Работаем с адвокатами и нотариусами

В избранном В избранное
Печать
Компаниец Мария, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2014/№ 102
Когда речь заходит о сотрудничестве с адвокатами и нотариусами, у вас наверняка возникает вопрос: как оформить документально и обложить выплаты этим лицам. Но у медали две стороны: самозанятые лица тоже могут покупать товары/работы/услуги у субъектов хозяйствования. И здесь поджидают свои сюрпризы. Как покупать у самозанятых* и как им продавать? Читайте дальше.

* Предыдущие материалы, посвященные независимой профессиональной деятельности, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 21, № 98, с. 25, № 100, с. 21.

Услуги самозанятых лиц: НДФЛ, ЕСВ, ВС у источника выплаты дохода

Налогооблагаемым доходом самозанятого лица является совокупный чистый доход, который он рассчитывает самостоятельно. Самозанятые лица самостоятельно рассчитывают НДФЛ с сумм доходов, полученных ими от осуществления независимой профессиональной деятельности (далее — НПД), и уплачивают его в бюджет. Расчет они производят в соответствии с данными, указанными ими в годовой декларации об имущественном состоянии и доходах. То же касается и ЕСВ. Логично, что субъект хозяйствования, выплачивая такому лицу доход, удерживать НДФЛ и взимать ЕСВ у источника выплаты не должен. И военный сбор (далее — ВС) с выплат самозанятым лицам не удерживают**. Вместе с тем

субъект хозяйствования должен обосновать свое право не платить НДФЛ, ЕСВ, ВС. Для этого он должен потребовать от независимого профессионала копию справки о взятии на учет по ф. № 4-ОПП

** Это подтверждает консультация специалистов ГФСУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 46).

В отношении НДФЛ этого требует п. 178.5 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Обратите внимание! В этой справке в обязательном порядке перед фамилией, именем и отчеством физического лица — нотариуса или адвоката должен быть указан вид профессиональной деятельности (например, «Частный нотариус», «Адвокат»). Об этом говорят и налоговики в письме ГНСУ от 17.01.2013 г. № 1004/7/18-3117.

В Налоговом расчете по ф. № 1ДФ налоговый агент отражает выплаченный независимому профессионалу доход, связанный с ведением независимой профессиональной деятельности, с признаком дохода «157».

А вот в отчетности по ЕСВ (форма № Д4) доход, выплаченный лицам, осуществляющим НПД, с которого не взимается ЕСВ, показывать не нужно.

Как быть, если нотариус, адвокат не предоставил справку по форме № 4-ОПП? В этом случае придется удержать НДФЛ, ВС у источника выплаты и заплатить ЕСВ. Субъект хозяйствования перечисляет их по своему месту налоговой регистрации.

При этом доход следует выплатить за вычетом удержанных НДФЛ, ВС и ЕСВ. Если же была выплачена вся сумма, указанная в документе, подтверждающем получение самозанятым лицом денежных средств за свои услуги, то субъекту хозяйствования ничего не остается, как уплатить НДФЛ, ЕСВ и ВС за счет собственных средств. Напомним: чтобы определить базу обложения НДФЛ, а также базу для взимания ВС и ЕСВ, необходимо применить «натуральный» коэффициент.

Что интересно: налоговики, считают, что в такой ситуации, несмотря на уплату НДФЛ субъектом хозяйствования, доход, выплаченный самозанятому лицу, все равно следует отражать с признаком дохода «157» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 62, с. 47, ср. 025069200). А вот в отчетности по ЕСВ (форма № Д4) такой доход отражайте как доход, полученный по гражданско-правовому договору за предоставленные услуги (ЕСВ уплачивайте по ставке 2,6 % в части удержаний и 34,7 % — в части начислений).

Подтверждаем расходы: какие документы оформлять

И для налогового, и для бухгалтерского учета важное значение имеет правильное документальное оформление расходов.

Начнем с адвокатов. Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 05.07.2012 г. № 5076-VI (далее — Закон об адвокатской деятельности) гласит: адвокатская деятельность осуществляется на основании договора о предоставлении правовой помощи (ч. 1 ст. 26).

Договор о предоставлении правовой помощи заключают в письменной форме (ч. 1 ст. 27 Закона об адвокатской деятельности). Случаи, когда такой договор заключается в устной форме, определены ч. 2 ст. 27 Закона об адвокатской деятельности. Таким образом,

факт предоставления адвокатом услуг подтвердят договор и составленный к нему акт

Согласно ч. 2 ст. 27 Закона об адвокатской деятельности договор о предоставлении правовой помощи может совершаться устно в случаях:

1) предоставления устных и письменных консультаций, разъяснений по правовым вопросам с дальнейшей записью об этом в журнале и вручением клиенту документа, подтверждающего выплату гонорара (вознаграждения);

2) если клиент безотлагательно нуждается в предоставлении правовой помощи, а заключение письменного договора при конкретных обстоятельствах является невозможным — с дальнейшим заключением договора в письменной форме в течение трех дней, а если для этого существуют объективные препятствия — в ближайший возможный срок.

Таким образом, в случае, описанном в п.п. 1 ч. 2 ст. 27 Закона об адвокатской деятельности, клиент получит только один документ — документ, подтверждающий оплату гонорара. Советуем попросить адвоката сделать в нем пометку о том, что договор заключался в устной форме, и перечислить, какие именно услуги были оплачены.

Если услуги оплачены в безналичной форме, вопросов с подтверждением оплаты нет (адвокат выставляет для оплаты счет, который оплачивается с текущего счета). А если услуги оплачиваются наличкой? Каких-либо требований к оформлению расчетного документа адвокатами законодательство не содержит. Усложняет ситуацию и то, что профильный Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР также не определяет порядок осуществления расчетов лицами, осуществляющими НПД, и соответственно не распространяется на этих лиц. На практике для таких целей используют квитанции об уплате денежных средств, подтверждающие проведение наличных расчетов. Заметим, что такой документ должен содержать все реквизиты первичного документа, названные в ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете).

С услугами нотариусов ситуация обстоит так. Нотариус обязан выдать сторонам правовой сделки письменную справку о размере платы за совершение соответствующего нотариального действия (ст. 8 Закона Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII, п. 1.21 Порядка совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденного приказом Минюста от 22.02.2012 г. № 296/5). Ее он подписывает и скрепляет печатью. Таким образом,

факт предоставления услуг нотариусом подтвердит справка о размере платы за совершение соответствующего нотариального действия

Подтвердить факт наличной оплаты можно квитанцией об уплате денежных средств, которая будет содержать все реквизиты первичного документа, названные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете. Вместе с тем не исключен и другой вариант: привести информацию о наличной оплате в выдаваемой нотариусом справке.

Налог на прибыль и бухучет

В бухгалтерском учете расходы на нотариальные услуги и услуги адвокатов в большинстве случаев попадут в состав административных расходов текущего периода (п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы»). Учитываются эти расходы по дебету счета 92 «Административные расходы».

А вот если нотариальные расходы связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов, то они будут формировать их первоначальную стоимость (п. 8 П(С)БУ 7 «Основные средства», п. 11 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы»). Соответственно, их нужно отразить по дебету счета 15 «Капитальные инвестиции».

В налоговом учете ситуация аналогичная:

— в большинстве случаев, расходы на услуги нотариуса и адвоката попадут в периоде их осуществления в состав административных расходов
(п.п. 138.10.2 НКУ), которые надо отразить в строке 06.1 декларации о прибыли предприятия;

— а вот если услуги нотариуса связаны с приобретением основных средств или нематериальных активов, стоимость таких услуг включайте в первоначальную стоимость соответствующего основного средства (нематериального актива) с последующей амортизацией. Для основных средств основание — п. 146.5 НКУ, конечно же, если такое основное средство используется в хозяйственной деятельности. А вот что касается нематериальных активов, то, к сожалению, НКУ не говорит о том, как определять их первоначальную стоимость. Считаем, нужно ориентироваться на правила бухучета.

Обратите внимание! Налоговики считают, что если нотариальное удостоверение договора не является обязательным в соответствии с законодательством, то оснований для формирования налоговых расходов нет (см. консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ). Мы в правомерность такого фискального подхода не верим. Наши аргументы таковы: если в договоре прописано условие о его нотариальном удостоверении, это условие становится обязательным, а потому расходы плательщика, связанные с таким удостоверением, имеют хозяйственную направленность.

Продаем самозанятым лицам

В общем случае, субъекты хозяйствования вправе свободно работать с лицами, осуществляющими НПД. Однако ФЛП — плательщики единого налога группы 2 могут непроизвольно насторожиться. Почему? — спросите вы.

Как известно, единоналожники могут заниматься предоставлением услуг, в том числе бытовых, только плательщикам единого налога и/или населению (п. 291.4 НКУ). Лица, осуществляющие НПД, в договорах, как правило, указывают свой статус.

Как мы выяснили, лица, осуществляющие НПД, не являются ФЛП, а потому не могут быть единоналожниками. Но, может быть, их можно рассматривать как население? Считаем, что для этого нет никаких преград. Давайте разберемся.

Гражданское и хозяйственное законодательство для физлиц определяет два статуса, в которых они могут вести хоздеятельность: предприниматель и обычное физическое лицо. Раз лица, осуществляющие НПД, не считаются ФЛП, то с точки зрения гражданского законодательства остается только классифицировать их как обычных граждан. Поэтому не видим никаких препятствий для работы ФЛП— плательщиков единого налога группы 2 с лицами, осуществляющими НПД.

Вместе с тем, если субъект хозяйствования (в частности, ФЛП на едином налоге группы 2) продает что-то независимому профессионалу, а не выплачивает ему доход, то для него совсем не обязательно, чтобы в договоре было указано, что договор заключен именно с физлицом-нотариусом. Субъект хозяйствования может настаивать на том, чтобы договор заключался от имени обычного физического лица (ведь, как было сказано выше, с точки зрения гражданского законодательства у физлица есть два статуса: предприниматель или обычное физлицо).

Здесь в порыве защитить свои налоговые расходы может возразить независимый профессионал, опасаясь нелояльности налоговиков. Однако мы убеждены: при должном документальном оформлении препятствий для отражения «разрешенных» расходов в составе налоговых (тех, которые уменьшат налогооблагаемый доход) нет, даже в случае если в документах фигурирует обычное физлицо.

На этом мы завершаем цикл статей о деятельности лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность. Уверены, они помогли вам разобраться со многими непростыми вопросами. Если сложности все же остались — пишите. Мы с радостью поможем вам расставить все точки над «і».

выводы

  • Субъекты хозяйствования могут свободно работать с лицами, осуществляющими НПД. Это касается и ФЛП-единоналожников группы 2.

  • Для того чтобы с дохода адвоката/нотариуса не взимать ЕСВ, не удерживать НДФЛ и ВС, возьмите у него копию справки о взятии на учет по ф. № 4-ОПП.

  • В Налоговом расчете по ф. № 1ДФ отражайте выплаченный независимому профессионалу доход с признаком «157».

  • Факт предоставления адвокатом услуг подтвердят договор и составленный к нему акт, а факт предоставления услуг нотариусом — справка о совершенных нотариальных действиях.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить