Темы статей
Выбрать темы

Беги, шина, беги!..

Голенко Александр, шеф-редактор
Автошины остаются шедевром инженерного искусства, хотя из автомобиля под натиском ученых сперва исчезла третья педаль, потом бензиново-дизельную «вонючку» заменил электромотор, а ныне они замахнулись даже на «прокладку между рулем и сиденьем» … Совсем недавно шины показали свою эффективность и в смежной области — в качестве инструмента активной части гражданского общества. Но сегодня мы обратимся к прозе — учету автомобильных шин.

автомобиль на предприятии

Начнем не с изобретения колеса, а с конкретики. ☺ На термин «пневматическая шина» можно «наехать» в Законе Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-ІІІ, но не в ст. 1, где приведены определения основных терминов, а в ст. 22, которая делегирует транспортному министерству утверждать правила эксплуатации, в частности, пневматических шин колесных транспортных средств. В соответствующих Правилах № 549 (см. п. 5 разд. І) вы легко найдете всевозможные официальные термины и их определения, чтобы поставить на место даже начальника транспортного цеха*, который наверняка говорит: «авторезина»…

img 1

* М. Жванецкий. «Собрание на ликеро-водочном заводе».

В конце концов бухгалтеру не обязательно разбираться во всех премудростях классификации шин. Ему достаточно знать — внимание! — для каждой конкретной шины:

(1) инвентарный номер;

(2) фактический пробег;

(3) гарантийный срок (продавца или производителя);

(4) назначенный ресурс;

(5) средний ресурс;

(6) остаточную высоту рисунка протектора.

Прежде чем переходить ко всем подробностям, процитируем п. 2 разд. XII Правил № 549:

На каждую шину <…> заводится карточка учета пробега (наработки) пневматической шины (далее — карточка учета), форма которой приведена в приложении 5 к Нормам ресурса шин, и заполняются все ее графы. Карточка учета ведется до списания шины

Трудоемко? Несомненно! Вы в этом убедитесь с одного взгляда на ее форму (см. то самое приложение 5 к Нормам № 488). ☹ Причем, к сожалению, ни Правила № 549, ни Нормы № 488 прямо не предусматривают возможности ведения таких карточек учета в электронной форме. Хотя, по нашему мнению, право на это вам дает п. 2.3 Положения № 88 (разумеется, при соблюдении законодательства об электронных документах и электронном документообороте — об этом мы писали еще в «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 54, с. 26). Утвердите свою форму карточки учета приказом по предприятию (понятно, отставив в ней лишь необходимые и обязательные реквизиты согласно п. 2.4 Положения № 88).

Поймите главное: автомобиль — это объект повышенной опасности, и от состояния шин безопасность зависит едва ли не в первую очередь. И если что случится — ответственным за нее должностным лицам предприятия правильно заполненная карточка учета будет по цене золота (или свободы)…

А теперь подробности.

Инвентарный номер

Понятно, что каждая шина должна быть в материальном учете идентифицирована. Да, на боковой поверхности шины* нанесено множество знаков и условных обозначений ее маркировки (см. их расшифровку в приложении 4 к Правилам № 549). Вы даже наткнетесь на термин «идентификационный номер»! Но это не то, что вам надо, т. е. это не та идентификация… ☹ Другими словами: это не уникальный номер каждой шины, а этот шифр предназначен для идентификации ее производителя (и даты изготовления, но об этом скажем потом).

* Профи говорят: в плечевой зоне.

Поэтому вам остается нанести на боковой поверхности шины ее инвентарный номер либо контрастной несмываемой краской (хотя слова «шина» и «несмываемая» несовместимы ☺), либо специальным устройством для клеймения ( п. 4 разд. XII Правил № 549).

Фактический пробег

Вы будете смеяться, но ни сам этот термин, ни термин «пробег» ни в Правилах № 549, ни в Нормах № 488 не определены, но используются! Так бывает. Но подобраться к нему позволяет определение термина «наработка» в абзаце восемнадцатом п. 5 разд. І Правил № 549: это — объем работы шины, измеренный, в частности, в километрах пробега автомобиля.

Ну а этот пробег вы наверняка учитываете так или иначе — скорее всего на основании «самодельных» путевых листов (не станем повторять сказанное об отмене их обязательных форм в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 103, с. 3).

Главное: п. 1 разд. XII Правил № 549 предписывает вести учет пробега (наработки) шин в соответствии с требованиями разд. 7 Норм № 488. Там есть свои заморочки (связанные с заменой шин — как «спустившей» на запаску, так и по сезону, а также с их перебросками для выравнивания износа протектора), но пусть этот хлеб ест упомянутый начальник транспортного цеха (согласно своей должностной инструкции). Ваше дело — чтобы на конец месяца в каждой карточке учета был вписан фактический пробег шины…

Гарантийный срок

Здесь все как обычно. Заметим только, что согласно действующему в Украине ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические…» гарантийный срок службы — это календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины (п. 3.3), причем для шин отечественных производителей он установлен в пять лет с даты изготовления (п. 10.1). Обратите внимание: шина лежит на складе, а ее гарантийный срок бежит. ☹

Важно! Дата изготовления маркируется изготовителем на боковой поверхности шины в виде самых правых четырех цифр в цепочке (как правило, правее букв «DOT»): две первых из них — это номер недели, две последних — последние цифры года изготовления конкретной шины ( п. 18 разд. ІІ приложения 4 к Правилам № 549).

Что касается гарантии продавца — см. гарантийный талон (если он есть).

Скажем только, что если дефект не заметили при монтаже и шина хоть немного походила — доказать вину производителя (чтобы заменить по гарантии) будет непросто.

Назначенный ресурс

Это — очень важная величина! Почему? Обратите внимание на заключительные слова абзаца двадцать третьего п. 5 разд. І Правил № 549:

ресурс шины (колеса) назначенный — наработка шины (колеса), измеренный в календарных годах, в случае достижения которого она (оно) изымается из эксплуатации независимо от технического состояния

Понятно? — «Независимо»! Для «ясности» в п. 45 разд. V Правил № 549 прямо сказано, что шины с исчерпанным назначенным ресурсом не используются! Кстати, в п. 49 разд. V Правил № 549 приведен целый перечень технических причин, также исключающих использование шин (в частности — остаточная высота рисунка протектора, к которой вернемся ниже). Кстати, в определении понятия «предельное состояние шины» ( абзац шестой п. 5 разд. І Правил № 549) — т. е. такое состояние, по достижении которого эксплуатировать ее больше нельзя, — в качестве краеугольных указаны именно эти две величины: (1) остаточная высота рисунка протектора и (2) назначенный ресурс.

Назначенный ресурс для различных категорий шин установлен в п. 44 разд. V Правил № 549: для новых шин — 7, 8 или 10 лет, для восстановленных путем наварки протектора — соответственно 5, 6 и 7 лет. Внимание! — с даты изготовления шины.

В принципе, п. 44 разд. V Правил № 549 оставляет лазейку в виде слов «если иное не определено производителем»… Вот только каким первичным документом вы подтвердите, что «определено» — даже если откопаете это, скажем, на сайте производителя?.. В любом случае: пусть эту дату впишет в карточки учета начальник транспортного цеха.

Не изъяли шину по истечении ее назначенного ресурса? — присели на пороховую бочку…☹

Средний ресурс

Не станем вдаваться в сложные материи, а только отметим, что надо отличать:

(1) ресурс шины — это реальная (но не известная априори, т. е. заранее) величина суммарного пробега (наработки) шины от начала ее эксплуатации до перехода в предельное состояние ( абзац двадцать второй п. 5 разд. І Правил № 549; абзац двадцать четвертый п. 2.1 разд. 2 Норм № 488);

(2) средний ресурс шины — это условная (и по сути вероятностная) величина, определяемая расчетным путем всего лишь — внимание! — как «математическое ожидание ресурса шины» ( абзац двадцать пятый п. 2.1 разд. 2 Норм № 488) только для того, чтобы «планировать» и «прогнозировать» ( п. 3.1 разд. 3 Норм № 488), т. е. по сути предугадывать когда истечет реальный ресурс шины, т. е. (1)!

Средний ресурс в «тыс. км» — внимание! — для определенных видов и марок шин и для определенных марок транспортных средств сведен в несколько огромных таблиц ( приложение 1 к Нормам № 488для нормальных условий эксплуатации, приложение 2 — для особых).

Важно! Каждый показатель среднего ресурса правомерен строго для определенного вида шины, установленной на определенную марку транспортного средства (или версию марки с такими же максимальными мощностью двигателя и скоростью — п. 3.9 разд. 3 Норм № 488). С учетом ваших специфических условий эксплуатации шины он дополнительно корректируется согласно разд. 5 Норм № 488 (п. 3.5 разд. 3 Норм № 488).

В принципе, если нужной строчки в таблицах просто нет (вообще-то Нормы № 488 регулярно обновляются, но угнаться за производителями нереально!), то можно ( п. 3.7 разд. 3; п. 5.1 разд. 5 Норм № 488) заказать конкретно для вашей уникальной шины — разумеется, за плату — временные нормы в порядке, установленном разд. 5 Норм № 488 (например, в ДП «Державтотрансндіпроект» — см. по ссылке: http://www.insat.org.ua/phpfiles/services/vdipzste_dtz/5/). Каких-то 30 рабочих дней и около 900 грн. — и временная бумажка у вас в кармане!

В любом случае вписать показатель среднего ресурса в карточку учета — это задача не ваша, а все того же начальника транспортного цеха. Для вас же главное вот что (разумеется, вы догадались, что мы ведем дело к списанию шины): достижение величиной фактического пробега соответствующего среднего ресурса шины — лишь одно из оснований для принятия решения о ее выведении из эксплуатации и списании ( п. 3.2 разд. 3; п. 7.1 разд. 7 Норм № 488). Но если шина сохранилась в нормальном состоянии (сами понимаете, кто эту «нормальность» обязан установить… ☺), п. 7.2 разд. 7 Норм № 488 разрешает продолжить ее эксплуатацию вплоть до достижения остаточной высотой рисунка протектора минимального предельного значения*. Ну или до истечения назначенного ресурса, конечно. Кстати, забегая вперед, скажем, что фатально поврежденную шину можно списать сразу же ( п. 3.2 разд. 3; п. 7.5 разд. 7 Норм № 488), но подробности позже. Риторический вопрос: а зачем тогда платить за временную норму?..

* Хотя мы говорили бы о достижении шиной предельного состояния.

Остаточная высота рисунка протектора

Как водится, едва ли не самый важный параметр шины мы приберегли на конец.

Согласно п.п. «а» п.п. 31.4.5 п. 31 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306, предельная (т. е. минимальная) остаточная высота рисунка протектора установлена для:

— легковых и грузовых авто массой до 3,5 т — 1,6 мм;

— грузовиков массой более 3,5 т — 1,0 мм;

— автобусов — 2,0 мм

Кстати, обращаем внимание международных перевозчиков, что за границей установлены свои минимальные значения остаточной высоты рисунка протектора (они приведены в приложении 6 к Нормам № 488). Разумеется, именно они являются для вас основанием для выведения шин из эксплуатации ( п. 7.3 разд. 7 Норм № 488).

Как измерять эту величину, указано в п. 21 разд. ХІ Правил № 549. Для вас главное — чтобы это делалось каждый раз при сезонной установке/снятии шины, а при необходимости — надо понимать, когда шина приблизилась к предельному состоянию, — ежемесячно ( п. 7.10 разд. 7 Норм № 488). И каждое такое измерение нужно записывать в карточку учета! Ну, а кто это должен делать — мы даже говорить не станем… ☺ Конечно, он!

Он же должен вам пояснить, что существуют шины с так называемыми индикаторами износа, подлежащие выводу из эксплуатации, как только начнет изнашиваться хотя бы один из таких индикаторов ( п. 25 разд. ХІ Правил № 549).

Можно попасть и под списанную шину…

Итак, судя по карточке учета, шина пришла в предельное состояние. Не важно, по какой из двух причин — то ли остаточная высота рисунка протектора стала менее минимально допустимой, то ли назначенный ресурс истек. Ну или она вышла из строя по другой причине. Главное, чтобы она была немедленно снята с автомобиля, т. е. выведена из эксплуатации!

Не хотелось бы всуе поминать каноны бухучета, например такой из них, как критерии признания активом, но вам понятно, что отслужившую шину — как уже «не актив» следует списать с баланса предприятия. Собственно с этим вас никто в шею не гонит, но есть тут еще одна «засада»… ☹

Вынуждены вам напомнить, что согласно абзацу второму ст. 1 Закона № 187 отработавшие шины — это отходы.

Государственным классификатором отходов ДК 005-96, утвержденным приказом Госстандарта Украины от 29.02.96 г. № 89, им присвоен код 6000.2.9.03 «Шини, зіпсовані перед початком експлуатації, відпрацьовані, пошкоджені чи забруднені під час експлуатації».

Хотя действие Государственных санитарных правил и норм ДСанПіН 2.2.7.029-99, утвержденных постановлением главного госсанврача Украины от 01.07.99 г. № 29, которыми отходы относились к тому или иному классу опасности, на сегодня приостановлено, но отработавшие шины традиционно относят к наименее опасному — IV классу.

Так вот, не станем пересказывать здесь все наши аргументы из полезной для прочтения статьи на подобную тему в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 16, с. 20, но обращаем ваше внимание на следующее. Чтобы не рисковать «попасть» на уплату эконалога за размещение отходов согласно п.п. 240.1.3 Налогового кодекса Украины,

вам следует заключить договор со специализированной организацией на утилизацию шин

и сдавать их туда не реже чем раз в год (хотя, честно говоря, п. 6 разд. XVI Правил № 549 требует сдавать их не позже шести месяцев с даты списания). Вот почему вам важно отслеживать дату списания шин — ведь отходом такая шина становится только после списания, а пока она не списана — даже если и не эксплуатируется — ее отходом считать нельзя! Намек понятен?.. ☺

И еще. Поскольку речь идет об образовании отходов, вам нужно определиться с документацией (чтобы вас не «хлопнули» экологи ☹). А для этого рассчитайте свой показатель общего образования отходов Пзув за прошлый календарный год по формуле из абзаца тридцать третьего ст. 1 Закона № 187 (ср. ). Если у вас нет других отходов — только по тому ее слагаемому, которое касается IV класса отходов, т. е. списанных шин: Пзув = … 1 х М4, где: М4 — масса списанных шин в тоннах.

А теперь смотрите: если Пзув за год получился меньше 50 тонн — выдохните: вам ни декларацию об отходах подавать не следует, ни тем более разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами получать не нужно! Для справки: если Пзув превысил 50 тонн, но не добрался до 1000 тонн — ежегодно подается декларация об отходах.

Напомним также, что абсолютно все предприятия (и ФЛП) обязаны вести первичный учет отходов по типовой форме № 1-ВТ, утвержденной приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342 (тем же приказом утверждена Инструкция по ее заполнению). За отсутствие такого учета к должностным лицам предприятия может быть применен админштраф согласно ст. 821 Кодекса Украины об административных правонарушениях (за нарушение правил ведения первичного учета отходов) в размере от 3 до 5 ннмдг (от 51 до 85 грн.). О заполнении этой формы вы могли прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 43, с. 36.

Как сказать отработавшей шине «прощай»?

Несколько слов о формальностях списания шин.

Шина подлежит безусловному выводу из эксплуатации и последующему списанию по таким трем основаниям:

1) фатальное повреждение, исключающее (ремонт) восстановление ( п. 7.5 разд. 7 Норм № 488);

2) уменьшение остаточной высоты рисунка протектора ниже минимально допустимой;

3) истечение назначенного ресурса.

При достижении величиной фактического пробега шины показателя ее среднего ресурса необходимо провести ее осмотр и принять решение о возможности (или невозможности) продления ее эксплуатации ( п. 7.2 разд. 7 Норм № 488).

Важно знать, что согласно п. 7.1 разд. 7 Норм № 488:

карточка учета пробега (наработки) пневматической шины имеет статус акта ее списания. Карточку подписывают члены комиссии…

Надеемся, что эта информация реабилитирует карточку учета в ваших глазах. ☺

Уточним: если одновременно списывается весь комплект шин с одного автомобиля, то это оформляется один актом, в котором указываются все данные автомобиля и шин, и прилагаются соответствующие карточки учета, причем комиссия должна подписать сам акт, а приложенные к нему карточки — не обязательно ( п. 7.11 разд. 7 Норм № 488).

На этом закончим с эксплуатационными «ягодками» и перейдем к бухучетным «цветочкам».

Бухучет шин: от радости до печали…

Для начала, конечно же, надо классифицировать шину как объект учета.

И пусть вас при этом не смущает длительный (гораздо больше года) предполагаемый срок ее полезного использования (назначенный ресурс), а также возможно заоблачная цена «крутой» шины. Процитируем п. 1 подразд. 1 разд. II Правил № 549:

Шина как составная часть КТС* относится к быстроизнашивающимся составляющим, которые в процессе технической эксплуатации КТС периодически заменяются

* Колесное транспортное средство.

Бухгалтерское спасибо за «быстроизнашивающимся» ☺, но у нас есть прямые указания Минфина в характеристике субсчета 207 Инструкции № 291:

(1) учет приобретенных автомобильных шин вести на этом субсчете в запасе и обороте;

(2) по кредиту этого субсчета отражать лишь «расходование, реализацию и другое выбытие»;

(3) комплект автошин на колесах автомобиля (включая запаску), «учтенных в цене автомобиля и включенных в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств» (т. е. на субсчете 105 «Транспортные средства»).

Таким образом, нам остается лишь повторить здесь прежние рекомендации (см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 85).

Первый вариант: приобретенные шины приходуйте на субсчет 207 «Запасные части» и на основании п. 15 П(С)БУ 7 при их передаче в эксплуатацию списывайте их стоимость на расходы периода (т. е. на Дт 23, 91 — 94 в соответствии с направлением использования автомобиля, на котором шина ходит), разумеется, продолжая вести аналитику по местам хранения и материально ответственным лицам.

Второй вариант (более безопасный из-за того, что «бухучетные» правила налогообложения прибыли требуют строже относиться к соблюдению именно бухгалтерских нормативов): для бухучета приобретенных шин заведите два субсчета — 2071 «Шины на складе» и 2072 «Шины в эксплуатации». При передаче шины в эксплуатацию делайте проводку Дт 2072 — Кт 2071, а при возврате на склад из-за сезонной замены — обратную: Дт 2071 — Кт 2072. Как только шина выведена из эксплуатации, если планируете получить за нее компенсацию — делайте запись (см. характеристику субсчета 209 в Инструкции № 291): Дт 209 «Прочие материалы» — Кт 2072 «Шины в эксплуатации», а если она годится лишь на утилизацию — списывайте ее прямо в Дт 23, 91 — 94. При выбытии шины за компенсацию отнесете ее стоимость с Кт субсчета 209 в Дт субсчета 943.

Кстати, поскольку на основании п. 3.19 Положения о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденного приказом Минтранса от 30.03.98 г. № 102, замену шины (внимание! — даже приобретенной «в составе» автомобиля на «отдельную») принято классифицировать как обслуживание автомобиля, соответствующие расходы на такую замену учитываем аналогично. Наконец, расходы на утилизацию списанных шин согласно абзацу третьему п. 2.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2, можно включать в прочие операционные расходы периода (субсчет 949).

Мы предлагаем вам вот такие проводки.

Содержание операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

2

3

1. Перечислена поставщику предоплата за новые шины

371

311

2. Отражен «входной» НДС (до получения НН, зарегистрированной в ЕРНН)

644/1

644

3. «Входной» НДС включен в НК (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

4. Новые шины получены

4.1. Новые шины оприходованы на склад

2071

631

4.2. Списана сумма НК по НДС

644

631

4.3. Зачтена задолженность

631

371

5. Шины переданы в эксплуатацию

5.1. Отражена передача шины со склада в эксплуатацию

2072

2071

5.2. Произведен шиномонтаж*

5.2.1. Оприходованы услуги шиномонтажа

23, 91 — 94

631 (377)

5.2.2. Отражен «входной» НДС (до получения НН, зарегистрированной в ЕРНН)

644/1

631 (377)

5.2.3. «Входной» НДС включен в НК (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

5.2.4. Оплачены услуги шиномонтажа

631

311

6. Произведена сезонная замена шин**

6.1. Оприходованы услуги шиномонтажа

23, 91 — 94

631 (377)

6.2. Отражен «входной» НДС (до получения НН, зарегистрированной в ЕРНН)

644/1

631

6.3. «Входной» НДС включен в НК (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

6.4. Оплачены услуги шиномонтажа

631

311

6.5. «Несезонные» демонтированные шины переданы на склад

2071

2072

7. Шины изъяты из эксплуатации по достижении предельного состояния ***

7.1. Шины в качестве отхода списаны с баланса и переданы на утилизацию специализированной организации****.

23, 91 — 94

2072

7.2.1. Шины изъяты из эксплуатации для передачи за компенсацию

209

2072

7.2.2. Шины списаны с баланса в связи с выбытием за компенсацию

943

209

8.1. Получены услуги по утилизации отработавших шин*****.

949

631

8.2. Отражен «входной» НДС (до получения НН, зарегистрированной в ЕРНН)

644/1

631

8.3. «Входной» НДС включен в НК (получена НН, зарегистрированная в ЕРНН)

641/НДС

644/1

8.4. Оплачены услуги по утилизации отработавших шин

631

311

* На основании акта выполненных работ или акта-наряда.

** Также на основании акта выполненных работ или акта-наряда с отражением пробега в карточке учета.

*** На основании решения комиссии по вопросам утраты пневматическими шинами потребительских качеств (с записью в карточке учета, при списании комплекта — с составлением акта списания и приложением к нему соответствующих карточек учета).

**** На основании акта приема-передачи.

***** На основании соответствующего акта.

Да, а в налоговом учете прибыли и НДС в отношении шин нет никаких особенностей. На всякий случай заметим: мы не видим никаких оснований для «доначисления» НДС с целью «компенсации» исходного НК на его «неотработавшую» часть в случае списания шины по причине повреждения, исключающего (ремонт) восстановление.

И, как говорится, ни гвоздя, ни жезла вам! ☺

выводы

  • Каждая шина должна быть идентифицирована и на каждую следует вести карточку учета, которая будет первичным документом для списания шины.
  • Шина подлежит безусловному выводу из эксплуатации и последующему списанию по таким основаниям:
    — фатальное повреждение, исключающее восстановление (ремонт);
    — уменьшение остаточной высоты рисунка протектора ниже минимально допустимой;
    — истечение назначенного ресурса.
  • Если за год предприятие списывает меньше 50 тонн шин, то ему не нужно ни подавать декларацию об отходах, ни получать разрешение на осуществление операций в сфере обращения с отходами.
  • Для бухучета приобретенных шин есть два варианта: (1) приходовать на субсчет 207 «Запасные части» и при передаче в эксплуатацию списывать на расходы периода; (2) завести два субсчета — 2071 «Шины на складе» и 2072 «Шины в эксплуатации». Шины, приобретенные вместе с автомобилем, учитываются в составе его первоначальной стоимости на субсчете 105 «Транспортные средства».

Документы статтьи

  1. Закон № 187 — Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.
  2. Правила № 549 — Правила технической эксплуатации колес и пневматических шин колесных транспортных средств категорий L, M, N, O и специальных машин, выполненных на их шасси, утвержденные приказом Мининфраструктуры от 26.07.2013 г. № 549.
  3. Нормы № 488 — Эксплуатационные нормы среднего ресурса пневматических шин колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса от 20.05.2006 г. № 488.
  4. Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.
  5. Инструкция № 291 — Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше