Темы статей
Выбрать темы

Снизили давление — хорошее настроение! (комментарий к Закону № 655)

Мирошниченко Виталина, Смердов Виталий, налоговые эксперты
Раз за разом из зала заседаний ВР раздаются призывы к дерегуляции предпринимательской деятельности, упрощению ведения бизнеса, совершенствованию регистрационных и разрешительных процедур и т. п. А не так давно депутаты завели речь об уменьшении административного давления на налогоплательщиков. На удивление, результат не заставил себя ждать: 17 июля ВРУ приняла Закон № 655*. Правда, он пока не заработал… О том, что нового он принесет, читайте в данной статье**.

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уменьшения налогового давления на налогоплательщиков» от 17.07.2015 г. № 655-VIII.

** Обращаем внимание, что вопросу увеличения стоимостного критерия ОС, а также новинкам в отношении безнадежной задолженности будут посвящены отдельные публикации в ближайших номерах «Налоги и бухгалтерский учет».

Первое, что вам нужно учесть: все новшества, о которых вы узнаете дальше, заработают с 1 сентября. То есть уже на следующей неделе.

Раздача пряников от ВРУ

Пеня. Бывалым бухгалтерам, скорее всего, известно, что при исправлении ошибки, которая привела к занижению налоговых обязательств, нужно уплачивать не только «самоштраф», но и пеню. В то же время с 01.09.2015 г. при ее определении вас ждет серьезное послабление:

— такая пеня будет начисляться лишь по истечении 90 календарных дней, следующих за предельным днем уплаты денежного обязательства***, установленным Налоговым кодексом Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Если вы исправляете ошибку при помощи самостоятельного УР, ориентироваться (для определения этого срока) нужно на дату подачи такого УР. Например, в сентябре допустили занижение НДС-обязательств. Предельный срок уплаты НДС за сентябрь — 30 октября. В таком случае исправить ошибку без начисления пени можно будет до 28.01.2016 г. (включительно);

— если ошибка исправлена в течение упомянутого 90-дневного срока, пеня вообще не начисляется.

*** Если предельный срок уплаты определялся с учетом переноса предельного срока подачи декларации, то, считаем, и 90-дневный срок нужно рассчитывать с учетом такого переноса. При этом напомним, что относительно недавно с таким переносом сроков уплаты согласился и ВСУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 62).

Отличная новость! Только вот интересно: касается ли эта индульгенция ошибок, допущенных до 01.09.2015 г.? Мы уверены, что касается. По крайней мере, к этому выводу нас приводит ст. 58 Конституции Украины.

При этом жаль, что на «самоштраф» данное послабление не распространяется

Штрафные санкции. Здесь тоже есть хорошие новости. До 31.12.2016 г. включительно денежные обязательства по НУР можно будет перечислять без уплаты штрафных (финансовых) санкций, начисленных на них****. Причем эта индульгенция касается как предприятий, так и предпринимателей (независимо от системы налогообложения). Но есть здесь и ложка дегтя: чтобы воспользоваться этим послаблением, придется учитывать ряд условий:

1) объем доходов и/или операций за прошлый год меньше 20 млн грн. Признаемся, это условие сформулировали плохо. Во-первых, законодатель не уточнил, что это за доход. Для предприятий-общесистемщиков это, видимо, бухгалтерский доход. Для всех остальных вопрос открыт, но доходом , судя по всему, должен выступать доход, определенный согласно НКУ*. Во-вторых, не уточнили, как считать этот критерий — с НДС или без него. Тем более, что в критерий включается не только доход, но и объем операций. В-третьих, в правиле содержится союз «и/или», но как его применять для разграничения доходов и операций, не совсем понятно. В-четвертых, думаем, вы уже обратили внимание на термин «операции». Что в него включать, опять же, неизвестно (к примеру, это касается сумм возвратной финансовой помощи, посреднических операций и т. п.). Особенно, если учесть, что законодатель упустил слово «хозяйственные»;

2) денежное обязательство по такому НУР нужно уплатить в сроки, установленные НКУ. Как правило, это 10 календарных дней, следующих за днем получения НУР. Если данный срок пропустить, то, формально, это послабление уже не сработает (даже если пропустить оплату всего лишь на 1 день). Но поживем — увидим;

3) уплатить денежные обязательства по такому НУР нужно без обжалования (административного и/или судебного). Причем роль, судя по всему, играет именно начало процедуры обжалования. Так что, например, если начать обжалование НУР, а потом передумать и заплатить по нему, данное послабление действовать уже не будет. И заметьте еще одно: если вы заплатите сумму по НУР и с вас «снимут» обязательство по уплате штрафных санкций, обжаловать его затем уже нельзя (так что схитрить не получится ☹);

4) это послабление не сработает в случае повторного в течение года определения налоговиками налогового обязательства по одному и тому же налогу/сбору. При этом запомните: привязываться, судя по всему, нужно не к календарному году, а к 365/366 дням с даты вынесения НУР**.

**** Это должно касаться и денежных обязательств, начисленных налоговиками по итогам периодов до 01.09.2015 г.

* Не исключаем, что налоговикам хватит оригинальности использовать и какой-нибудь другой подход. К примеру, в недавнем прошлом плательщикам налога на прибыль для целей моратория на проверки они советовали ориентироваться на данные налоговых деклараций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 12).

** Именно так налоговики определяют повторность в случае наложения штрафов по НКУ (см. ОНК, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 592).

Внимания также заслуживает механизм данного послабления. Так, изначально штраф по НУР все же начисляется, но его списывают — в течение 10 дней после уплаты налогового обязательства, в порядке, утвержденном Минфином. И здесь, увы, есть свои подводные камни:

— норма сформулирована так, что для ее включения перечислить в бюджет нужно лишь сумму налогового обязательства (без учета штрафных санкций) — они в НУР выделены отдельно. Но как этот момент пропишут в порядке, пока неизвестно;

— есть вопросы к учету таких штрафов. Дело в том, что если следовать указанному механизму, то сначала сумма штрафа попадет в бухрасходы, а при ее списании — в доходы. Но точно об этом можно будет сказать лишь позже;

— если смотреть на ситуацию реально (а не формально), то пока такой подзаконный порядок не утвердят, рассчитывать на списание штрафных санкций не приходится ☹.

Услышим голос Минфина

Автором ОНК теперь будет Минфин (а не ГФСУ). Но признаемся: само по себе это вряд ли что-то изменит. В части налоговых консультаций интересно другое.

1. В НКУ «прикрутили» возможность обжалования в суде ОНК (до этого разрешали обжаловать лишь индивидуальные налоговые консультации). Правда, здесь есть как плюсы, так и минусы. Последние связаны с неопределенностью — дело в том, что если кто-то добьется от суда пересмотра ОНК, то это повлияет на всех плательщиков, которых она касалась. Причем на отмененную ОНК уже нельзя будет ссылаться как на основание для освобождения от ответственности.

2. Законодатель уточнил, что индивидуальные письменные/электронные консультации можно будет получить, в частности, в областных и межрегиональных налоговых, налоговой г. Киева, а также ГФСУ. Причем их в обязательном порядке будут размещать на официальном сайте ГФСУ или сайтах ее территориальных управлений — в течение 10 календарных дней после предоставления (к счастью, без указания наименования/Ф. И. О. плательщика и его налогового адреса). Вместе с тем непосредственно применять их, как и прежде, смогут только те, кому эти консультации адресованы. Остальные же смогут использовать их лишь как ориентир.

3. Дополнили перечень обязательных сведений, которые должна содержать письменная/электронная налоговая консультация (в частности, описание вопросов, указанных в обращении плательщика, обоснование применения норм законодательства). При этом их отсутствие в налоговой консультации, судя по всему, сможет послужить дополнительным подспорьем в случае ее обжалования.

Акты проверок без НУР — теперь бесполезны?

При проверках налоговики довольно часто составляют акты, но при этом не выносят на их основании НУР. К чему это приводит? Это зависит от выводов акта. Если в нем налоговики указали на ничтожность тех или иных сделок, то в таком случае проблемы могут возникнуть не только у вас, но и у ваших контрагентов. Например, налоговики на этом основании могут снять у контрагентов-покупателей по такой сделке налоговый кредит (она-то, по мнению контролеров, является ничтожной). Конечно, законность подобных действий под вопросом, но факт остается фактом. Кроме того, в таком случае контролеры могут мучить ваших контрагентов запросами*.

* О том, как вести себя с запросами от налоговой, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19.

Плохо во всем этом то, что плательщик практически лишен возможности защитить себя. Акт ведь обжаловать нельзя — ни по линии ГФС, ни по линии судов**. Ведь сам по себе он (в отличие от НУР) не создает для плательщиков прав и обязанностей. Были, конечно, и проблески (см. определение ВАСУ от 17.03.2014 г. по делу № К/800/65600/13), но глобально проблему это не решало.

** Конечно, есть вариант подать к нему «заперечення». Но, признаемся, особо рассчитывать на него не стоит.

С 1 сентября ситуация должна измениться. С этой даты в п. 86.7 НКУ будет записано, что налоговикам и другим госорганам запрещено использовать акт проверки в качестве основания для выводов относительно его отношений с контрагентами, если:

— по результатам составления акта НУР плательщику не вынесен/не вручен;

— или он отозван согласно ст. 60 НКУ (например, по итогам обжалования).

Так что указанная возможность для налоговиков будет перекрыта. Правда, рисков направления запросов эта норма полностью не исключает. И, кроме того, если на основании акта проверки НУР все же вынесут, контролеры смогут использовать такой акт и для доначислений контрагентам плательщика.

Изменения в налоговых проверках

Содержание приказа на проверку. Перед проведением проверки налоговики должны предъявить направление на проверку (к нему выдвигается ряд требований), копию приказа на проверку (до последнего времени требований к его содержанию не было), а также служебные удостоверения лиц, указанных в направлении***. А теперь внимание: с 1 сентября требования к содержанию появятся и в отношении приказа на проверку. В нем налоговикам придется раскрывать:

— дату выдачи приказа;

— наименование контролирующего органа;

— наименование и реквизиты субъекта (Ф. И. О. проверяемого налогоплательщика) и при проведении проверки в другом месте — адрес проверяемого объекта;

— цель проверки;

— вид проверки (документальная плановая/внеплановая или фактическая);

— основания для проверки, определенные НКУ;

— дату начала и длительность проверки;

период деятельности, который будет проверяться;

— подпись руководителя контролирующего органа (или его заместителя) и печать этого органа.

*** В части документальных плановых проверок есть еще одно условие: налоговики должны направить/вручить под расписку копию приказа о такой проверке и письменное уведомление с указанием даты ее начала (п. 77.4 НКУ).

Спросите: что это дает? А вот что: ошибки в оформлении указанных документов — основание для недопуска налоговиков к проверке.

Если в приказе на проверку не будет каких-либо из этих сведений (или они будут указаны неправильно), то вы получите право не пускать проверяющих

И учтите: если вы их все же пустите, признать выводы такой проверки незаконными лишь на этом основании уже не получится. Разве что можно будет настаивать, что доказательства, собранные в процессе такой проверки, являются недопустимыми****.

**** Подробнее об этой проблеме читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 65, с. 43.

Недопуск на фактическую проверку — админарест активов. Этот вопрос непосредственно связан с предыдущим. Если плательщик незаконно отказывает налоговикам в допуске к проверке, то они вправе применить налоговый арест активов. До сих пор это последствие было предусмотрено лишь в случае недопуска к документальным проверкам*****. С 1 сентября подобное уточнение будет сделано и для фактических проверок. Правда, ситуацию это не особо меняет: отсутствие данного уточнения не мешало судам признавать правомерность админареста активов и в таких случаях (см. определение ВАСУ от 15.09.2014 г. по делу № К/800/55020/13).

***** К слову, заметьте: с 1 сентября по письменному заявлению плательщика документальная невыездная проверка может быть заменена выездной. Порядок реализации этой нормы, судя по всему, в скором времени разъяснят сами налоговики.

Прочие изменения

Отчетные новшества. Если вы все еще отправляете отчетность по почте, тогда для вас есть хорошие новости. С 01.09.2015 г. такую отправку можно будет делать не позднее чем за 5 дней до окончания предельного срока подачи отчета (раньше — не позднее чем за 10 дней). Это новшество должно затронуть, в том числе, и декларации за август.

«Задело» и «электронщиков». Бывает, форма декларации не отвечает закону. Тогда НКУ разрешает подать вместе с ней дополнение. Так вот, п. 46.4 НКУ пополнился указанием: если вы должны отчитываться в электронной форме, то и дополнение тоже должно быть электронным. Главное, чтобы такая возможность была реализована в бухгалтерском ПО.

Подписание отчетности за физлицо. Изменения в п.п. 48.5.2 НКУ дают основания полагать, что за физлицо подписать отчетность сможет не только законный представитель, но и представитель по доверенности. Это вполне отвечает п. 19.2 НКУ. Причем заметьте: такую доверенность нужно нотариально удостоверить (см. подкатегорию 135.06 БЗ).

НУР и занижение НК/завышение НО. С 1 сентября НУР, видимо, будут выносить и в случаях, когда налоговики выявят завышение НДС-обязательств и/или занижение налогового кредита. Но заметьте: само по себе к штрафным санкциям по НКУ это не приводит — ведь недоплаты в таком случае не возникает.

НУР и уголовное производство. Из НКУ уберут нормы, которые предусматривали спецправила вынесения НУР по итогам уголовного производства.

После этого такие НУР, судя по всему, должны будут выносить в общем порядке. Правда, кроме случаев, когда уголовное производство было начато до 1 сентября — для них п. 36 подразд. 10 разд. ХХ НКУ предусматривает особые правила.

Постановка нерезидента на налоговый учет. Ввели порядок постановки на налоговый учет нерезидентов (иностранных компаний или организаций):

— при покупке теми имущественных прав на недвижимость или земли в Украине, которые подлежат налогообложению. Здесь интерес вызывает пара вопросов. Как видите, упор делается именно на имущественные права, а не на право собственности. В свою очередь, к таким правам относится, в том числе, и право пользования объектом. В то же время системное прочтение п. 64.5 НКУ позволяет говорить, что в отношении недвижимости роль будет играть лишь право собственности, а в части земли — как право собственности, так и право пользования;

— и при условии, что им не нужно создавать в Украине обособленное подразделение/постоянное представительство.

На учет такие компании/организации берутся в органах ГФС по местонахождению недвижимости/земельного участка. В этой связи напомним, что в прошлом налоговики рекомендовали таким нерезидентам один из нескольких вариантов (при покупке ими недвижимости/земли): создание постоянного представительства, обособленного представительства нерезидента, юрлица с иностранными инвестициями или заключение договора об управлении имуществом*. Теперь же для таких случаев есть особый порядок постановки на налоговый учет.

* Об этом читайте письмо Миндоходов от 06.08.2013 г. № 14101/7/99-99-18-05-01-17 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 92, с. 6).

выводы

  • С 1 сентября пеня при самостоятельном исправлении ошибок будет начисляться лишь по истечении 90 календарных дней, следующих за предельным сроком уплаты.

  • В НКУ пропишут требования к содержанию приказа на проведение проверки. А это значит, что у вас появятся дополнительные возможности для недопуска налоговиков к проверкам.

  • Появится возможность обжаловать в судах не только индивидуальные налоговые консультации, но и ОНК.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше