Итак, приступим к обсуждению норм п. 9 разд. ІІ «Заключительные положения» Закона об РРО, измененных Законом № 569 (см. их на с. 46).
«Услужники» имеют шанс вообще не штрафоваться?
Абзац, в котором упомянуты субъекты хозяйствования, при оказании услуг (работ) принимающие наличные в кассу, сформулирован весьма неудачно. Дело в том, что фраза о таких субъектах (предоставляющих услуги) отделена от второй части (которая — об электронной «интернет-торговле») точкой с запятой! И это создает впечатление, что для «услужников» штрафная преференция не ограничивается 1 июля с. г. И вообще никакой датой не ограничивается! Это, по меньшей мере, странно — ведь можно было просто вернуть «услуги» в п. 1 ст. 9 Закона об РРО и не городить для них такой «огород». Вдобавок к этому смущает первое слово в названии самого подпункта 9 «Тимчасово звільняються від санкцій...», т. е. все-таки временно, а не постоянно?
К тому же, если проанализировать этот абзац, то слова «субъекты хозяйствования» должны относиться и к первой («услужники»), и ко второй («интернет-торговцы») фигурирующей там группе субъектов. Но тогда и ограничение периода нештрафования первым июля, по идее, должно распространяться и на тех, и на других.
А возможно, это и не ошибка законодателей — дело в том, что в проекте этого закона (№ 1088) в этом месте сначала стояла запятая
Ведь зачем-то депутаты исправили ее на точку с запятой?!
Подождем разъяснений, хотя от фискалов они будут известно какими... Но все же надеемся, что эта точка с запятой поможет кому-то из «услужников» отбиться (по крайней мере, в суде) от санкций по Закону об РРО за расчеты, проведенные через кассу. Хотя особо уповать на это и не стоит, а лучше воспользоваться «доновогодней» отсрочкой, прописанной в том же обновленном п. 9 разд. ІІ Закона об РРО (читайте о ней ниже), или же изменить форму расчетов/работы.
«Интернет-торговля» — вопросы остались
А вот для субъектов, реализующих товары (работы, услуги) через Интернет, «нештрафная милостыня» точно закончилась первым июля с. г. В то же время у них тоже имеется возможность получить упомянутую отсрочку до конца этого года, но при выполнении определенных условий, в частности при заключении договора на поставку РРО до 01.08.2016 г. (подробности ниже).
При этом фискалы так пока и не решили (ни нормативно, ни хотя бы «циркулярно») ряд вопросов, касающихся применения РРО «интернет-торговцами» (например, как проводить им через РРО операцию с «постоплатой», в том числе с оплатой наложенным платежом). Подробно об этих проблемах мы писали в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 41.
Итак, с 1 июля плохо обстоит дело с ситуациями, когда покупатель уплачивает интернет-магазину наличные непосредственно, через его курьера или через субъектов предпринимательства, занимающихся доставкой товаров («Новая почта» etc), в том числе при поставках наложенным платежом. И если при этом интернет-магазин от посредников в расчетах («Новая почта» etc) тоже получит наличные. Тогда штрафные «РРО-проблемы» для интернет-магазинов прорисовываются весьма серьезно. Поэтому перейдем к обсуждению уже упомянутого нами варианта отсрочки штрафов.
Договор заключаем и спокойненько гуляем?
Итак, в исследуемом нами п. 9 разд. ІІ Закона об РРО отдельным абзацем прописано следующее. Санкции за нарушение этого Закона в период с 1 июля 2015 года до 1 января 2016 года не применяются к субъектам хозяйствования, которые до 1 августа 2015 года заключили договоры на поставку РРО, включенных в Государственный реестр РРО, и ввели в эксплуатацию такие регистраторы в порядке, установленном Законом об РРО, до 1 января 2016 года. Поскольку этот абзац стоит как бы обособленно, то может сложиться впечатление, что это «штрафное» освобождение распространяется на всех. То есть касается и ФЛП-единщиков из числа тех, кто, превысив «лимон», тоже «попал» с 1 июля «под» РРО.
Однако это не так. Данный абзац по тексту явно привязан к предыдущему. На это указывает точка с запятой, а не точка, стоящая в его конце. А также то, что он начинается словами «При этом...».
То есть эта преференция может распространяться только на тех юридических лиц, которые предоставляют услуги с оплатой «налом» в кассу, а также на «интернет-торговцев» (как из числа юрлиц, так и ФЛП)
То есть только на тех субъектов, о которых идет речь в предыдущем абзаце. Следовательно, ФЛП-единщики-«лимонщики» мимо этого послабления «пролетают», пожалуй, за исключением только тех из них, которые занимаются торговлей через Интернет и не имеют при этом наличных поступлений от других видов деятельности...
Итак, согласно данной штрафной преференции «услужники» и/или «интернет-торговцы» могут до 2016 года получить освобождение от штрафов, заключив до 1 августа с. г. договор на приобретение РРО (думаем, не сложно будет заключить такой договор и сейчас — задним числом — так как продавцы РРО наверняка заинтересованы в увеличении сбыта этих своих товаров). И кроме того, желающим такую штрафную поблажку нужно успеть этот РРО получить и ввести его в «полноценную» эксплуатацию до 1 января 2016 года. При этом будет оплачен этот РРО поставщику или нет, значения не имеет.
Yes, yes, ПТКС!
В обновленной Законом № 569 редакции в упомянутой норме заслуживает внимания еще одна из штрафных преференций, фигурирующих в последнем абзаце.
Там указано, что до конца этого года также не должны штрафоваться:
— субъекты хозяйствования при выполнении операций по купле-продаже иностранной валюты в случае, если эти операции выполняются не в кассах уполномоченных банков;
— субъекты хозяйствования при выполнении операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по приемке наличных для дальнейшего их перечисления с применением программно-технических комплексов самообслуживания (ПТКС).
В связи с этим расчеты с предприятиями-«услужниками» или «интернет-торговцами» (как, впрочем, и другими продавцами) можно продолжать осуществлять через ПТКС (путем внесения в ПТКС наличных или с применением платежных карточек), поскольку такие расчеты до 01.01.2016 г. не должны требовать от «хозяев»/«управителей» ПТКС применения РРО. Считаем, что не нужен РРО и получателям денег, ведь при таких расчетах «услужники»/«интернет-торговцы» будут получать на свои счета от покупателей безналичные средства.
Еще раз обратим внимание: это наше мнение о том, что расчет через ПТКС не требует применения РРО не только у самих коммерческих агентов банков (до 01.01.2016 г.), но и у лиц, получающих платежи, осуществляемые через ПТКС, распространимо на расчеты вообще с любыми субъектами.
В то же время не исключаем, что фискалы могут все вышеперечисленные штрафные послабления трактовать по-иному, т. е. под самым что ни на есть фискальным углом, так что, как говорится: «свежо предание, а верится с трудом»...
В заключение еще раз отметим, что для ФЛП-единщиков обсуждаемая нами норма никаких штрафных отсрочек не предусматривает (разве что только для тех из них, кто торгует за «нал» исключительно через «тырнет»).
Напомним также, что в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 42, с. 21 мы публиковали материал, посвященный решению/обходу «РРО-проблем».
выводы
Новый текст п. 9 разд. ІІ Закона об РРО создает впечатление, что для «услужников» штрафная преференция применяется и далее — без ограничения 1 июля с. г. Впрочем, маловероятно, что это найдет подтверждение у фискалов.
Санкции за нарушение Закона об РРО в период с 1 июля 2015 года до 1 января 2016 года не применяются к субъектам хозяйствования за наличные, предоставляющим услуги или торгующим через Интернет, которые до 1 августа 2015 года заключили договоры на поставку РРО, включенных в Госреестр РРО, и ввели их в эксплуатацию до 1 января 2016 года. Эта поблажка не касается ФЛП-единщиков-«лимонщиков» (кроме торгующих исключительно через Интернет).
До конца этого года также не должны штрафоваться субъекты хозяйствования при выполнении операций по купле-продаже инвалюты (если эти операции выполняются не в кассах уполномоченных банков), операций коммерческих агентов банков и небанковских финансовых учреждений по приему наличных для дальнейшего их перевода с использованием ПТКС.