Начнем с того, что наименование товара служит для одной цели — его однозначной идентификации во всех разновидностях учета — складском, бухгалтерском, налоговом. Впрочем, для серьезных предприятий, благодаря интегрированным учетным системам, по сути речь при этом идет об одном и том же. Кстати, в интернет-магазинах с этим особо не заморачиваются, а просто используют дополнительный реквизит «код товара» и все дела… Казалось бы, чего проще — закодируйте все товары на предприятии и будет вам счастье?.. Но тут есть два «но». Первое — товар поступил от продавца по документам, в которых он назван не цифровым кодом, а как-то более «по-человечески». Этим мы намекаем на второе — с товаром имеют дело люди, а не роботы, а людям — и в конечном счете покупателям — одного лишь кода явно недостаточно… Жаль только, что зачастую эти люди одно и то же устройство — например, смартфон — склонны называть по-разному: «айфон», «терминал», «КПК» или даже попросту «телефон»… ☹
В учетном смысле больше всего перьев уже сломано, во-первых — в контексте заполнения графы 3 «Номенклатура товарів/послуг продавця» налоговой накладной* (далее — НН), а во-вторых — в контексте названия товара в чеке РРО (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, с. 21).
* Действующая с 01.12.2014 г. форма НН утверждена приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957, а та, которая, может быть (почему «может быть», см. в сноске на с.15), начнет применяться с 1 января, — приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1129.
Начнем с менее глобального — второго вопроса.
Наименование товара в чеке РРО
Напомним, что согласно абзацу восьмому разд. 1 Положения № 614:
наименование товара — это слово, сочетание слов или слова и цифрового кода, отражающих потребительские признаки товара и однозначно идентифицирующих его в документообороте субъекта хозяйствования
При этом Положение № 614 относит наименование товара к обязательным реквизитам как фискального кассового чека (абзац восьмой п. 3.2), так и расчетной квитанции (абзац шестой п. 5.3). А это уже не шутки! Ведь фискалы в отношении нарушений указанных требований Положения № 614 занимают жесткую позицию, применяя санкции согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО (напомним их размер: на первый раз штраф составит 1 грн., за второе нарушение — 100 % стоимости проданного товара, за последующие — пятикратную стоимость соответствующего товара). Кроме того, за это нарушение фискалы угрожают админштрафом согласно ст. 1551 КоАП (см. подкатегорию 109.20 БЗ). Их логика такова, что в случае неверного заполнения этот реквизит признается отсутствующим, и тогда подключается жесткая формулировка п. 2.1 Положения № 614. Мол, при отсутствии хотя бы одного из обязательных реквизитов документ не признается расчетным,
т. е. он как бы вообще «не распечатан».☹
На всякий случай заметим, что судебные инстанции, вплоть до Верховного Суда Украины, не разделяют эту позицию. По их мнению, ущербный реквизит расчетного документа не приравнен в Положении № 614 к отсутствию самого расчетного документа (см., например, постановление ВСУ от 05.12.2011 г. по делу № 21-242a11).
Что касается приведенного выше определения, то стоит заметить, что при нынешнем многообразии товаров одного слова для идентификации не хватает практически никогда. А вот потребительский признак нужен далеко не всегда — лишь в качестве дополнительного идентификатора (например, «лампа накаливания электрическая «Philips» 40 Вт», «эмаль ПФ-115 2,7 кг синяя» — потому что есть другие электролампы, у которых «все то же», но другая мощность, или такая же эмалевая краска той же фасовки, но, скажем, желтая).
И еще один тонкий момент, касающийся данных о производителе товара. Если та же эмаль передается для использования в своем производстве, то можно в учете валить ее в одну «кучу малу»: возможный разброс в свойствах эмали одной марки от разных производителей будет проблемой технологов ☹. А вот для торговли напротив — такие данные принципиально важны, например, для указания в прайсах и ценниках, и фискальных чеках РРО, да и в НН тоже (см. ниже). При этом название производителя будет непременным атрибутом наименования товара (например: «эмаль ПФ-115 2,7 кг синяя «Полифарб» или «эмаль ПФ-115 2,7 кг синяя «ХИМРЕЗЕРВ» — купуй українське! ☺).
Кстати, налоговики планируют сделать обязательным реквизитом фискального чека РРО штрих-код товара...
Наименование товара в НН
Эта тема освещена шире, потому что проблема коснулась большего круга плательщиков налогов (а точнее — плательщиков НДС). Вы могли прочитать о ней, в частности, в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 22, с. 19; № 68, с. 36.
Напомним, что согласно п.п. «е» п. 201.1 НКУ (в котором фигурируют слова: «описание (номенклатура) товаров…») название товара возведено в ранг обязательного реквизита НН. Значит, и с этим шутки плохи… Ведь нарушение при заполнении этого реквизита НН грозит непризнанием последней (см. вопрос 7 ОНК № 127 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 17, с. 9). Уточняем: грозит покупателю. Однако перспективы судебного обжалования придирок фискалов в данном случае гораздо более радужные, чем для РРО-шного случая. Обратите внимание на нашу публикацию в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 32, с. 34, посвященную лояльному определению ВАСУ от 05.03.2014 г. по делу № К/800/66350/13. И хотя там прямо речь идет о факте заполнения графы 3 НН не на государственном языке, очень обнадеживает сам подход ВАСУ к определению «несущественных» нарушений порядка заполнения НН. Мол, если погрешности заполнения НН не повлияли на правильность начисления НДС по такой НН, то они признаются «несущественными» и сама НН подтверждает налоговый кредит покупателя как пить дать!
Что же касается собственно требований к порядку заполнения этого реквизита НН, то они сводятся по сути к следующему (см. вопрос 8 ОНК № 127 и подкатегорию 101.19 БЗ):
— обязательно указывайте (в строгом соответствии с товаросопроводительными документами — если, конечно, они составлены корректно — о проблемах с этим скажем ниже) название товара, а не только его марку (например: «автомобиль» — а не только «Opel Astra», «книга» — а не только «Сказки»), причем — внимание! — строго на государственном языке;
— при невозможности перевода с иностранного языка торговой марки или марки (наименования) товара можете указывать их и в виде аббревиатуры без перевода;
— для уточнения верного названия товара обращайтесь к классификатору УКТ ВЭД.
Напомним также, что код УКТ ВЭД товара подлежит указанию (в графе 4 НН) только для подакцизных и импортных товаров (п.п. «і» п. 201.1 НКУ). Жаль только, что с целью однозначной идентификации товара этот код вам не очень-то поможет, поскольку он охватывает целые категории товаров. А это значит, что под одним и тем же кодом УКТ ВЭД в вашей НН может фигурировать множество разных наименований конкретного вида товаров — как электролампочек (код УКТ ВЭД 9405 40), так и эмалей (код УКТ ВЭД 3208 10).
Спасительная комбинация?
Обратите внимание! Согласно п. 7 П)С)БУ 9:
единицей бухгалтерского учета запасов является их наименование или однородная группа (вид)
Понятно, что и при определении вида запасов исходной информацией является тоже их наименование! Этот факт лишь подчеркивает, насколько важную роль в учете играет скрупулезное указание названия товара.
Казалось бы, спасительный рецепт лежит на поверхности: последовательно пользуйтесь комбинациями «Ctrl+C» и «Ctrl+V» и, как говорится, горя знать не будете… ☺ При этом во всех ваших документах, начиная с приходной накладной и заканчивая расходной (или подобным документом для отпуска ТМЦ в производство), будет фигурировать одно и то же наименование товара! Но…
Но на таком пути возможны малые и большие проблемы.
И самая простая из них: при программировании вашего РРО на конкретный товар может просто не хватить количества позиций, зарезервированных в РРО для печати в фискальном чеке наименования товара. Ну, с этой проблемой справиться проще всего — делать сокращения вплоть до аббревиатур, лишь бы полученный текст, будучи отпечатанным на фискальном чеке, однозначно идентифицировал конкретный товар.
Но мы не просто так написали — «во всех ваших документах»…
Что касается самых распространенных «неудачных» вариантов, то, пожалуй, «самый из самых» — это ошибочное или неполное написание названия товара в товаросопроводительных документах поставщика.
Что делать в таком случае? Как обычно в подобной ситуации — потребовать от поставщика заменить документы на нормальные? Это-то понятно, а если такой номер не прошел и документы заменить невозможно?
Как известно, до сих пор — и это признает Минэкономики в письме от 11.10.2005 г. № 81-16/71 — вопросы приемки товара регулируются «допотопными» документами — Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совмине СССР от 25.04.66 г. № П-7, и аналогичной Инструкцией… по количеству — от 15.06.65 г. № П-6. Так вот, в п.п. «б» п. 3 первой из этих Инструкций есть требование проверять «соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе». Искажение должно быть отмечено в соответствующем акте приемки, на основании чего при оприходовании товара и далее в учете будет использовано верное (и полное) его наименование.
Нетрудно представить ситуацию, когда вы получили от разных поставщиков одну и ту же упомянутую краску, но с разными текстами в соответствующих графах доставленных от него товаросопроводительных документов и/или НН. Например: «эмаль ПФ-115 2,7 кг синяя» и «эмаль алкидная ПФ-115 2,7 кг синяя» (заметим, что эта эмаль таки алкидная). Переименовывать ли такой — одинаковый по существу — товар при его оприходовании?
Повторяем: самое простое — оприходовать такой товар как он есть, т. е. в строгом соответствии с полученными его партиями по названиям-«близнецам» и списывать его согласно указанному в учетной политике методу — из каждой такой партии отдельно (или покончив с одной партией, переходить к другой). Напомним, что бухучетные методы оценки при выбытии запасов (товара) установлены в п. 16 П(С)БУ 9. При этом п. 140.4 НКУ эти методы распространены и на налоговый учет по налогу на прибыль.
Понятно, что этот вариант требует дополнительно идентифицировать для целей учета каждую партию, а это далеко не всегда удобно. Также этот вариант может не понравиться розничной торговле. Ну что же, тогда остается вариант с оформлением упомянутого выше акта комиссии, которая по факту и сведет весь идентичный товар в одну партию. А дальше — все как обычно. Важно! Товар в «сводной» партии должен быть строго идентичным!
Как вы понимаете, эта ситуация может возникнуть у предприятия, сильного именно задним умом, потому что товар с «разнобойными» документами не обрушивается на покупателя внезапно. Вполне возможно, что разнобоя в наименованиях одинакового товара от разных поставщиков можно избежать, если внимательно изучать текст с названием товара еще на этапе получения счета на товар от поставщика (это если нет договора в письменной форме, а если он есть, то, конечно же, еще на этапе его (спецификации к нему) оформления). Многие поставщики пойдут вам навстречу и сразу напишут в счете (а потом соответственно и в товаросопроводительных документах) нужное вам название. И не такое бывало… ☺ Да, но разумеется, при этом название должно строго соответствовать указанному в документах, прилагаемых к товару его производителем!..
НДС-фобии
Приближается 1 января 2015 года, когда начнется эпоха действия новых НДС-правил*, установленных Законом № 1621 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9), и в частности — правил обязательной регистрации в ЕРНН всех НН. А это наводит на разные мысли…
* Если таки начнется... Ибо зарегистрированный 01.12.2014 г. в ВРУ законопроект № 1141 предусматривает отмену электронного НДС-администрирования вообще.
Например: не станут ли фискалы сравнивать (на предмет выявления расхождений) тексты из графы 3 соответственно входящей и исходящей НН одного предприятия на один и тот же товар?
Оказывается, розница, которая выписывает ежедневные итоговые НН (тип причины «11»), может пока что (см. выше почему пока) дышать спокойно. Все равно у них есть все названия товаров в Z-отчете. А в двух консультациях из подкатегории 101.19 БЗ налоговики разрешают: 1) по реализованным отечественным товарам в графе 3 итоговой НН писать «Товари в асортименті»; 2) по подакцизным и импортным товарам — группировать в одну строку такой НН все реализованные товары одной группы УКТ ВЭД (при этом код указывается в графе 4 итоговой НН). Подробно об итоговой НН читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 96, с. 34.
В принципе сегодня Z-отчеты автоматически передаются из РРО в ГФСУ в электронном виде, но представить, что эти данные фискалы будут «шерстить» на предмет контроля соответствия названий товара там и в НН, — это для здравого ума непостижимо… И сегодня это точно невозможно.
Это же касается опасений сравнения содержимого графы 3 ваших входящих и исходящих НН, но технически это возможно. Тем более нужно повнимательнее проверять товаросопроводительные документы поставщика!..
Но самое главное — это все же соблюдать однообразное «сквозное» название в учете самого предприятия!
В заключение обращаем ваше внимание на то обстоятельство, что п. 2.15 Положения № 88 требует от бухгалтеров, в частности, обязательно проверять первичные документы по форме и содержанию, а также на наличие обязательных реквизитов (понятно, что к таковым относится и правильно написанное название товара). В крайнем случае Положение № 88 оставляет возможность исправить ошибку, допущенную вами в написании названия товара, корректурным способом (когда неверный текст или цифры зачеркиваются одной линией, чтобы можно было прочесть исправленное, а сверху над зачеркнутым пишутся верный текст или цифры).
Главное — не путать товары. Ведь не путаете же вы купюры номиналом 100 грн. и 100$ в самом деле?.. J
выводы
-
Наименование товара — это слово, сочетание слов или слова и цифрового кода, отражающих потребительские признаки товара и однозначно идентифицирующих его в документообороте субъекта хозяйствования.
-
Единицей бухгалтерского учета запасов является их наименование или однородная группа (вид).
-
Нарушение в заполнении обязательного реквизита НН «Номенклатура товарів/послуг продавця» грозит покупателю ее непризнанием.
-
Неверное название товара в фискальном чеке РРО, по мнению налоговиков, лишает этот документ статуса расчетного.
-
Искажение наименования товара в товаросопроводительных документах поставщика должно быть отмечено в соответствующем акте приемки, на основании чего при оприходовании товара и далее в учете будет использовано верное (и полное) его название.
Документы статьи
-
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
-
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
-
Закон об РРО — Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.
-
Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.
-
Положение № 614 — Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
-
Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.
-
ОНК № 127 — Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам отражения в налоговом учете по налогу на добавленную стоимость отчетного периода налоговых накладных, выписанных в предыдущих периодах, и формирования на их основании налогового кредита, утвержденная приказом ГНСУ от 16.02.2012 г. № 127.
- П(С)БУ 9 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.