* Детали найдете в статье «Книги ФЛП и К° — принят закон» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 29).
«Когда можно не вести?»
Еще раз. Очень важный нюанс. Воздержитесь от поспешных действий. На самом деле, изменения стартуют только с 1 января 2021 года. До этого момента по части книг учета ФЛП ничего (!) не меняется.
Работают все те же базовые правила:
— НКУ (п. 177.10, п.п. 296.1.1, п.п. 296.1.2);
— собственно порядки ведения книг (порядки от 19.06.2015 г. № 579, от 16.09.2013 г. № 481);
— норма для тех, у кого необходимость в регистрации новой Книги возникла в карантин, из постановления КМУ от 20.05.2020 г. № 392 (до этого она была в постановлении КМУ от 11.03.2020 г. № 211);
5. На период действия карантина временно разрешается:
…
2) физическим лицам — предпринимателям... вести учет доходов и расходов без использования книг учета доходов и расходов (книг учета доходов), если ведение указанных книг должно начаться после установления карантина, при условии дальнейшей подачи такими лицами книг учета доходов и расходов (книг учета доходов), в которые внесены данные о доходах и расходах, полученных (осуществленных) ими, для регистрации в контролирующие органы в течение трех месяцев со дня принятия решения об отмене карантина...
— норма из «кассового» Положения от 29.12.2017 г. № 148, что оприходование и учет полученных ФЛП наличных доходов осуществляется в книгах учета доходов (и расходов) в порядке, определенном КМУ.
«Подозреваю, что если ФЛП имеет Книгу доходов, то будет вынужден продолжать ее вести…»
Напомним, что необязательными хотят сделать книги учета доходов единоналожников групп 1, 2 и 3 на ставке 5 % (без НДС). При этом предполагается прописать, что отсутствие Книги учета доходов, а также ее ведение с нарушением установленного порядка может быть основанием для привлечения плательщика к ответственности исключительно (!) в случае, если такой плательщик уведомил налоговиков о желании вести такую Книгу.
Уведомления о желании вести Книгу нет (вы его не направили)? Тогда и Книгу формально можно с 01.01.2021 г. отложить в сторону и хранить в течение 3 лет.
Никакой разрегистрации Книги, передачи ее на хранение в налоговый орган сейчас не предусмотрено. В Порядке от 19.06.2015 г. № 579 лишь сказано, что «Книга хранится у плательщика налога в течение 3 лет после окончания отчетного периода, в котором совершена последняя запись».
По книгам плательщиков ЕН группы 3 на ставке 3 % и общесистемщиков ситуация немного другая:
— по единоналожникам остается Книга учета доходов и расходов. Отменяется лишь необходимость регистрации ее в налоговом органе. Здесь логичным выглядит продолжение ведения учета в старой Книге;
— по общесистемищикам на уровне НКУ вообще уходят от такого понятия, как Книга учета доходов и расходов. Может быть, это будет Книга, а может быть, и нет. В ст. 177 НКУ предполагается прописать, что типовая форма, по которой ведется учет доходов и расходов, и порядок ее ведения определяются Минфином. То есть Минфин, по идее, к 01.01.2021 г. должен будет «родить» такую типовую форму и порядок ее ведения. На нее и придется перейти. Если, конечно, Минфин к тому времени успеет все сделать.
Опять же, по книгам плательщиков ЕН группы 3 на ставке 3 % и общесистемщиков тоже никакой сдачи в налоговый орган не предусмотрено. Везде (Порядок от 19.06.2015 г. № 579, Порядок от 16.09.2013 г. № 481) одна и та же норма: Книга хранится у плательщика в течение 3 лет после окончания отчетного периода, в котором совершена последняя запись.
«А что вместо книг?»
Вот это уже очень интересный вопрос. В книгах у нас:
— методология учета. Порядки ведения книг во многом дополняют скупые нормы НКУ в части учета. У общесистемщиков так вообще это выражено очень ярко;
— место оприходования наличных поступлений;
— источник данных для заполнения деклараций по ЕН и НДФЛ/ВС;
Как со всем этим быть на фоне «книжной» либерализации.
Методология учета. Фактически ничего не меняется. Все базовые принципы сохраняются. По единому налогу практически все прописано в НКУ, по общей системе будет порядок от Минфина.
Если сам ФЛП пустит все на самотек и заполнит декларацию «абы как», при проверке за него все «упорядочат» налоговики .
Место оприходования наличных поступлений. Для начала нужно расставить приоритеты. Вначале Книга/порядок ее ведения, потом оприходование. Не наоборот.
Да, правила оприходования привязаны к ведению книг, но не устанавливают правил/особенностей их ведения. То есть не может быть так, что ФЛП не сможет отказаться от ведения Книги, поскольку иначе не будут выполнены требования об оприходовании.
Нет. Наоборот, НБУ придется в очередной раз править свое «кассовое» Положение от 29.12.2017 г. № 148. И вот на этом этапе, возможно, всплывут не очень удобные новшества для тех, кто не будет вести Книгу .
По тем ФЛП, которые применяют РРО/ПРРО, оприходование, очевидно, будет «посажено» на Z-отчет. Здесь никакой проблемы нет. Применяешь РРО/ПРРО в установленном законом порядке (в том числе делаешь и сохраняешь, как положено, Z-отчеты) — значит, у тебя все оприходовано.
Панические комментарии «если я не будут вести Книгу, значит, мне в любом случае придется применять РРО» ничего общего с действительностью не имеют! Еще раз — оприходование не может влиять на установленные Законом о РРО и НКУ правила применения РРО или правила ведения Книги. Оно лишь привязывается к уже действующим (!) правилам.
Для тех, кто работает с КУРО и РК (но без РРО/ПРРО), оприходование могут сделать записью в КУРО.
Основная интрига по тем, кто освобожден от РРО/ПРРО/КУРО с РК, и от Книги учета доходов может отказаться. Это группа 1 ЕН в первую очередь. И представители группы 2 ЕН, которые в 1 квартале 2021 года смогут сохранить «РРО-иммунитет».
Очевидно, для них оприходование наличных переориентируют на первичные документы, подтверждающие получение наличного дохода (которые соответственно придется составлять).
И если сейчас оприходования как такового можно особо не пугаться, ведь «убийственного» 5-кратного штрафа за неоприходование / несвоевременное оприходование наличных в Книге сейчас нет, то проблема с первичкой на полученный наличный доход все равно вылезет в другом месте (см. далее).
Не по причине штрафного моратория, а вообще. Его отменили еще в прошлом году — с 23.06.2019 г.
Источник данных для заполнения деклараций по ЕН и НДФЛ/ВС. В НКУ у нас есть такой п.п. 44.1:
«Для целей налогообложения плательщики налогов обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
Плательщикам налогов запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым настоящего пункта».
В этом плане можно было говорить, что Книга, по сути, «легализует» «без РРОшные» наличные поступления. Первичные документы на наличный доход единщики не оформляют. А перенос данных в единоналожную декларацию из Книги позволяет хоть как-то удовлетворить требования п.п. 44.1 НКУ.
Если Книгу субъект не ведет, то тогда и разговора нет — все данные декларации должны быть подтверждены первичными или другими документами, ведение которых предусмотрено законодательством.
По безналичным поступлениям — это выписка с банковского счета.
По наличным, которые пропустили через РРО/ПРРО, — Z-отчет.
По наличным, которые прошли через РК с КУРО, — КУРО.
А что по остальным наличным? Придется составлять первичку на «приход» наличных — расчетные квитанции и т. п. В принципе, с чем-то похожим мы уже когда-то сталкивались**.
** Освежить в памяти детали поможет статья «Готовь сани летом, а товарные чеки (квитанции) — до проверки» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 44).
На этом пока ставим точку. Ждем итоговой версии закона, после чего добавим еще деталей.