(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 104
  • № 103
  • № 102
  • № 101
  • № 99
  • № 98
  • № 97
  • № 96
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
13/24
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Декабрь , 2014/№ 100

Арендуем землю в зоне АТО: платить/не платить, отчитываться/не отчитываться?

http://tinyurl.com/y3cnbg88
Предприятие арендует земельный участок коммунальной собственности в одном из райцентров востока Украины. Сегодня в этом населенном пункте идут боевые действия, что делает невозможным проведение там хоздеятельности. Само предприятие расположено вне зоны АТО и имеет возможность своевременно платить налоги и подавать налоговую отчетность. Как в данном случае быть с арендной платой за землю?
Ситуация, знакомая многим, не так ли? Тогда давайте разберемся с этим вопросом нашего читателя. И заодно поможем всем остальным, кто, так или иначе, причастен к землепользованию в зоне АТО.

Проведение антитеррористической операции (АТО) на востоке Украины поставило перед субъектами хозяйствования целый ряд непростых проблем. Некоторые из них решил Закон № 1669 (читайте о нем подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88, с. 11). А в отношении других возникли новые вопросы, покруче прежних. Такова уж традиция нашего законотворчества…

Так вышло и с освобождением от платы за землю на территории АТО.

Освобождение — кого и от чего?

Для начала процитируем ту норму, которую сегодня нам предстоит обсасывать со всех сторон ☺, — ст. 5 Закона Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» от 02.09.2014 г. № 1669-VII (далее — Закон № 1699):

Во время проведения антитеррористической операции освободить субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции, от уплаты за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности

В чем «соль» приведенной нормы? Чтобы это понять, вспомните: согласно земельному законодательству пользование землей может быть (1) срочным и (2) постоянным. В первом случае речь идет о землепользовании на праве аренды (см. ч. 1 ст. 93 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III; далее — ЗКУ), во втором — на праве постоянного пользования земельным участком (см. ч. 1 ст. 92 ЗКУ).

Идем дальше. За срочное пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности, т. е. за их аренду, взимается арендная плата. Причем в налоговом законодательстве она имеет статус общегосударственного налога (п.п. 9.1.10 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI; далее — НКУ). За постоянное пользование земельным участком взимается земельный налог. Это следует из п.п. 14.1.72 НКУ. Наконец, оба платежа — земельный налог и арендная плата — являются разновидностями платы за землю, порядок взимания которой урегулирован разд. XIII НКУ.

Получается, что ст. 5 Закона № 1699 освобождает плательщиков платы за землю от внесения ее в бюджет. Однако не всех, а лишь тех, кто пользуется (как срочно, так и постоянно) земельными участками государственной и коммунальной собственности.

Но что значит в данном контексте слово «освобождает»? Особенно если вспомнить, что от уплаты какого-либо другого налога (сбора) Закон № 1699 субъектов хозяйствования из АТО не освободил. Ну разве что от ЕСВ*, но там немного другая песня (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 88, с. 11), поэтому нам бы не хотелось здесь микшировать две разные партитуры. ☺

* И еще от арендной платы за пользование государственным и коммунальным имуществом. Но она налогом не является, поэтому декларированию в налоговые органы не подлежит. Да и глагол законодатель употребил другой (см. ст. 7 Закона № 1699) — не «освободить», а «отменить» (укр. — скасувати). То есть получается, что до окончания АТО такую арендную плату можно не платить — и точка!

Механизм действия этого Закона построен на другом принципе — освобождении от налоговой ответственности в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы (так называемого форс-мажора). Что надо предпринять для этого, какие документы, куда и в какие сроки подать, читайте на с. 5 сегодняшнего номера. Если в двух словах, то все налоги, плательщиком которых субъект хозяйствования был до начала АТО, а также возможные финансовые санкции, пени и штрафы будут ему прощены, но только если:

1) он получит сертификат о форс-мажорных обстоятельствах;

2) подаст его вместе с заявлением в налоговый орган;

3) добьется от фискалов решения о продлении сроков подачи отчетности, а также списании и/или отстрочке налогового долга.

Очевидно, что плательщикам платы за госкомземли законодатель приготовил нечто другое. Иначе, зачем тогда было выносить их в отдельную статью, если по большому счету они могли бы воспользоваться вышеописанным механизмом, предусмотренным для всех остальных налогов? Для ответа на этот вопрос зайдем с другой стороны. ☺

Освобождение = льгота?

С точки зрения налогового законодательства (см. п. 30.1 НКУ), освобождение плательщика налогов от обязанности по начислению и уплате налога или сбора, уплата им налога или сбора в меньшем размере при наличии соответствующих оснований являются налоговой льготой. Как определено пп. 30.2 — 30.3 этого Кодекса, основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу плательщиков налогов, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

Плательщик налогов имеет право использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия

Вроде бы, все сходится. Стало быть, освобождение землепользователей госкомземли в зоне АТО от платы за землю следует рассматривать как льготу? Тем более что эту мысль подтверждают и налоговики (см. консультацию в подкатегории 112.04 БЗ).

Что же это означает в практическом плане?

Во-первых, землепользователи не освобождены от обязанности подавать соответствующие декларации за земельные участки, с которых плата за землю не взимается вследствие применения АТО-льготы. О такой обязанности любых «земельных» льготников говорится в консультации из ЕБНЗ под кодом 112.05. Это значит, что если АТО не завершится до 20.02.2015 г. — предельного срока предоставления земельной отчетности за 2015 год, то подать ее все же придется.

Другое дело, что тем, кто не сможет это сделать по объективным причинам (из-за форс-мажорных обстоятельств), можно будет воспользоваться общим механизмом Закона № 1669 и продлить сроки подачи такой отчетности. Кроме того, если* считать сроком начала действия земельной АТО-льготы 14.04.2014 г. (см. ст. 1 Закона № 1669), то придется подать уточненную декларацию и за 2014 год. Как это делается, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 25, с. 25. При этом излишне уплаченные суммы можно либо вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей.

* Почему «если», вы узнаете дальше.

Во-вторых, в соответствии с п.п. 16.1.6 НКУ плательщики налогов обязаны предоставлять контролирующим органам информацию, сведения о суммах средств, не уплаченных в бюджет в связи с получением налоговых льгот. А согласно п. 30.6 этого Кодекса субъекты хозяйствования — плательщики налогов, не уплачивающие в бюджет суммы налогов и сборов в связи с получением налоговых льгот, обязаны вести учет этих сумм.

Конечно, вы помните, что такой учет осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233. Его основные требования к «льготникам» — составление и подача в налоговый орган Отчета о суммах налоговых льгот по форме, приведенной в приложении к этому Порядку. Значит, его надо будет подать как минимум за период с 14.04.2014 г. по 31.12.2014 г. (не позднее 09.02.2015 г.). И не забудьте потом поквартально отчитываться в 2015 году. Об особенностях составления этого Отчета читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 32, с. 9.

Освобождение — фантом?

Ну а теперь плохая новость. ☹ ГФСУ, как всегда, ставит палки в колеса налогоплательщикам, запрещая по сути пользоваться земельной АТО-льготой. По крайней мере, именно так мы поняли общую тональность той консультации из подкатегории 112.04 БЗ, которая упоминалась выше.

Безусловно, в чем-то они правы. Ну, хотя бы в том, что (см. ст. 1 Закона № 1669)

субъект хозяйствования имеет право воспользоваться любой поблажкой Закона № 1669, если он проводит свою деятельность в населенных пунктах, находящихся на территории проведения АТО

Но как географически ее определить? Ответ на этот вопрос законодатель поручил дать правительству (см. абзац третий п. 5 ст. 11 Закона № 1669). Но, к сожалению, на сегодня распоряжение КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р с перечнем населенных пунктов, входящих в зону АТО, приостановлено. Тем самым как бы приостановлено и действие Закона № 1699.

Но это не самое страшное — отчаиваться не стоит! Куда хуже то, что налоговики в своей консультации из БЗ пытаются сказать, мол, в любом случае до внесения соответствующих льготных норм в НКУ никаких льгот по налогообложению и не ждите.

А всему виной наше противоречивое законодательство. С одной стороны, налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются исключительно НКУ (п. 30.5 ст. 30 НКУ). Поэтому до внесения в него изменений, считают фискалы, с АТО-льготами придется обождать.

С другой же стороны, после принятия Закона № 1699 все остальные законы и прочие нормативно-правовые акты Украины действуют в части, не противоречащей этому Закону. Об этом прямо сказано в его п. 5 ст. 11, и столь важную норму Закона № 1669 ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов.

Наше мнение на сей счет таково: дождитесь перечня территорий, входящих в АТО, и смело пользуйтесь земельной АТО-льготой. А пока уповайте на общий механизм освобождения от налоговой ответственности, заложенный в Закон № 1699.

Скорей бы уж произошло хоть что-нибудь — или перечень появился, или АТО в конце концов прекратилась!

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
АТО, аренда земли добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье