Как и в предыдущих наших статьях, сосредоточимся на самых «горячих» разъяснениях, связанных с последними изменениями в НКУ*. Для удобства представим эти разъяснения налоговиков и наши комментарии к ним в форме таблицы.
* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
№ п/п | Позиция фискалов | Наши комментарии |
1 | 2 | 3 |
1 | Язык первичных документов | |
Подкатегория: 102.17 | ||
Вопрос: На каком языке должны составляться первичные документы для определения объекта налогообложения? | ||
Первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность должны составляться на украинском языке. Документы, являющиеся основанием для записей в бухгалтерском учете и составленные на иностранном языке, должны иметь упорядоченный аутентичный перевод на указанный язык | Налоговики не изменили свою принципиальную позицию в отношении языка первичных документов. Более того, сделали ее в чем-то более жесткой. Словно «указали на место» скандально известному Закону Украины «О принципах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI. Хотя языковой вопрос в хозяйственной деятельности предприятий прописан в указанном Законе достаточно либерально (см. ст. 18). Тем временем в п. 1.3 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, есть категорическое требование о том, что первичные документы составляются на государственном языке, а первичные документы, составленные на иностранном языке, нужно обеспечить аутентичным переводом на государственный (украинский) язык. Кроме того, теперь имеем также Правила организации делопроизводства и архивного хранения документов в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденные приказом Минюста от 18.06.2015 г. № 1000/5. Так вот, п. 14 гл. 1 разд. ІІ этих Правил тоже определяет, что учреждения осуществляют делопроизводство на государственном языке. | |
Документы оформляют на государственном языке, кроме случаев, предусмотренных законодательством о языках в Украине. Поскольку, по мнению налоговиков, такие конкретные случаи не установлены, они настаивают на том, что первичные документы должны составляться именно на украинском языке. Конечно, к указанному требованию налоговиков можно и прислушиваться, ведь начиная с января 2015 года они имеют право проверять правильность ведения бухучета ( п.п. 20.1.43 НКУ). А именно бухгалтерские данные теперь используются для исчисления объекта обложения налогом на прибыль (см. п. 44.2 НКУ и другую консультацию из БЗ, подкатегория 102.17). Однако нарушение требования по заполнению «первички» именно на государственном языке не дает безусловных оснований для признания таких документов недействительными. Следовательно, абсолютизировать ее не стоит | ||
2 | Улучшение арендованного основного средства | |
Подкатегория: 102.06.02 | ||
Вопрос: Учитывается ли при определении финансового результата до налогообложения недоамортизированная часть ремонта арендованного ОС после окончания договора оперативной аренды? | ||
При определении финансового результата до налогообложения в расходах учитывается недоамортизированная часть ремонта арендованного основного средства после окончания договора оперативной аренды. При этом арендатор должен увеличить финансовый результат на сумму недоамортизированной части расходов, определенной по П(С)БУ, и уменьшить его на сумму такой части расходов, определенной с учетом ст. 138 НКУ | Речь идет о тех случаях, когда арендатор собственными средствами осуществил улучшение объекта ОС, который взял в оперативную аренду (не отражал на своем балансе). На такую сумму арендатор создал специальный объект «улучшения арендованного ОС». Этот объект амортизируется у арендатора. Но если объект аренды возвращается арендодателю, а расходы на улучшение еще полностью не самортизированы? Имеет ли право арендатор отражать недоамортизированную часть в составе своих расходов? Налоговики рассматривают возврат улучшаемого объекта аренды арендодателю как ликвидацию объекта «улучшения арендованного ОС». И настаивают на «ликвидационных» корректировках согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ. Если признавать, что объект «улучшения арендованного ОС» относится к основным средствам, то так и должно быть Конечно, при условии, что плательщик обязан рассчитывать налоговые разницы, например, высокодоходник (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 62, с. 17). В то же время мы убеждены: если объект «улучшения арендованного ОС» по стоимостному критерию соответствовал МНМА, то ликвидационных разниц быть не должно. | |
3 | Инвентаризационные остатки у единоналожника: доход или нет? | |
Подкатегория: 108.01.02 | ||
Вопрос: Включается ли в состав дохода ЮЛ — плательщика ЕН стоимость излишков товаров, выявленных по результатам инвентаризации? | ||
Если юридическое лицо — плательщик единого налога при проведении инвентаризации в отчетном периоде выявило не учтенные ранее товары, приобретение которых не подтверждается соответствующими первичными документами, то такие товары считаются безвозмездно полученными, а их стоимость учитывается в составе дохода при исчислении единого налога | На первый взгляд, позиция налоговиков выглядит вполне логичной. Если нет подтверждения, что инвентаризационные остатки были приобретены и «потерялись» во время учета приобретений — их нужно считать безвозмездно полученными ТМЦ. Но соответствует ли такая позиция нормам НКУ? Оказывается, что не совсем, так как в НКУ под безвозмездно полученными товарами для целей обложения единым налогом понимают только ( п. 292.3 НКУ): — товары (работы, услуги), предоставленные плательщику согласно письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным согласно законодательству, по которым не предусмотрена денежная или другая компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) либо их возврат; — товары, переданные плательщику на ответственное хранение и использованные таким плательщиком. Очевидно, что инвентаризационные остатки не подпадают ни под одну из определенных разновидностей безвозмездно полученных товаров. Поэтому с позицией налоговиков нужно спорить | |
4 | Форма расчетов единоналожника | |
Подкатегория: 109.02 | ||
Вопрос: Должны ли ФЛП — плательщики ЕН уведомлять контролирующие органы об осуществлении расчетов исключительно в безналичной форме? | ||
Действующее законодательство не предусматривает обязанность физических лиц — предпринимателей — плательщиков единого налога уведомлять контролирующие органы об осуществлении расчетов исключительно в безналичной форме | Этот вопрос стал актуальным в связи с июльской «РРО-революцией» для единоналожников. Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 65. А здесь только отметим: исчезло железное в течение последних лет правило, согласно которому предприниматели-единоналожники не применяют РРО. В связи с этим у некоторых предпринимателей-единоналожников возникает вопрос: не нужно ли им уведомлять налоговые органы, что они не применяют РРО из-за непроведения наличных расчетных операций? А не из-за того, что они нарушают новый порядок применения РРО. Налоговики справедливо отвечают, что такого действующее законодательство не предусматривает. При этом не забывайте: РРО нужно применять и при некоторых безналичных расчетах! Например, если вы принимаете от покупателя платежные карточки, жетоны или чеки. РРО не применяется, только если ваши безналичные расчеты проводятся непосредственно через учреждения банков (см. консультацию в БЗ, подкатегория 109.03) |
Вот такие разъяснения теперь предложили нам налоговики. Что ж, уже совсем скоро (с 1 сентября 2015 года) вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об уменьшении налогового давления на плательщиков налогов» от 17.07.2015 г. № 655-VIII (подробнее о нем читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 68 — 69, с. 5). Данным Законом, в частности, откроется новая страница в налоговых разъяснениях. Поэтому надеемся услышать от налоговиков обстоятельные и конкретные ответы.