Закон № 533
Амнистия по весенним налоговым нарушениям. Начинается Закон с освобождения от штрафов за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г. Но такая поблажка не касается нарушений, перечисленных в п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, в частности:
— нарушения правил учета, производства и обращения горючего или спирта этилового на акцизных складах;
— нарушения начисления, декларирования и уплаты НДС, акциза, рентной платы.
Формально за нарушения регистрации НН/РК штрафы не должны применять, ведь это не подпадает под указанные выше штрафоопасные нарушения.
В период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г. налогоплательщикам не начисляется пеня, а плательщикам ЕСВ — с 01.03.2020 г. по 30.04.2020 г. Начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.
Также не будут применять штрафы за несвоевременную или неполную уплату ЕСВ3, несвоевременную подачу ЕСВ-отчетности в периоде с 01.03.2020 г. по 30.04.2020 г.
3 В том числе одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей).
Проверочный мораторий. Установлен с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. Касается проведения налоговиками документальных и фактических проверок, кроме документальных внеплановых проверок по вопросам возмещения НДС.
Запланированные проверки, не начатые по состоянию на 18.03.2020 г., будут сдвинуты (обновленный план-график должны обнародовать до 30.03.2020 г.), а начатые, но не законченные — временно остановлены на период до окончания моратория.
На период действия проверочного моратория останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НКУ.
Документальные проверки по ЕСВ приостановлены с 18.03.2020 г. по 18.05.2020 г.
Кроме того, до 31.05.2020 г. органам государственного надзора (контроля) запретили проводить плановые мероприятия по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хоздеятельности. Исключение — государственный надзор (контроль):
— за деятельностью субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными КМУ критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска;
— в сфере соблюдения требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен;
— в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения.
«Гражданская» декларация о доходах: отсрочка на 2 месяца. Подать такую декларацию тем, кто еще этого не сделал, можно до 01.07.2020 г., а уплатить налоговые обязательства по ней — до 01.10.2020 г. (согласно п. 523 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Два месяца без платы за землю и недвижналога. Освобождение предусмотрено для уплаты за март и апрель. Касается как земельного налога, так и арендной платы за землю государственной и коммунальной собственности, причем только по земучасткам, используемым в хоздеятельности. Касается как юрлиц, так и ФЛП. Тем, кто декларирует обязательства и уже их задекларировал, — чтобы не платить, нужно уточнить декларации. Тем, кто еще не задекларировал, — подавать декларации с нулями. Тем, кому начисляют налоговики (касается большинства ФЛП), сами же налоговики и должны учесть этот нюанс. Но это уже в 2021 году, поскольку в «бездекларационном» варианте уплата происходит постфактум (за 2020 год платится в 2021 году)4.
4 Нюансы найдете в статье «Должен ли ФЛП отчитываться по земле и недвижналогу?» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 5).
Такое же освобождение имеем по налогу на недвижимость, отличную от земельного участка. Но внимание, только по объектам нежилой недвижимости. Действия субъектов хозяйствования такие же.
ЕСВ «за себя» для ФЛП и Ко: маленькая радость. ФЛП, независимых профессионалов и членов фермерского хозяйства освободили от уплаты ЕСВ «за себя» за март и апрель 2020 года. При этом такие периоды включаются в их страховой стаж и считается, что страховые суммы были уплачены в размере минимального страхового взноса, определенного законодательством для каждого из таких периодов.
Получается, уже при уплате ЕСВ за первый квартал можно заплатить только за январь и февраль. А наперед уплаченное будет переплатой.Никаких специальных бумаг/пояснений дополнительно подавать налоговикам не нужно.
В электронном кабинете налоговики наверняка начисления проведут за полный квартал. Но это не повод платить ЕСВ «за себя» за освобожденные месяцы.
Потом нужно будет быть внимательным при декларировании по году в форме № Д5 итоговых обязательств по ЕСВ. Если вы по льготным месяцам покажете начисление ЕСВ, это будет воспринято как сигнал, что ФЛП передумал и решил за эти месяцы ЕСВ все-таки заплатить!
Единый налог (ЕН) — «в пролете» . Освобождения от уплаты ЕН не предусмотрено. Возможно, подсуетятся местные органы власти и снизят ставки для групп 1 и 2, но гарантии этого никакой нет. Как вариант для единоналожников групп 1 и 2, которые не имеют работников, — уйти в отпуск продолжительностью один календарный месяц, чтобы за этот месяц не платить ЕН (о чем — в отдельной статье этого номера).
РРО-революцию перенесли. Всю запланированную на 19.04.2020 г. первую волну5 РРО-изменений отложили до 01.08.2020 г. А здесь у нас были: и программные РРО, и проблема с документами на товар для ФЛП, и добавление еще одного «губителя» РРО-иммунитета для ФЛП на ЕН групп 2 — 4 — платных услуг в сфере охраны здоровья, и безотносительный РРО-иммунитет у ФЛП на ЕН, и урезание «кассовой» льготы из п. 1 ст. 9 Закона об РРО для юрлиц-производителей ювелирки, и увеличение РРО-штрафов, и новации по десятизначным кодам УКТ ВЭД для подакцизных товаров. Все это смещено на 01.08.2020 г.
К слову, платные услуги в сфере охраны здоровья вообще решили «оставить в покое». И даже с августа они уже не будут приводить к потере единоналожниками РРО-иммунитета.
5 Детали — в статье «Привет, апрель», или Первая волна РРО-изменений (19.04.2020 г.)» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 11).
Остальные две волны РРО-изменений отодвинули на квартал (с октября 2020 года на январь 2021 года, с января 2021 года на апрель 2021 года).
Больничные в размере 50 %. На период пребывания в специализированных учреждениях здравоохранения, а также на самоизоляции под контролем в связи с проведением мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни, застрахованному лицу предоставляется пособие по временной нетрудоспособности. Его должны выплачивать в размере 50 % средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа.
Другие изменения, внесенные Законом № 533, не столь существенны и близки для бухгалтеров. Они касаются просрочки потребителя по выполнению обязательств по договору потребительского кредита, предоставления жилищно-коммунальных услуг и их оплаты.
Закон № 530
Отпуск без сохранения зарплаты. В КЗоТ и Законе об отпусках прописали, что срок пребывания в отпуске без сохранения зарплаты на период карантина не включается в «ограничительный» срок, который равен 15 к. дн. Речь идет об отпуске по ст. 26 Закона об отпусках, когда работник идет в отпуск за свой счет, так сказать, «по обоюдному согласию».
Административная и уголовная ответственность: крупные неприятности. Нарушение правил карантина людей, санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпидемических правил и норм, предусмотренных Законом № 16456, другими актами законодательства, а также решений органов местного самоуправления по вопросам борьбы с инфекционными болезнями, теперь чрезвычайно штрафоопасно. Согласно ст. 443 КоАП это может повлечь наложение штрафа на граждан (в том числе ФЛП) от 1 до 2 тыс. нмдг (17 — 34 тыс. грн) и на должностных лиц (например, на того же директора) — от 2 до 10 тыс. нмдг (34 — 170 тыс. грн).
6 Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней» от 06.04.2000 г. № 1645-III.
Среди «других актов законодательства», очевидно, и судьбоносное постановление № 2117, которым установлен карантин на всей территории Украины до 03.04.2020 г.
7 Постановление КМУ «О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2» от 11.03.2020 г. № 211 (с последними изменениями).
Протоколы о таких админправонарушениях согласно ст. 255 КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел (Нацполиции), охраны здоровья и государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами8 сельских, поселковых, городских советов.
8 А в населенных пунктах, где не созданы исполнительные комитеты, — исполнительными органами, исполняющими их полномочия.
Рассматривать же такие дела уполномочены судьи районных, районных в городе, городских или городских районных судов (ст. 221 КоАП).
Если же нарушения повлекли или заведомо могли повлечь распространение заболеваний или привели к гибели людей/другим тяжелым последствиям, то грозит уже уголовная ответственность.
На этом пока все… Более детальный анализ по тому же уточнению «земельных» и «недвижимых» обязательств — в ближайших номерах.