Банковская комиссия у предпринимателя: разбираемся на примерах (ч. 1)

В избранном В избранное
Печать
Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт
Бухгалтер 911 Август, 2019/№ 31
Сейчас, наверное, нет ни одного предпринимателя, у которого не было бы счета в банке. Поэтому все чаще звучат вопросы, связанные с тем, как правильно отразить плату за расчетно-кассовое обслуживание банка, всегда ли ее можно включить в расходы общесистемщика? Интересно? Присоединяйтесь!

Когда мы говорим о расходах предпринимателя, то автоматически подразумеваем предпринимателя на общей системе налогообложения. Поскольку для единоналожников сумма расходов никакой роли не играет.

Так вот, расчетно-кассовое обслуживание банков — это та редкая статья расходов, которая прямо указана в п.п. 177.4.4 НКУ. А значит, без всякого сомнения, эти расходы предприниматель может учесть .

Но тут есть один нюанс: иногда перечисление денег с предпринимательского счета не связано с хоздеятельностью . В таком случае комиссию, снятую банком, в расходы лучше не ставить. Давайте разберемся на примерах.

Но прежде чем мы перейдем к примерам, нужно четко понимать, что же такое расчетно-кассовое обслуживание? Простыми словами — это плата за услуги банка по открытию/закрытию счета, переводу денег со счета на счет (обычно это определенный процент от суммы перевода), оформлению справок, чековых книжек и т. п. Подробный перечень указан в Перечне № 73*.

* Перечень операций по расчетно-кассовому обслуживанию, которые в соответствии с подпунктом 196.1.5 пункта 196.1 статьи 196 раздела V Налогового кодекса Украины не являются объектом налогообложения, утвержденный постановлением Правления НБУ от 01.08.2017 г. № 73.

Вот теперь уже можно переходить к примерам .

Пример 1: «кидаем» деньги на личную карту предпринимателя.

Часто предприниматели спрашивают: можно ли переводить деньги с предпринимательского счета на личный счет того же предпринимателя (счет физлица)? Конечно, можно . Никаких запретов на это нет.

А вот на карты других физлиц (в том числе родственников) поостерегитесь переводить деньги с предпринимательского счета (если это не связано с бизнесом)! Это может быть чревато проблемами с НДФЛ, военсбором и формой № 1ДФ**.

** Если вы уже делали такие переводы, выйти из сложной ситуации вам поможет статья «Сложные последствия простых решений… (ЧПЕН перечислил деньги родственнику)» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 20).

Более того, именно так мы и советуем поступать, если вы хотите что-то купить для личных нужд: сначала переведите деньги на личный счет (или снимите наличкой), а затем уже — тратьте их без оглядки на налоговиков .

Тем не менее вернемся к расчетно-кассовому обслуживанию. Как мы уже выяснили, эти суммы можно включать в расходы, но только при условии, если они связаны с хоздеятельностью предпринимателя (п. 177.2 НКУ).

Что же такое хоздеятельность для предпринимателя? В законодательстве есть конкретный ответ на этот вопрос.

«…деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли» (ч. 2 ст. 3 ХКУ).

Как видите, одна из основных целей хоздеятельности предпринимателя — это как раз-таки получение прибыли. В этом свете снятие предпринимателем прибыли в виде налички (или банковского перевода на свою личную карту), на наш взгляд, вполне вписывается в рамки хоздеятельсности. А значит, комиссию, уплаченную банку при этом, можно учесть в расходах предпринимателя .

Хотя не исключено, что налоговики станут возра-жать .

В принципе, на практике плата за расчетно-кассовое обслуживание может быть установлена по-разному (оговаривается в договоре с банком). Если это — ежемесячный платеж по акту предоставленных услуг, то фискалы вряд ли станут выцеживать оттуда суммы, относящиеся к «нехоздеятельности» . Обычно это очень маленькие суммы, чтобы заморачиваться.

Если же это — определенный процент от каждой транзакции, то тут уже могут и прицепиться , ибо сумму видно из банковской выписки. Но еще раз напоминаем, что строго по закону, право поставить эту сумму в расходы у предпринимателя есть.

Пример 2: оплачиваем с предпринимательской карты личные расходы. Если мы тратим деньги с предпринимательской карты в ходе осуществления хоздеятельности — проблем нет. Расчетно-кассовое обслуживание (банковская комиссия) однозначно идет в расходы. Но бывает так, что с предпринимательского счета деньги идут сразу на личные нужды (например, купили бытовую технику для семьи). Такая покупка никак не вписывается в хоздеятельность предпринимателя. А значит, в расходы нельзя ставить:

— ни деньги, потраченные на личные нужды;

— ни банковскую комиссию по ним , поскольку нет связи с хоздеятельностью.

Кроме того, как мы уже упоминали, если этот платеж был не в пользу юрлица, могут возникнуть проблемы с налоговиками по поводу выплаты дохода физлицам без удержания с них НДФЛ и военсбора и без подачи формы № 1ДФ.

Пример 3: возвращаем с предпринимательского счета возвратную финпомощь или кредит. Опять же, чтобы понять, можно ли включать в расходы комиссию банка, удержанную им при возврате долга по кредиту или по возвратной финпомощи, нужно лишь ответить на вопрос: связаны ли такие операции с хоздетельностью предпринимателя? Если договор о возвратной финпомощи/кредите заключен:

— от имени предпринимателя (в договоре указаны данные о госрегистрации);

— с целью привлечения средств для решения задач, связанных с бизнесом, то связь с хоздеятельностью — налицо.

Поэтому банковскую комиссию в этом случае вполне можно включить в расходы. И это притом, что сам возврат финпомощи/кредита в расходы предпринимателя не включается .

Впрочем, тут все вполне логично: поскольку получение указанных сумм — не доход, то их возврат — не расходы.

Тем не менее пользование средствами, равно как и их возврат, осуществляется в рамках хоздеятельности. А значит, банковская комиссия, уплаченная при возврате долга, связана с хоздеятельностью и попадает в расходы на сновании п.п. 177.4.4 НКУ как расчетно-кассовое обслуживание.

Пример 4: возвращаем кредит и платим проценты по нему. Даже если предприниматель оформил кредит для бизнеса (например, для покупки оборудования), к сожалению, он не может учесть в расходах проценты, уплаченные за пользование кредитом .

Что касается выплаты основной суммы долга по кредиту, то это однозначно не расходы, поскольку само получение кредита — не доход (если кредит возвращен в оговоренный срок).

Обратите внимание: уплата процентов по кредиту не относится к расчетно-кассовому обслуживанию банка (Перечень № 73). А значит, проценты по кредиту нельзя включить в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ.

В отличие от комиссии, которую банк удерживает при перечислении денег в погашение кредита и процентов по нему (см. пример 3). Такая комиссия — это расчетно-кассовое обслуживание, поэтому путь в расходы ей открыт.

Кроме того, такая статья расходов, как уплата процентов по кредиту, не упомянута в п. 177.4 НКУ (ср. 025069200). Поэтому предприниматель никак не может включить такие суммы в расходы , даже несмотря на то, что кредит был получен для бизнес-целей (категория 104.05 ЗІР).

Пример 5: покупаем автомобиль для хоздеятельности. Если предприниматель купил автомобиль для использования в личных целях, а заплатил за него с предпринимательского счета, то, разумеется, комиссия банка в расходы не включается. Ведь в данном случае нет связи расходов с хоздеятельностью.

Если же автомобиль был куплен для использования исключительно в бизнесе (о чем есть письменный приказ, договоры доставки, ТТН, путевые листы и т. п.), то, на наш взгляд, комиссия, удержанная банком при оплате авто с предпринимательского счета, вполне может быть отражена в расходах. Ведь выполняются оба условия:

1) покупка автомобиля (а значит, и банковская комиссия) связана с хоздеятельностью предпринимателя;

2) расчетно-кассовое обслуживание (комиссия банка) включается в расходы на основании п.п. 177.4.4 НКУ.

Тем не менее фискалы уже довольно давно считают, что раз автомобили (грузовые и легковые) отнесены к основным средствам двойного назначения и регистрируются на физлицо, то они априори не предназначены для использования в хоздеятельности .

А раз так, то не исключено, что они будут «косо» смотреть и на включение в расходы комиссии банка при оплате автомобиля с предпринимательского счета .

Но оснований для этого, строго говоря, нет. Хотя п.п. 177.4.5 НКУ и запрещает включать в расходы затраты на приобретение и содержание «двойных» основных средств, но:

— во-первых, это не означает, что автомобиль автоматически используется не в хоздеятельности. Вовсе нет;

Он может использоваться и в хоздеятельности, просто амортизировать/ставить в расходы его стоимость запрещено.

— во-вторых, расчетно-кассовое обслуживание — это не расходы на покупку автомобиля, это — отдельная статья расходов, упомянутая в п.п. 177.4.4 НКУ. Кстати говоря, данный тезис подтверждает и бухгалтерская нормативка. Согласно п. 8 П(С)БУ 7 в первоначальную стоимость основного средства не включаются финансовые расходы. Не указана там и комиссия, уплаченная банку***.

*** Подробнее читайте в статье «Новое авто: формируем первоначальную стоимость» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 11).

Стало быть, расчетно-кассовое обслуживание по такой операции можно ставить в расходы (но с оглядкой на то, готовы ли вы спорить с налоговиками).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение ifactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд