До 01.01.2015 г. в учете по налогу на прибыль отражали только те расходы, которые были связаны с хоздеятельностью плательщика. Сейчас налогооблагаемую прибыль определяют на основании бухприбыли. А в бухучете, как известно, расходы не зависят от того, связаны они с хоздеятельностью или нет.
При этом на радость плательщикам в НКУ не предусмотрено корректировок на разницы, связанные с использованием товаров, работ, услуг в нехозяйственной деятельности плательщика*.
* Впрочем, этот недочет Минфин планирует устранить, о чем мы говорили в статье «Проект № 3357 vs проект Минфина: чего ждать под елку» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 46.
То есть налогоплательщики имеют полное право на основании НКУ уменьшать бухгалтерскую (читай — налогооблагаемую) прибыль на любые нехозяйственные расходы.
В отношении питьевой воды и сверхнормативных ГСМ налоговики подтвердили это в письме № 11999**. В отношении штрафов, пени и неустойки — в письме № 21051***.
** Письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15. Его мы анализировали в статье «Налог на прибыль: изучаем «мегаписьмо» в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 28.
*** Письмо ГФСУ от 05.10.2015 г. № 21051/6/99-99-19-02-02-15.
Исключение составляют только такие нехозрасходы у лиц, проводящих корректировки финрезультата на разницы, возникающие в соответствии с положениями разд. III НКУ ( п.п. 134.1.1 этого Кодекса), — они увеличивают финрезультат на сумму таких корректировок:
1) расходы на пожертвования неприбыльным учреждениям и организациям — неплательщикам НПП в сумме, превышающей 4 % облагаемой налогом прибыли предыдущего отчетного года ( п.п. 140.5.9 НКУ). В то же время пожертвования любым другим лицам (в частности, физлицам, «обычным» юрлицам, не относящимся к неприбыльным) без корректировок уменьшают в полной сумме бухучетную (и стало быть, налоговую) прибыль;
2) расходы, связанные с непроизводственными основными средствами ( п.п. 138.3.2 НКУ).
Остальным нехозрасходам — «зеленый свет» (независимо от того, проводят они корректировки финрезультата или нет).
Однако уже сейчас есть налогоплательщики, которые не желают показывать нехозрасходы в учете по НПП (так сказать, чтобы «не лезть на рожон») и придумывают для этого различные «уловки».
Ниже мы и рассмотрим предлагаемые варианты. При этом будем ориентироваться на проектную декларацию****. Она непосредственно «подвязана» к данным финансовой отчетности, а именно — к Отчету о финансовых результатах (Отчету о совокупном доходе).
**** http://sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2015-rik/63908.html.ср.
В частности, в стр. 02 «Фінансовий результат до оподаткування (прибуток або збиток), визначений у фінансовій звітності відповідно до національних положень (стандартів) бухгалтерського обліку або міжнародних стандартів фінансової звітності (+, -)» декларации отражают показатель стр. 2290 «Фінансовий результат до оподаткування: прибуток» Отчета о финрезультатах. Далее те лица, которые проводят корректировки финрезультата, корректируют этот показатель на разницы, предусмотренные в НКУ.
Внимание: главный принцип состоит в том, что данные стр. 02 декларации должны совпадать с показателем стр. 2290 Отчета о финрезультатах. Причем контролеры обязательно будут сверять эти показатели, поскольку финотчетность подают в налоговый орган вместе с декларацией ( п. 46.2 НКУ).
А теперь рассмотрим предлагаемые «махинации» с финотчетностью.
«Сразу на прибыль»
В соответствии с Инструкцией № 291***** все без исключения расходы (в том числе и нехозяйственные) отражают в таком порядке:
— только на счетах 8-го класса расходов;
— только на счетах 9-го класса расходов;
— на счетах 8-го и 9-го классов расходов.
Далее все расходы списывают на счет 79 «Финансовые результаты», а свернутое сальдо по этому счету (прибыль или убыток) закрывают в корреспонденции со счетом 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)». В Отчете о финрезультатах применительно к расходам отражают обороты по кредиту счетов расходов с дебетом счета 79.
«Острожные оптимизаторы», дабы не навлечь на себя гнев налоговиков, предлагают изменить эту процедуру применительно к нехозрасходам и списывать их без использования счетов 8-го и 9-го классов сразу на счет 44. К примеру, расходы, связанные со сверхнормативным использованием ГСМ, тогда показывают проводкой Дт 44 — Кт 203 «Топливо».
В этом случае нехозяйственные расходы не будут отражены в Отчете о финрезультатах и соответственно не повлияют на налоговую прибыль.
Ясно, что такой порядок противоречит нормам Инструкции № 291. Но он приводит также и к нарушению принципа осмотрительности из ст. 4 Закона о бухучете. Причем в бухучете этот принцип является основополагающим.
Ведь целью ведения бухучета и составления финотчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия ( ч. 1 ст. 3 Закона о бухучете).
Поэтому сознательное неотражение расходов в Отчете о финрезультатах может быть интерпретировано как умышленное искажение информации в финотчетности.
«Кроим» данные финотчетности
Этот вариант предусматривает, что в Отчете о финрезультатах сознательно не указывают нехозяйственные расходы. Собственно, он «созвучен» варианту 1 с той лишь разницей, что обозначенные расходы могут проходить в бухучете через счета 8-го и 9-го классов, только эти обороты не учитывают при заполнении Отчета о финрезультатах. Соответственно, и при таком раскладе умышленно искажаются данные финансовой отчетности.
И здесь возникает резонный вопрос: как за это могут наказать?
Возможные санкции
За искажение данных финотчетности предусмотрено несколько наказаний.
1. Ведение бухучета с нарушением установленного порядка, внесение неправдивых данных в финотчетность может быть чревато наложением на виновных лиц админштрафа в размере от 136 до 255 грн. ( ст. 1642 КоАП). Но данный штраф, к счастью, не епархия налоговиков (епархия Госфининспекции). Поэтому многих он не «смущает».
2. Нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий установленного законом порядка ведения налогового учета, к которому может быть причислено и искажение данных в декларации, влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 85 до 170 грн. по ст. 1631 КоАП. Протоколы по данной статье составляют налоговые органы ( ч. 1 ст. 255 КоАП), рассматривают дела по этим нарушениям суды ( ст. 221 КоАП). Однако поскольку в наших условиях не нарушить налоговый учет практически невозможно, этот штраф также обычно не настораживает бухгалтеров.
3. Предоставление недостоверных данных для проведения статнаблюдений (к которым относится и финотчетность) может быть чревато наложением админштрафа на должностных лиц предприятия по ст. 1863 КоАП в размере от 170 до 255 грн. Штрафуют по указанной статье органы статистики ( ст. 2443 КоАП).
Однако органы статистики самостоятельно проверки не проводят, поэтому вряд ли установят такое нарушение.
Наши рекомендации
Мы в любом случае не рекомендуем сознательно искажать данные финотчетности. Частично нехозяйственные расходы можно «извлечь» путем проведения предусмотренных в разд. III НКУ корректировок. Плательщики, у которых годовой доход превышает 20 млн грн., в любом случае обязаны будут их делать. А малодоходные плательщики просто могут не принимать решение о непроведении корректировок финрезультата.
Что касается не предусмотренных в НКУ корректировок финрезультата на нехозяйственные расходы, то здесь еще нужно «дождаться» тех изменений, которые планирует внедрить Минфин (см. выше).
Ну и опять же — тот факт, что нехозяйственные расходы правомерно уменьшают налогооблагаемую прибыль, сейчас подтверждают и сами контролеры.
А если вы желаете подстраховаться на будущее, то помечайте нехозяйственные расходы в аналитическом учете, например, пропускайте их через субсчет 949/нехоз, который списывайте в общем порядке на счет 79. Тогда «в случае чего» вам будет проще сразу их «извлечь».