Финотчетность за 9 месяцев: важные моменты

В избранном В избранное
Печать
Казанова Марина, налоговый эксперт, CAP
Бухгалтер 911 Октябрь, 2019/№ 41
Приближаются предельные сроки подготовки финансовой отчетности за 9 месяцев 2019 года. Кто, когда и по каким формам ее должен подавать — об этом пойдет речь в статье. «Изюминка» — новшества для малых предприятий.

Особенностью финотчетности за 9 месяцев 2019 года является то, что составлять и подавать ее придется всем малым предприятиям. Раньше промежуточная (квартальная) финотчетность подавалась только теми малыми предприятиями, которые являлись квартальными плательщиками налога на прибыль (т. к. финотчетность согласно п. 46.2 НКУ — неотъемлемое приложение к декларации по налогу на прибыль). Теперь же эта обязанность касается всех малых предприятий. Все малые предприятия должны подавать финотчетность в статистику. Связано это с тем, что после недавних изменений* в Порядке № 419** из перечня тех предприятий, которые могут отчитываться только раз в год, малые предприятия исключены . Теперь НЕ подавать квартальную (промежуточную) финотчетность могут только:

* Статья «Подкорректирован Порядок подачи финотчетности: малые предприятия отчитываются поквартально» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 31).

** Порядок подачи финотчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

1) неприбыльные организации (независимо от их «размера»);

2) микропредприятия (исключение: микропредприятия — квартальные плательщики налога на прибыль — они должны подавать финотчетность налоговикам вместе с декларацией по налогу на прибыль; в статистику квартальную финотчетность им подавать не нужно);

3) предприятия — единоналожники группы 3.

Эти три категории предприятий/организаций отчитываются только раз в год.

Кто и когда подает промежуточную (квартальную) финотчетность за 9 месяцев 2019 года?

Категория предприятий

Подавать (не подавать) квартальную финотчетность

налоговикам

в статистику

Микропредприятия — «квартальные» плательщики налога на прибыль

+

(вместе с декларацией

по налогу на прибыль —

не позднее

1.11.2019 г. )

Х

Микропредприятия — «годовые» плательщики налога на прибыль

Х

Х

Микропредприятия — НЕплательщики налога на прибыль

Х

Х

Неприбыльные организации

Х

Х

Предприятия — единоналожники группы 3

Малые предприятия — «годовые» плательщики налога на прибыль

Х

+

(не позднее

25.10.2019 г.)

Малые предприятия — «квартальные» плательщики налога на прибыль

+

(вместе с декларацией

по налогу на прибыль —

не позднее

11.11.2019 г.)*

+

(не позднее

25.10.2019 г.)

Плательщики единого налога группы 4

(малые/средние/крупные)

Х

+

(не позднее

25.10.2019 г.)

Плательщики единого налога группы 4

(микропредприятия)

Х

Х

Средние/крупные предприятия — квартальные плательщики налога на прибыль

+

(вместе с декларацией

по налогу на прибыль —

не позднее

11.11.2019 г.)*

+

(не позднее

25.10.2019 г.)

* Обратите внимание! Промежуточную финотчетность в статистику нужно подать раньше, чем декларацию по налогу на прибыль. При подаче финотчетности в электронном виде через Единое окно (с идентификатором формы «S») она попадет сразу и в статистику, и налоговикам. Но это вовсе не означает, что в этот же «статсрок» придется подавать и «прибыльную» декларацию. С подачей последней спокойно можно тянуть до предельного 40-дневного срока. То есть можно сначала в «статсрок» подать отдельно финотчетность, а потом в предельные сроки подачи прибыльной декларации — подать декларацию по налогу на прибыль (консультация в категории 102.23.02 ЗІР).

МСФОшники. Предприятия, отчитывающиеся по МСФО, независимо от того, к какой категории предприятий они относятся, обязаны составлять и подавать промежуточную (квартальную) финотчетность. Причем если предприятиям, которые отчитываются по нацстандартам, Порядок № 419 разрешает подавать в составе промежуточной отчетности только две формы отчетов: Баланс и Отчет о финансовых результатах, то МСФОшники должны подавать в составе промежуточной финотчетности весь комплект отчетности. Разрешается по выбору предприятия только составлять их в несколько сокращенном виде (см. письма ГФСУ от 22.08.2018 г. № 27209/6/99-99-15-02-01-15 и Минфина от 23.08.2018 г. № 35210-07-10/22399).

Для МСФО-обязанных — формат XBRL станет обязательным для подачи годовой финансовой отчетности начиная с 1 января 2020 года. Подробнее см. на сайте frs.gov.ua.

Как понять: мы малое предприятие или нет (надо нам подавать отчетность или нет)? Критерии разделения предприятий на микро-/малые/средние/крупные приведены в ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете.

Для отнесения себя в ту или иную категорию предприятий достаточно соответствовать двум критериям из трех (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете).***

*** Если предприятие по трем критериям попадает в три разные категории, выбираем середину. Например, по количеству наемных работников предприятие является микропредприятием, по стоимости активов — малым, а по сумме дохода — средним (или крупным), в этом случае предприятие будет считаться малым. Подробнее — в статье «Годовая финотчетность за 2018 год: что нужно знать о правилах подачи» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 4).

Классификация предприятий по Закону о бухучете

Категория предприятия

Критерии оценки:

балансовая стоимость активов

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг)

среднее количество работников

Микро-

до 10501,5 тыс. грн.

(350 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)

до 21002,9 тыс. грн.

(700 тыс. евро х 30,0042 грн./евро*)

до

10 человек

Малое

до 120016,8 тыс. грн.

(4 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 240033,6 тыс. грн.

(8 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до

50 человек

Среднее

до 600084 тыс. грн.

(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до 1200168 тыс. грн.

(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

до

250 человек

Крупное

свыше 600084 тыс. грн.

(20 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

свыше 1200168 тыс. грн.

(40 млн евро х 30,0042 грн./евро*)

свыше

250 человек

* Предприятия, созданные до 2018 года, в расчет принимают среднегодовой курс НБУ за 2017 год — 30,0042 грн./€.

Предприятия, созданные в 2018 году, применяют среднегодовой курс НБУ за 2018 год — 32,1429 грн./евро (www.bank.gov.ua/files/Exchange_r.xls).

При этом нужно учесть следующие моменты:

— к какой категории относится предприятие, определяют по данным годовой финансовой отчетности за год, предшествующий отчетному;

— категорию предприятия меняем, если в течение двух лет подряд не соответствуем критериям соответствующей категории предприятий.

Что это все означает? Новая градация предприятий, определенная в Законе о бухучете, заработала в 2018 году, и впервые по новым правилам (по классификации из Закона о бухучете) предприятия себя классифицировали в 2018 году по данным финотчетности за 2017 год. Соответственно 2018 год был первым годом нахождения в определенной категории предприятий. Поскольку 2019 год является вторым годом нахождения в определенной категории, а в течение двух лет категория не должна меняться, то предприятие остается «по размеру» тем предприятием, которым себя классифицировало в 2018 году по данным отчетности за 2017 год. Например, если по результатам работы в 2017 году вы являлись микропредприятием, то и в 2019 году вы остаетесь микропредприятием. «Перебазироваться» в другую группу предприятие может только в 2020 году.

При определении того, к какой группе относится предприятие для целей составления финотчетности за 2019 год, анализируют показатели годовой финансовой отчетности за 2017 год (с использованием среднегодового курса евро за 2017 год — 30,0042 грн./€).

А вот если предприятие было создано только в 2018 году, то свою категорию оно определяет по данным финансовой отчетности за 2018 год. При этом соответствие разграничительным критериям определяют с использованием среднегодового курса евро за 2018 год — 32,1429 грн./€.

Вновь созданные предприятия (созданные в 2019 году) смогут просчитать, каким размерным критериям они соответствуют, только по итогам годовой отчетности за 2019 год (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете). Получается, вновь созданные предприятия отчетность за 9 месяцев 2019 года не составляют, если даже по году они выйдут на «малые» критерии.

По каким формам отчитываться? Предприятия, которые отчитываются по нацстандартам, подают в составе промежуточной отчетности две формы отчетов: Баланс и Отчет о финансовых результатах.

При этом для малых предприятий приказом Минфина от 31.05.2019 г. № 226 были обновлены формы финансовой отчетности (внесены изменения в НП(С)БУ 25). Теперь они подают Финансовую отчетность малого предприятия (раньше — финансовый отчет субъекта малого предпринимательства). Как и раньше, в ее состав входит Баланс (форма № 1-м) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-м).

Электронные формы отчетов для статистики — S0110012.

Обратите внимание: чуть изменилась форма № 1-м «Баланс» — в ней появилась статья «Нематериальные активы» (раньше эта информация отражалась по строке «Основные средства»).

Часто малые предприятия задаются вопросом: а можно вместо форм № 1-м и № 2-м подавать «общие» формы отчетов?

Выбирать между формами № 1-м, № 2-м и № 1-мс, № 2-мс нельзя. Но мы говорим о другом случае: вместо форм № 1-м и № 2-м — «общие» формы отчетов.

Закон о бухучете прямо такой возможности (выбирать между формами отчетности) не дает. Но НП(С)БУ 1 после недавних изменений, внесенных приказом Минфина от 31.05.2019 г. № 226, это разрешает. Так, в НП(С)БУ 1 прописали, что субъекты хозяйствования, которые имеют право применять НП(С)БУ 25, самостоятельно решают, пользоваться ли им формами отчетности из НП(С)БУ 25 или подавать «общий» (полный) комплект отчетности. Тем самым, по сути, определили, что в целях составления финотчетности малые предприятия вправе самостоятельно решить, каким стандартом руководствоваться (НП(С)БУ 25 или НП(С)БУ 1) и по какой форме финотчетности («общей» или сокращенной) им отчитываться.

В приказе об учетной политике желательно прописать, какую финансовую отчетность: сокращенную (по НП(С)БУ 25) или «общую» (по НП(С)БУ 1) будет составлять малое предприятие. Но, если выбираете «общие» формы финотчетности, то:

1) годовую финотчетность придется составлять по полному комплекту (вместе с примечаниями к годовой отчетности);

2) нужно будет применять общий План счетов. Поскольку в приказе № 186**** указано, что упрощенный План счетов могут применять те предприятия, которые составляют отчетность по формам из П(С)БУ 25;

**** Приказ Минфина «Об утверждении упрощенного Плана счетов бухгалтерского учета» от 19.04.2001 г. № 186.

А вот общий План счетов, составляя «малую» финотчетность по формам из П(С)БУ 25, применять можно.

3) нельзя будет пользоваться «поблажками» из ч. 7 НП(С)БУ 25 (например, не создавать резерв отпусков).

Логика такова: если решено отчитываться по полной форме, тогда во всем нужно подчиняться требованиям НП(С)БУ 1.

Ответственность за неподачу финотчетности. За неподачу в статистику (письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1-67) — грозит админштраф по ст. 1863 КУоАП (от 170 до 255 грн.). В случае неподачи финотчетности фискалам, декларация по налогу на прибыль считается неподанной. Подробнее — в статьях: «Финотчетность-2017» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 5), «Финотчетность подана не по той форме...» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 6).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить