» в списке выданных НН нужно:

1) выбрать НН, время отправки которой нужно подтвердить;

2) открыть эту НН;

3) выбрать вкладку «протокол» или «свойства»6;

6 Вкладка «протокол» позволяет вывести на печать информацию по определенному этапу обработки НН (например, данные по поводу отправки НН). С помощью вкладки «свойства» на печать можно вывести данные обо всех манипуляциях с НН в хронологическом порядке.

4) вывести на печать информацию в одном из форматов Microsoft Word.

Электронный кабинет в этой ситуации не самый удобный. Время отправки НН содержится в колонке «дата» в списке выданных НН. Для того чтобы попасть во вкладку «Выданные НН», нужно:

1) зайти в раздел «Регистрация НН/РК»;

2) выбрать период;

3) сформировать список НН/РК.

К сожалению, Электронный кабинет не позволяет вывести на печать данные из колонки «Дата». Поэтому единственный выход — сделать скриншот.

Теперь обратим внимание на конкретные ситуации, которые возникают с многострадальными НН/РК.

Ситуация № 1

НН/РК направлены в «предельный» день регистрации, квитанция не приходит. Затем плательщик получает квитанцию, что НН/РК зарегистрированы в ЕРНН более поздней датой (т. е. с просрочкой). Квитанция датирована днем регистрации НН/РК в ЕРНН.

Как бороться?

1. Зафиксировать факт направления НН/РК на регистрацию с помощью вашего ПО (см. выше).

2. Подать письменный информационный запрос администратору ПО7 с такой просьбой:

7 Ответы на такие запросы становились одним из доказательств в суде (см. решение окружного админсуда г. Киева от 24.12.18 г. по делу № 826/8878/18).

«просимо підтвердити факт направлення податкової накладної <…> від <…> до Державної фіскальної служби України (вказати дату та час)».

Этот шаг пропускаем, если отправляли НН/РК через Электронный кабинет.

3. Подаем иск в суд. К иску прилагаем, в частности: ответ на запрос; распечатку (скриншот) из ПО; заявление о присоединении к договору со ссылкой в иске на сообщение о технических неполадках в ЕРНН. Исковые требования предлагаем формулировать так:

«1. Визнати протиправною бездіяльність ДФС України щодо нереєстрації податкової накладної № <…> від <…> у Єдиному реєстрі податкових накладних.

2. Визнати зареєстрованою податкову накладну № <…> від <…> у Єдиному реєстрі податкових накладних датою її надання на реєстрацію (указать дату)».

Применили штраф за нерегистрацию НН/РК? К требованиям добавляем:

«визнати протиправним та скасувати податкове повідомлення-рішення № <…> від <…>».

Кстати, такие НУР удавалось отменять через суд (постановление ВС от 22.11.18 г. по делу № 813/815/188).

8 http://reyestr.court.gov.ua/Review/78077279#

Ситуация № 2

Квитанция так и не пришла.

Как бороться?

1. Подать в ГФСУ и областным фискалам запрос о доступе к публичной информации9, в котором спросить:

9 О том, как направить такой запрос, см. по ссылке: http://sfs.gov.ua/priymalnya-gromadyan/dostup-do-publichnoi-inform/

«чи зареєстрована податкова накладна № <…> від <…> у Єдиному реєстрі податкових накладних (вказати дату реєстрації)?».

2. Сделать скриншот/распечатать информацию из ПО (см. выше).

3. Подать письменный информационный запрос администратору «M.E.Doc» (другого используемого ПО) с такой просьбой:

«просимо підтвердити надання податкової накладної № <…> від <…> до Державної фіскальної служби України (вказати дату та час)».

Этот шаг пропускаем, если отправляли НН через Электронный кабинет.

4. С ответом фискалов и администратора ПО, а также с распечаткой (скриншотом) из ПО идем в суд. Требования формулируем так же, как и в ситуации № 1.

Основным аргументом выступит то, что налоговики обязаны направить ту или иную квитанцию налогоплательщику. Об этом свидетельствуют положения п. 201.10 НКУ, пп. 2, 8, 9 Порядка ведения ЕРНН10.

10 Утвержден постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246.

При этом обратите внимание: факт неполучения квитанции в таких случаях налогоплательщик не доказывает, достаточно факта направления НН/РК на регистрацию (постановления ВС от 27.03.18 г. по делу № 825/2411/16 и от 17.04.18 г. по делу от № 820/6330/16, ср. 025069200).

Ситуация № 3

НН/РК направили вовремя (например, 15.01.19 г.). Квитанция о неприеме НН/РК по какой-то причине пришла вне сроков регистрации, но была датирована задним числом (т. е. 15.01.19 г.).

Самый сложный и самый распространенный, к сожалению, случай. Ведь проблема в том, что применение п. 201.10 НКУ привязывается к моменту направления налоговиками квитанции, а не к моменту фактического ее получения налогоплательщиком.

Реализовать такую схему будет непросто. Проблема здесь в том, что есть квитанция с «задним числом» (что подтверждает факт ее отправки якобы вовремя). Также фискалы могут ссылаться на то, что проблема возникла с ПО налогоплательщика или что НН вообще к ним не «заходила». Поэтому это решение проблемы для очень смелых и принципиальных налогоплательщиков. Итак, как бороться?

1. Фиксируем факт направления НН точно так же, как и в первых двух ситуациях (используем информацию из ПО и подаем запрос администратору).

2. Используя информацию из бухПО, фиксируем факт отсутствия квитанции по истечении последнего операционного дня (например, 15.01, 20:01). Это может быть скриншот соответствующей вкладки ПО или выгруженный протокол к «спорной» НН/РК.

Также зафиксировать этот факт можно протоколом осмотра адвокатом плательщика сайта/программного обеспечения. Такие протоколы правозащитник может составлять в рамках права на сбор сведений о фактах, которые могут использоваться как доказательства (п. 7 ч. 1 ст. 20 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 05.07.12 г. № 5076-VI). Хотя придется потратиться на услуги адвоката. Но если «игра стоит свеч»…

3. Обращаемся в суд с требованием признать вовремя направленную НН зарегистрированной в силу п. 201.10 НКУ. При этом напираем на тот факт, что квитанция о неприеме не была направлена в тот же день, что и НН. В то же время дата, указанная в «спорной» квитанции, не соответствует действительности. Ссылаться можно и на технические неполадки на сервере, о которых налоговики сообщили 15.01.19 г. на своем официальном сайте.

Аргументировать предлагаем иск следующим образом. Ссылаемся на п. 201.10 НКУ (сроки регистрации НН/РК), п. 3 (операционный день), п. 11 (процедура направления НН/РК), пп. 12, 13 (процедура направления квитанции) Порядка ведения ЕРНН.

Далее делаем вывод, что налоговики обязаны направлять квитанции, причем в рамках операционного дня «засылания» НН/РК. После этого пишем такую фразу:

«позивач ставить під сумнів своєчасність надсилання квитанції до податкової накладної № <…> від <…>, незважаючи на зазначену в ній дату, оскільки станом на 15.01.18 р. 20:01 квитанція була відсутня. Це підтверджується…»

и указываете документы из п. 2 нашего списка действий.

Если к вам применили штрафные санкции за нерегистрацию налоговых накладных по ст. 1201 НКУ, то исковые требования можно дополнить, например, таким пунктом:

«визнати протиправним та скасувати податкове повідомлення-рішення щодо застосування штрафних санкцій за нереєстрацію податкової накладної № <…> від <…>».

В то же время к аргументации рекомендуем добавить следующее:

«Платник податків вчинив усі залежні від нього дії для своєчасної реєстрації податкової накладної № <…> від <…>. А тому він не може нести відповідальність за чужі незаконні дії/бездіяльність, що не залежали від його волі. Такий висновок також викладено в постанові Касаційного адміністративного суду Верховного Суду від 22.11.18 р. у справі № 813/815/18».

К сожалению, решение вопроса через суд — наиболее подходящий в этом случае метод борьбы, но не самый оперативный и дешевый.

В качестве альтернативы можно рассмотреть Совет бизнес-омбудсмена11.

11 Порядок подачи жалобы в Совет см. по ссылке: https://boi.org.ua/complainttop/

Однако для того, чтобы туда обратиться, нужно хотя бы формально подать жалобу в ГФСУ в порядке ст. 56 НКУ на незаконные манипуляции с ЕРНН и дождаться от фискалов отказа.

Выводы

  • В связи с частыми сбоями в работе ЕРНН старайтесь не откладывать регистрацию НН/РК на предельные сроки, чтобы при получении формальных отказов в регистрации можно было зарегистрировать НН/РК до истечения предельного срока.
  • Формально п. 201.10 НКУ выписан в пользу фискалов. Поэтому отменять штрафные санкции за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) НН/РК скорее всего придется через суд.
  • Скриншота или распечатки из программы электронной подачи отчетности достаточно для того, чтобы подтвердить факт направления НН/РК на регистрацию.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно