«Некоторые вопросы электронного администрирования налога на добавленную стоимость»

В избранном В избранное
Печать
Кабинет Министров Украины
Налоги и бухгалтерский учет Ноябрь, 2014/№ 88
Постановление Кабинета Министров Украины от 16.10.2014 г. № 569
спецсчета по НДС

В соответствии с пунктами 2001.1 и 2001.2 статьи 2001 Налогового кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость (прилагается).

2. Установить, что счета плательщиков в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость открываются в Государственной казначейской службе.

3. Государственной фискальной службе и Государственной казначейской службе обеспечить осуществление мероприятий, необходимых для введения с 1 января 2015 г. системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в частности открытие до 25 декабря 2014 г. Государственной казначейской службой в указанной системе счетов плательщикам налога на добавленную стоимость, зарегистрированным плательщиками такого налога согласно поданному до 15 декабря 2014 г. Государственной фискальной службой реестру таких плательщиков.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования, кроме пункта 1, который вступает в силу с 1 января 2015 года.

 

Премьер-министр Украины А. Яценюк

 

 

УТВЕРЖДЕН

постановлением Кабинета Министров Украины

от 16.10.2014 г. № 569

Порядок электронного администрирования налога на добавленную стоимость

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм открытия и закрытия счетов в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость (далее — налог), особенности составления налоговых накладных и расчетов корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговым накладным (далее — расчеты корректировки) в такой системе, а также механизм проведения расчетов с бюджетом с использованием указанных счетов.

2. В настоящем Порядке термины употребляются в следующем значении:

1) счет в системе электронного администрирования налога (далее — электронный счет) — счет, открытый плательщику налога в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются средства с собственного текущего счета в сумме, необходимой для достижения размера суммы, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных (далее — Реестр), а также в сумме, необходимой для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств. Средства с такого счета подлежат перечислению в бюджет и/или на специальный счет;

2) специальный счет — счет, открытый в банке и/или органе Казначейства сельскохозяйственными предприятиями — субъектами специального режима налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, для аккумулирования сумм налога, начисляемых на стоимость поставленных ими сельскохозяйственных товаров (услуг), в порядке, предусмотренном статьей 209 Налогового кодекса Украины.

3. Периодичность, структура и формат обмена информацией и реестрами плательщиков налога, необходимыми для функционирования системы электронного администрирования налога, определяются ГФС и Казначейством.

4. Электронный счет открывается плательщику налога Казначейством автоматически на бесплатной основе.

Плательщикам налога, применяющим специальный режим налогообложения в соответствии со статьей 209 Налогового кодекса Украины, открывается единый электронный счет для учета сумм налога по результатам деятельности, предусмотренной указанной статьей, и другой деятельности.

5. Электронные счета открываются исключительно на основании реестра плательщиков налога, который ГФС после присвоения лицу индивидуального налогового номера плательщика налога направляет Казначейству. В таком реестре указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и дата регистрации его плательщиком налога.

Датой начала осуществления плательщиком налога операций с использованием электронного счета является дата регистрации его плательщиком налога (для плательщиков налога, зарегистрированных до 1 января 2015 г., —1 января 2015 года).

6. Казначейство в соответствии с требованиями статьи 69 Налогового кодекса Украины направляет ГФС уведомление об открытии электронного счета плательщика налога не позднее следующего рабочего дня со дня его открытия. После поступления такого уведомления ГФС информирует плательщика налога о реквизитах его электронного счета.

7. В случае аннулирования регистрации плательщика налога остаток средств на его электронном счете перечисляется в бюджет, а такой счет закрывается.

Для закрытия электронных счетов ГФС направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога и сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет.

На основании такого реестра Казначейство перечисляет суммы налога в бюджет.

Уведомление о закрытии электронного счета Казначейство направляет ГФС не позднее следующего рабочего дня со дня его закрытия.

8. В случае повторной регистрации лица плательщиком налога ему открывается новый электронный счет.

9. Плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре на сумму налога (∑Накл), исчисленную по такой формуле:

Накл = ∑НаклОтр + ∑Митн + ∑Попрах - ∑НаклВид - ∑Відшкод - ∑Перевищ,

где ∑НаклОтр — общая сумма налога по полученным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реестре, которая определяется на основании данных таких налоговых накладных, составленных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 января 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Митн — общая сумма налога, уплаченного плательщиком налога, непосредственно или через уполномоченное лицо при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, которая определяется на основании данных таможенных деклараций с учетом изменений, внесенных в соответствии с листами корректировки и дополнительными декларациями, оформленными согласно статье 261 Таможенного кодекса Украины, исходя из сумм налога, уплаченных начиная с 1 января 2015 г. при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

Попрах — общая сумма пополнения электронного счета с текущего счета плательщика налога, определяемая на основании данных, поступивших в ГФС от Казначейства, о суммах средств, перечисленных плательщиком налога с собственного текущего счета на электронный счет начиная с 1 января 2015 г.;

НаклВид — общая сумма налога по выданным плательщиком налога налоговым накладным и расчетам корректировки, зарегистрированным в Реес­тре, которая определяется на основании данных таких налоговых накладных по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится на налоговый период начиная с 1 января 2015 г., а также расчетов корректировки к ним;

Відшкод — общая сумма налога, заявленная плательщиком налога к бюджетному возмещению, которая определяется на основании задекларированных к возмещению на текущий счет плательщика налога сумм отрицательного значения налога, рассчитанных по операциям, осуществленным после 1 января 2015 г., согласно налоговым декларациям по налогу и уточняющим расчетам к ним, поданным контролирующему органу, начиная с налоговой отчетности за:

январь 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих месячный отчетный период;

I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих квартальный отчетный период;

Перевищ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком налога в поданных контролирующему органу налоговых декларациях по налогу, суммы налога, указанной в составленных таким плательщиком налоговых накладных, зарегистрированных в Реестре, которая определяется как разница между:

суммами налоговых обязательств по операциям по поставке товаров (услуг) и получению услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, осуществленным после 1 января 2015 г., и их дальнейшей корректировки согласно статье 192 Налогового кодекса Украины, задекларированными плательщиком в налоговых декларациях по налогу (поданных контролирующему органу начиная с налоговой отчетности за январь 2015 г. для плательщиков налога, применяющих месячный отчетный период, за I квартал 2015 г. — для плательщиков налога, применяющих квартальный отчетный период) с учетом поданных уточняющих расчетов к ним;

суммами налога, указанными плательщиком налога в налоговых накладных, составленных по таким операциям (в том числе налоговых накладных, которые не выдаются получателю, а также составленных при получении услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины), осуществленными после 1 января 2015 г., и расчетов корректировки к ним, зарегистрированных в Реестре.

10. ГФС:

1) исчисляет сумму налога, на которую плательщик налога имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре;

2) обнародует на официальном веб-сайте алгоритмы подсчета показателей формулы исчисления указанной суммы и источники их формирования.

11. Показатели, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, учитываются в разрезе плательщиков налога нарастающим итогом:

с 1 января 2015 г. — для плательщиков, зарегистрированных плательщиками налога до 1 января 2015 г.;

с даты регистрации плательщиком налога, указанной в реестре плательщиков налога, — для плательщиков, зарегистрированных плательщиками налога после 1 января 2015 года.

12. Если сумма, исчисленная в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка, является меньше суммы налога в налоговой накладной, которую плательщик налога должен зарегистрировать в Реестре, такой плательщик перечисляет необходимую сумму средств с текущего счета на электронный счет.

13. Плательщик налога имеет право получать в ГФС информацию о состоянии своего электронного счета, а также сумме налога, на которую он имеет право зарегистрировать налоговые накладные и/или расчеты корректировки в Реестре.

14. Казначейство подает ГФС в разрезе плательщиков налога информацию о суммах пополнения электронных счетов и остатков на таких счетах.

15. Если после поставки товаров (услуг) изменяется сумма компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случае возврата товаров (услуг) предоставившему их лицу или при возврате поставщиком суммы предварительной оплаты товаров (услуг), суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя товаров (услуг) подлежат соответствующей корректировке на основании расчета корректировки, зарегистрированного в Реестре.

Расчет корректировки составляется поставщиком товаров (услуг) в порядке, установленном для налоговых накладных.

16. Расчет корректировки, составленный поставщиком товаров (услуг) к налоговой накладной, которая выдана их получателю — плательщику налога, подлежит регистрации в Реестре:

поставщиком (продавцом) товаров (услуг), если предусматривается увеличение суммы компенсации их стоимости в пользу такого поставщика или если корректировка количественных и стоимостных показателей в итоге не изменяет сумму компенсации;

получателем (покупателем) товаров (услуг), если предусматривается уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг) их поставщику, для чего поставщик направляет составленный расчет корректировки получателю. При этом поставщик товаров (услуг) имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств по такому расчету корректировки после его регистрации в Реестре получателем.

Расчет корректировки, составленный плательщиком налога к налоговым накладным, которые не выдаются получателю, а также составленным при получении услуг от нерезидента, местом поставки которых определена таможенная территория Украины, подлежат регистрации в Реестре таким плательщиком налога.

17. Отсутствие факта регистрации поставщиком товаров (услуг) расчета корректировки, который предусматривает увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности увеличить суммы налоговых обязательств за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

Отсутствие факта регистрации получателем товаров (услуг) расчета корректировки, который предусматривает уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), в Реестре не освобождает его от обязанности уменьшить сумму налогового кредита за соответствующий отчетный период на сумму налога, указанную в таком расчете корректировки.

18. Расчет корректировки, предусматривающий увеличение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается при исчисления указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким поставщиком.

Расчет корректировки, предусматривающий уменьшение суммы компенсации стоимости товаров (услуг), учитывается при исчислении указанной в пункте 9 настоящего Порядка суммы налога для поставщика и получателя после его регистрации в Реестре таким получателем.

19. Налоговые накладные, составленные до 1 января 2015 г., и расчеты корректировки к ним подлежат регистрации в Реестре в сроки, определенные пунктом 201.10 статьи 201 Налогового кодекса Украины, но не учитываются при исчислении суммы налога, указанной в пункте 9 настоящего Порядка.

20. По итогам отчетного (налогового) периода в соответствии с задекларированными в налоговой декларации по налогу результатами деятельности плательщиком налога проводится расчет с бюджетом в порядке, определенном статьей 200 Налогового кодекса Украины, и/или осуществляется перечисление сумм налога на специальный счет.

Суммы налога, указанные в налоговых декларациях по налогу, перечисляются в бюджет и/или на специальный счет с электронного счета плательщика налога.

21. Для перечисления в бюджет и/или на специальный счет плательщика налога сумм согласованных налоговых обязательств в соответствии с поданными налоговыми декларациями по налогу ГФС не позднее чем за три рабочих дня до окончания предельного срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, направляет Казначейству реестр плательщиков налога, в котором указываются наименование или фамилия, имя и отчество плательщика налога, налоговый номер или номер и серия паспорта (для физических лиц — предпринимателей, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии и номеру паспорта), индивидуальный налоговый номер плательщика налога, отчетный период и сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет и/или на специальный счет.

На основании таких реестров Казначейство не позднее последнего дня срока, установленного Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет суммы налога в бюджет и/или на специальные счета плательщиков налога с их электронных счетов.

22. В случае недостаточности средств на электронном счете плательщика налога для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств ­ и/или для перечисления на специальный счет:

1) плательщик налога в сроки, установленные Налоговым кодексом Украины для самостоятельной уплаты налоговых обязательств, перечисляет на электронный счет необходимые средства с собственного текущего счета;

2) Казначейство перечисляет средства в пределах их остатка на таком счете. При этом остаток согласованных налоговых обязательств плательщика налога, не уплаченный в бюджет, учитывается Казначейством до выполнения в полном объеме путем перечисления в бюджет и/или на специальный счет средств, перечисляемых плательщиком налога с текущего счета на электронный счет.

23. Если плательщиком налога, применяющим специальный режим налогообложения в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, по результатам отчетного периода задекларированы суммы налога, подлежащие уплате в бюджет и/или на его специальный счет, средства с электронного счета перечисляются в бюджет, а после расчета в полном объеме с бюджетом — на специальный счет такого плательщика.

24. Казначейство подает ГФС в разрезе плательщиков налога информацию о перечисленных с их электронных счетов средствах в бюджет и на специальный счет в день, следующий за днем такого перечисления, и не перечисленных сумм в связи с отсутствием средств на таких счетах.

25. Расчет с бюджетом в связи с подачей уточняющего расчета в соответствии с пунктом 50.1 статьи 50 Налогового кодекса Украины, уплата налоговых обязательств, определенных контролирующим органом в соответствии с подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4—54.3.6 пункта 54.3 статьи 54 указанного Кодекса, и уплата предусмотренных таким Кодексом штрафных санкций и пени осуществляются плательщиком налога с текущего счета в соответствующий бюджет.

26. Ошибочно и/или излишне зачисленные средства в бюджет возвращаются плательщику налога на текущий счет в порядке, определенном статьей 43 Налогового кодекса Украины.

27. В случае аннулирования регистрации плательщика налога:

1) налоговые обязательства определяются на основании налоговой декларации по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, определенного пунктом 184.6 статьи 184 Налогового кодекса Украины. После аннулирования такой регистрации остаток средств на электронном счете плательщика налога после расчетов с бюджетом по результатам последнего отчетного (налогового) периода перечисляется в бюджет;

2) если остаток средств на электронном счете недостаточен для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по налогу на основании поданных контролирующему органу налоговых деклараций по налогу, окончательный расчет с бюджетом таким плательщиком осуществляется с собственного текущего счета на электронный счет;

3) если остаток средств на электронном счете после перечисления в бюджет превышает суммы согласованных налоговых обязательств по налогу по итогам последнего отчетного (налогового) периода, такие суммы возвращаются из бюджета в порядке, предусмотренном статьей 43 Налогового кодекса Украины, по заявлению плательщика налога.

комментарий редакции

КМУ утвердил Порядок применения спецсчетов по НДС

 

Комментируемый документ, без преувеличения, заинтересует каждого плательщика НДС. Ведь он касается вводимых с 2015 года и приближающихся с каждым днем спецсчетов по НДС. Точнее говоря, «электронных счетов» (как они названы уже официально в тексте документа, см. п.п. 1 п. 2 Порядка). Тогда как термин «спецсчета» отведен только для «сельхозников» — субъектов спецрежима (п.п. 2. п. 2 Порядка). Такая вот деталь (если копаться в мелочах).

Напомним, что об НДС-счетах в системе электронного администрирования (далее — СЭА) все сплошь и рядом стали говорить после принятия Закона Украины от 31.07.2014 г. № 1621-VII, приготовившего с 01.01.2015 г. серьезные изменения в части НДС. В общем, такие перемены нацелены на НДС-«электронизацию» (составление налоговых накладных (НН) только в электронной форме с всеобщей регистрацией в ЕРНН, переход на подачу электронной НДС-отчетности, открытие отдельных НДС-счетов с совершенно иным механизмом уплаты НДС и т. п.).

С грядущими нововведениями мы уже начали знакомство в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 64, с. 9; № 83, с. 21; № 84, с. 36; № 86, с. 10. И там же отмечали, что у КМУ уже имеется проект Порядка электронного администрирования (на тот момент вынесенный на обсуждение).

Сегодня перед нами готовый документ. В целом, принятый Порядок от проекта отличается не сильно. Хотя вопросы все же остаются. Поэтому остановимся на важном.

Наконец-то решен вопрос, кому «доверить» спецсчета. НДС-счета будут сосредоточены-таки в руках Госказначейства (а не в ПАО «Расчетный центр по обслуживанию договоров на финансовых рынках», как предполагалось изначально, в первой версии проекта). Так что именно совместно с Государственной казначейской службой органы ГФС запустят всю процедуру электронного администрирования НДС.

Причем электронные счета по НДС будут открыты (автоматически, бесплатно) всем плательщикам уже в канун рождественско-новогодних праздников — до 25.12.2014 г. (!) Об этом Госказначейство уведомит ГФС, а ГФС, в свою очередь, проинформирует плательщиков (сообщит каждому плательщику реквизиты его электронного НДС-счета,
п. 6 Порядка).

В Порядке закреплено, что лимит регистрации НН в ЕРНН (ΣНакл) считается в СЭА нарастающим итогом по операциям, первое событие у которых произошло начиная с 01.01.2015 г. И в нем учитываются как зарегистрированные выданные/полученные НН, так и составленные к ним расчеты корректировки (РК).

А вот участия в формуле документов — заменителей НН (чеков РРО, транспортных билетов и т. п.) Порядок, судя по всему, не предусматривает. В таком случае покупателям ничего не остается, как требовать от поставщиков зарегистрированные НН (для возможности учета в формуле «входного» НДС). Иначе, если НН не выпишут (например, монополисты-коммунальщики или «Укрзалізниця», на которых жаловаться с помощью приложения Д8 будет бесполезно), «входного» НДС для формулы не получить. А это в результате может привести к необходимости пополнять спецсчет живыми деньгами (если ΣНакл для регистрации НН будет недостаточно).

По-прежнему неясно, как быстро и оперативно плательщики смогут получать информацию о состоянии своего НДС-счета, а также о той сумме НДС (ΣНакл), на которую можно регистрировать НН в ЕРНН. Пункт 13 Порядка этот момент, увы, замалчивает. Надеемся, что доступ к информации окажется свободным в любое время суток. Хотя последнее слово в этом, конечно, за ГФС.

Кроме того, в Порядке уточняется: при аннулировании НДС-регистрации (в случае нехватки средств спецсчета для уплаты НДС) окончательный расчет с бюджетом проводится также через спецсчет (п.п. 2 п. 27 Порядка). Для этого необходимую сумму средств плательщик перебрасывает на НДС-счет с собственного текущего счета. Так что долги при аннулировании придется также погашать через спецсчет. После чего он, очевидно, уже будет закрываться (п. 7 Порядка).

Приятно, что в обратной ситуации, когда на НДС-счете был излишек, п.п. 3 п. 27 Порядка закрепил право аннулировавшегося плательщика на возврат излишних средств (правда, не напрямую, а через бюджет, по заявлению, с учетом норм ст. 43 НКУ).

Ну и особо интересен в Порядке п. 19. Ведь он касается составленных до 01.01.2015 г. «переходных» НН, а также выписанных к ним РК. По его нормам получается, что без разбору в январе придется регистрировать все «старые» НН (составленные до 01.01.2015 г.) и РК к ним. То есть даже те, которые по «старым» правилам на момент выписки не подлежали ЕРНН-регистрации (в частности, с суммой НДС до 10000 грн.).

Такой подход по отношению к «переходным» НН, конечно, удивляет. Особенно, если учесть, что на ЕРНН-регистрацию отводится 15 дней. Выходит, воплотить его удастся лишь к НН, составленным во второй половине декабря 2014 года.

Впрочем, регистрация НН важна лишь покупателю, поскольку определяет право на налоговый кредит (НК). И тут, возможно, что всему виной окажется подправленный п. 198.6 НКУ. Ведь с будущего года он не разрешит формировать НК по незарегистрированным НН. Неужто из-за этого после 01.01.2015 г., скажем, все оставшиеся незарегистрированными «старые» НН для покупателя просто пропадут и не помогут подтвердить НК? Или, быть может, стоить поспешить и, чтобы не потерять по ним НК, включить такие незарегистрированные НН в оставшиеся периоды 2014 года? Благо, такое право еще есть. Это, пожалуй, вопрос вопросов. Без разъяснений ГФС тут не обойтись (впрочем, ждем от них и порядка учета в 2015 году переходящего отрицательного значения НДС). А времени не так-то уж и много. Ведь сам комментируемый Порядок вступит в силу с 01.01.2015 г. Тогда вовсю заработают СЭА и электронные счета по НДС.

 

 Людмила Солошенко, налоговый эксперт

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить