Контролируемые операции с крымскими контрагентами: тоже «по-взрослому»

В избранном В избранное
Печать
Голенко Александр, шеф-редактор
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2014/№ 96
Наше предприятие находится в континентальной части Украины. Мы планируем сделку с контрагентом, зарегистрированным в Крыму. Будет ли она считаться контролируемой операцией?

Фискалы утверждают, что ваша сделка может получить статус контролируемой операции только в одном случае. Каком? Если общая сумма операций в ее рамках (т. е. с одним контрагентом) достигнет 50 млн грн. (без учета НДС) за календарный год. При этом в текущем 2014 году в качестве расчетного периода для подсчета соответствующей суммы принимается интервал с 27.09.2014 г. — даты вступления в силу Закона № 1636* — и до 31.12.2014 г. включительно. Скажем прямо: неожиданный вывод… ☺

* Закон Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» от 12.08.2014 г. № 1636-VII.

Давайте разберемся почему.

Напомним, что согласно п. 5.2 ст. 5 Закона № 1636:

Взаимоотношения между лицами, имеющими налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым», и лицами, имеющими налоговый адрес на другой территории Украины, являются контролируемыми операциями согласно статье 39 Налогового кодекса Украины»

Разумеется, вы уже читали об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 13; № 94, с. 25.

Теперь зайдем «с другой стороны».

Известно, что критерий для признания операции контролируемой установлен п.п. 39.2.1.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Напомним, что такими признаются операции, предусмотренные в пп. 39.2.1.1 и 39.2.1.2 НКУ. При условии, что общая сумма таких операций плательщика с каждым контрагентом равна или превышает 50 млн грн. (без учета НДС) за соответствующий отчетный календарный год. Кстати, проведение вами контролируемой операции повлечет за собой дополнительные обязанности (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 19).

Невооруженным глазом видно, что обсуждаемый критерий касается только операций, перечисленных в пп. 39.2.1.1 и 39.2.1.2 НКУ, среди которых, конечно же, можно найти нерезидентов, но: либо — связанных лиц (п.п. 39.2.1.1), либо зарегистрированных, в частности, на территориях согласно обещанному перечню, подлежащему утверждению КМУ и обнародованию (п.п. 39.2.1.2). Понятно, что Крыма в «мнимом» перечне нет… ☹

Логичным был бы вывод, что любые операции любых континентальных субъектов с любыми крымскими начиная с 27.09.2014 г. признавались бы контролируемыми независимо от суммы… ☹

Тем не менее в недавней консультации из подкатегории 137.01 БЗ фискалы в очередной раз воспользовались своим традиционным аргументом — «таким образом» ☺ и пришли к совершенно противоположному выводу: таки да — «с любыми», но лишь при достижении стандартного критерия «50 млн грн. без учета НДС» (с каждым и лишь по итогам календарного года):

Таким образом, операции, осуществленные* с лицами, которые имеют налоговый адрес на территории СЭЗ «Крым» и достигли стоимостного критерия, определенного п.п. 39.2.1.4 ст. 39 НКУ, признаются контролируемыми независимо от того, является ли такое лицо связанным или нет

* Лицами с континентальной регистрацией.

Ну что ж, как говорится, «кто-то стал бы спорить, мы — нет»… ☺

Ограничимся советом: обратитесь-ка к своим фискалам за индивидуальной налоговой консультацией на эту тему в порядке, установленном ст. 52 НКУ, — не помешает. Вдруг еще в ГФСУ передумают…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить