Темы статей
Выбрать темы

Филиал: плательщик — неплательщик... Не гадаем на ромашке, а читаем в НКУ

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Из предыдущих материалов этого номера вы могли узнать особенности уплаты предприятиями, имеющими структурные подразделения, налога на прибыль, НДС и НДФЛ. В продолжение «филиальной» темы поговорим о том, как обстоят дела с уплатой и предоставлением отчетности по другим налогам и сборам. В частности, посмотрим, кто (головное предприятие или филиал) должен уплачивать акцизный и экологический налог, рентную плату за специальное использование воды, туристический сбор и т. д., а также кто и куда предоставляет налоговые декларации по этим налогам.

Акцизный налог

img 1

Перечень плательщиков акцизного налога приведен в ст. 212 НКУ. Причем сама статья не дает оснований сделать однозначный вывод о том, кто является плательщиком акцизного налога: исключительно юридические лица или же и их обособленные подразделения. Все дело в том, что среди налогоплательщиков фигурируют как «лица — субъекты хозяйствования», так и просто «лица». Причем «субъектами хозяйствования»* филиалы однозначно не являются, а вот что следует подразумевать под «лицами» — НКУ не уточняет, и это остается загадкой.

* Согласно ст. 55 ХКУ субъектами хозяйствования являются, в частности, хозяйственные организации — юридические лица. Субъекты хозяйствования имеют право открывать свои филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

И все же, по нашему мнению,

плательщиком акцизного налога и за себя, и за обособленные подразделения является юридическое лицо

К такому заключению можно прийти исходя из п. 212.3 НКУ, который устанавливает порядок регистрации плательщиков акцизного налога.

Дело в том, что согласно пп. 212.3.1 и 212.3.11 НКУ регистрации в контролирующих органах в качестве плательщиков акцизного налога подлежат именно субъекты хозяйствования (в частности, осуществляющие деятельность по производству подакцизных товаров (продукции), импортеры алкогольных напитков и табачных изделий, предприятия розничной торговли, реализующие подакцизные товары).

А вот остальные плательщики подлежат обязательной регистрации в качестве налогоплательщиков контролирующими органами по местонахождению юридических лиц.

Косвенно подтверждает наш вывод и сама форма Декларации по акцизному налогу, утвержденная приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14. Она предусматривает отражение информации только о юридических лицах — налогоплательщиках. То есть,

декларацию по акцизному налогу контролирующему органу по месту своей регистрации подают плательщики акцизного налога — предприятия

К аналогичному выводу по поводу уплаты и предоставления отчетности по акцизному налогу приходят и налоговики в консультации, размещенной в подразделе 116.07 БЗ.

Отдельно остановимся на особенностях уплаты налога и предоставления отчетности по акцизному налогу розничными продавцами подакцизных товаров.

Как предусмотрено п.п. 222.3.2 НКУ, субъект хозяйствования розничной торговли, который осуществляет реализацию подакцизных товаров, уплачивает налог по месту реализации таких товаров, т. е. в местные бюджеты административно-территориальных единиц, в которых расположены пункты продажи подакцизных товаров (см. также письмо ГФСУ от 20.01.2015 г. № 1519/7/99-99-19-03-03-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 10, с. 4, консультацию в подразделе 116.07 БЗ).

Что касается отчетности по розничному акцизу, то тут действует такое правило: Декларации по акцизному налогу подаются в контролирующие органы, которые обслуживают административно-территориальные единицы по местонахождению пунктов продажи подакцизных товаров. То есть количество таких деклараций за отчетный период должно отвечать количеству административно-территориальных единиц, на которых размещены пункты продажи подакцизных товаров (см. письмо ГФСУ от 20.01.2015 г. № 1519/7/99-99-19-03-03-17// «Налоги и бухгалтерский учет» 2015, № 10, с. 4).

Например:

— если субъект хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами имеет один или несколько пунктов продажи, которые расположены на территории, подчиненной одному органу местного самоуправления (один код КОАТУУ), — то он составляет одну Декларацию по акцизному налогу и заполняет одно приложение 6 к ней;

— если субъект хозяйствования розничной торговли подакцизными товарами имеет один или несколько пунктов продажи, которые расположены на территории, подчиненной разным органам местного самоуправления (разные коды КОАТУУ), — то он составляет Декларацию по акцизному налогу и заполняет приложение 6 отдельно по каждому КОАТУУ;

— если у субъекта хозяйствования точки продажи зарегистрированы в нескольких органах самоуправления, которые обслуживаются одним контролирующим органом (например, объединенной ГНИ), — то он подает в контролирующий орган одну Декларацию с соответствующим количеством приложений 6 (см. консультацию в подразделе 116.07 БЗ).

Экологический налог

Здесь все однозначно. Пункт 240.1 НКУ прямо причисляет к плательщикам налога только субъектов хозяйствования, а также юридических лиц, которые не осуществляют хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные организации, общественные и другие предприятия, учреждения и организации и т. д. А вот обособленные подразделения юридических лиц в качестве плательщиков налога не названы.

Это значит, что филиалы и другие обособленные подразделения предприятия, которые осуществляют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и/или размещают отходы, не являются самостоятельными налогоплательщиками.

Уплачивает экологический налог за выбросы, сбросы и размещение отходов само головное предприятие, имеющие в своем составе филиалы и другие обособленные подразделения

Кстати, на это же указывают и налоговики в консультации из подраздела 120.01 БЗ.

Аналогичные выводы можно сделать и в отношении отчетности по экологическому налогу.

Налоговую декларацию по экологическому налогу по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715 (начиная с отчета за 4 квартал 2015 года), составляют и предоставляют юридические лица — плательщики экологического налога.

При этом, если у юрлица несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, размещенных не в одном месте, то отчетность предоставляют с учетом таких правил:

— если эти источники (места, объекты) находятся в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды КОАТУУ разные), то в контролирующий орган по месту расположения источника загрязнения подается декларация по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно ( п.п. 250.10.1 НКУ);

— если эти источники (места, объекты) находятся в пределах одного населенного пункта или за его пределами (код КОАТУУ один и тот же), то в соответствующий контролирующий орган подается одна декларация за такие источники загрязнения ( п.п. 250.10.2 НКУ). При этом количество приложений 1 — 3 должно соответствовать количеству стационарных источников загрязнения (количеству специально отведенных для размещения отходов мест или объектов);

— если налогоплательщик состоит на налоговом учете в городе с районным делением, то такой налогоплательщик может подавать одну Декларацию за выбросы, сбросы всеми своими источниками загрязнения и/или места размещения отходов, если эти источники (места) расположены на территории этого города (указывается код КОАТУУ по месту пребывания налогоплательщика на налоговом учете ( п.п. 250.10.3 НКУ)).

Рентная плата за специальное использование воды

Плательщики рентной платы за специальное использование воды перечислены в п. 255.1 НКУ. Именно здесь предусмотрено, что плательщиками рентной платы являются водопользователи, в том числе филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица.

При этом

филиалы и прочие обособленные подразделения юрлица могут быть плательщиками рентной платы за спецводопользование, если имеют банковские счета, ведут отдельный бухгалтерский учет своей деятельности и составляют отдельный баланс

Такие «самостоятельные» обособленные подразделения подают налоговые декларации и уплачивают рентную плату по своему месту налоговой регистрации ( п.п. 255.11.17 НКУ). При этом головное предприятие в отчетности «за себя» не показывает объемы воды, использованные филиалом и отраженные им в своей отчетности.

В противном случае, если структурное подразделение предприятия не является обладателем банковского счета, отдельного баланса и не ведет отдельный бухгалтерский учет своей деятельности, то налоговую декларацию подает и перечисляет рентную плату в бюджет головное предприятие, в состав которого входят структурные подразделения ( п.п. 255.11.18 НКУ). То есть в таком случае головное предприятие должно стать на учет в качестве плательщика рентной платы за специальное использование воды в налоговом органе по местонахождению водных объектов (неосновное место учета) и представлять декларации по этому сбору, а также уплачивать его по местонахождению водных объектов и по ставкам сбора, установленным для этих водных объектов (см. письмо ГФСУ от 02.11.2015 г. № 23216/6/99-99-15-04-01-15).

Другие виды рентной платы

Кроме рентной платы за спецводопользование п. 251.1 НКУ предусматривает уплату рентной платы за:

— пользование недрами для добычи полезных ископаемых ( п.п. 251.1.1 и п. 252.1 НКУ);

— пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых ( п.п. 251.1.2 и п. 253.1 НКУ);

— пользование радиочастотным ресурсом Украины ( п.п. 251.1.3 и п. 254.1 НКУ);

— транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитное транспортирование трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины ( п.п. 251.1.6 и п. 2561.1 НКУ).

Плательщиками всех перечисленных видов рентной платы соответствующими нормами НКУ названы субъекты хозяйствования и юридические лица. То есть Кодекс не предполагает самостоятельную возможность декларирования и уплаты этих платежей обособленными подразделениями.

А вот по части рентной платы за специальное использование лесных ресурсов ( п.п. 251.1.5 и п. 256.1 НКУ) все с точностью до наоборот. Пункт 256.1 НКУ в числе плательщиков рентной платы прямо называет филиалы юридических лиц — предприятий, отделения и другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица. Кроме того, филиалу-лесопользователю необходимо подавать в налоговый орган Налоговую декларацию по рентной плате по форме, утвержденной приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 719.

Налог на недвижимость

Плательщиками налога на недвижимость являются физические и юридические лица — собственники объектов жилой и/или нежилой недвижимости. Об этом говорит п.п. 266.1.1 НКУ. Это значит, что

филиалы и другие структурные подразделения юридических лиц не являются плательщиками налога на недвижимость и отчетность по этому налогу не подают

Это и вполне логично, поскольку ст. 95 ГКУ прямо указывает на то, что филиалы и другие обособленные подразделения не являются самостоятельными собственниками своего имущества, а наделяются имуществом юридического лица, их создавшего.

Головное предприятие — плательщик налога на недвижимость самостоятельно рассчитывает сумму налога и предоставляет в контролирующий орган по местонахождению объекта налогообложения Налоговую декларацию по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка по форме, утвержденной приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408 (начиная с 01.01.2016 г.). Для этого ему, конечно же, следует предварительно стать на налоговый учет по неосновному месту учета в орган ГНИ по местонахождению объекта налогообложения (если такая недвижимость расположена в пределах другой административно-территориальной единицы).

Если предприятие является счастливым обладателем сразу нескольких объектов жилой и/или нежилой недвижимости, то нужно учесть такой нюанс. Если такие объекты расположены на территориях разных сельских (поселковых) советов, но принадлежащих к одному административному району (коды органов местного самоуправления по местонахождению объектов недвижимости по КОАТУУ разные), то налогоплательщик подает в один налоговый орган декларации отдельно по каждому коду органа местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости. Причем поданных деклараций должно быть столько, сколько разных кодов органов местного самоуправления, по которым находятся объекты недвижимости по КОАТУУ. На таком порядке подачи отчетности настаивают налоговики в консультации из подраздела 106.07 БЗ.

Транспортный налог

Здесь все по аналогии с налогом на недвижимость. Объектом налогообложения выступают легковые автомобили (используемые до 5 лет и имеющие объем цилиндров двигателя свыше 3000 куб. см.), а плательщиками налога названы физические и юридические лица — собственники ( п.п. 267.1.1 НКУ). Филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц не являются юрлицами и не могут выступать субъектами права собственности на какое-либо имущество. Это значит, что

обособленные подразделения юрлиц не являются самостоятельными плательщиками транспортного налога

Уплачивает налог в бюджет и предоставляет в налоговый орган отчетность по транспортному налогу непосредственно головное предприятие, которое открыло филиал и передало ему в эксплуатацию автотранспорт.

Туристический сбор

Плательщиками туристического сбора являются исключительно физические лица, а вот субъекты хозяйствования являются налоговыми агентами, в обязанности которых входит взимание сбора и перечисление его в местный бюджет. При этом по замыслу законодателя к числу налоговых агентов относятся и филиалы (другие обособленные подразделения без статуса юрлица).

Так, согласно п.п. 268.7.2 НКУ налоговый агент, имеющий подразделение без статуса юридического лица, предоставляющее услуги по временному проживанию (ночевке) не по месту регистрации такого налогового агента, обязан зарегистрировать такое подразделение как налогового агента туристического сбора в контролирующем органе по местонахождению подразделения.

Обратите внимание: НКУ говорит о необходимости регистрации подразделения в качестве плательщика турсбора. Однако на самом деле каких-то дополнительных регистрационных процедур не потребуется, поскольку в упомянутой норме НКУ подразумевается процедура автоматической регистрации подразделения в налоговом органе по своему основному месту учета.

В обязанности филиала как налогового агента входит перечисление туристического сбора в бюджет, а также предоставление налоговой отчетности

Форма Налоговой декларации по туристическому сбору утверждена приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636*.

* Эта форма Налоговой декларации будет использоваться налогоплательщиками при составлении отчетности за 2015 год начиная с 01.01.2016 г., в том числе и для самостоятельного исправления ошибок, допущенных в налоговой отчетности за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (см. консультацию в подкатегории 123.04 БЗ).

На этом акцентировали внимание налогоплательщиков и налоговики в своей консультации, размещенной в подразделе 123.04 БЗ.

Сбор за места для парковки транспортных средств

Плательщиками этого сбора п.п. 2681.1.1 НКУ определены юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые согласно с решением сельского, поселкового или городского советов организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках. При этом налогоплательщик, имеющий подразделение без статуса юрлица, осуществляющее деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на земельном участке не по месту регистрации такого налогоплательщика, обязан зарегистрировать такое подразделение в контролирующем органе по местонахождению земельного участка.

Стало быть, в отношении этого платежа обособленные подразделения — его полноправные плательщики. Они же должны подавать Налоговую декларацию сбора за места для парковки транспортных средств по форме, утвержденной приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636. Декларацию подают в налоговый орган по местонахождению объекта обложения сбором за парковку, т. е. в данном случае в тот налоговый орган, где сами зарегистрированы по основному месту учета (см. консультацию в подразделе 122.04 БЗ).

Плата за землю

Плательщиками платы за землю (земельного налога и арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности) являются собственники земли и землепользователи.

Как предусмотрено пп. 14.1.34 и 14.1.73 НКУ, собственниками и землепользователями могут быть физические и юридические лица.

И не мудрено, ведь основанием для уплаты земельного налога и платы за землю являются полученное в соответствии с законодательством право собственности, а также право пользования земельным участком государственной и коммунальной собственности. Как мы уже не раз отмечали, обособленные подразделения без статуса юридического лица не являются самостоятельными субъектами права собственности. Они лишь наделяются имуществом, которое принадлежит юрлицу на праве собственности или праве пользования. По этой причине филиалы не могут быть плательщиками платы за землю ни в одной из двух ее форм: ни в форме земельного налога, ни в форме платы за землю.

Следовательно,

головное предприятие, имеющее в своем составе филиалы, самостоятельно уплачивает плату за землю за участки, используемые в их хоздеятельности

И именно оно должно подавать декларации по плате за землю в налоговые органы по месту нахождения земельных участков, зарегистрировавшись в них предварительно по неосновному месту учета. Такое же мнение разделяют и налоговики (см. соответствующую консультацию под кодом 112.05 БЗ).

Единый налог

И, наконец, последний платеж, который хотелось бы упомянуть, — единый налог. Его также начисляет и выплачивает головное предприятие. Оно же составляет и подает в налоговые органы отчетность по единому налогу. Это следует из положений ст. 291 НКУ, которая плательщиками единого налога помимо физлиц-предпринимателей называет именно юридические лица.

Причем заметьте: если головное предприятие не является плательщиком единого налога, то и его обособленные подразделения применять упрощенную систему не могут. Это ограничение следует из п.п. 291.5.6 НКУ.

Предприятиям, имеющим в составе филиалы и планирующим переходить на уплату единого налога, нужно учитывать несколько важных моментов:

— при подаче заявления о переходе на единый налог головное предприятие указывает в нем информацию обо всех своих филиалах и других обособленных подразделениях. Этого налоговики требуют в консультации, размещенной в подразделе 108.05 БЗ;

— годовой объем дохода юрлица определяется с учетом доходов, полученных всеми его филиалами и другими обособленными подразделениями ( абзац второй п. 292.1 НКУ);

— при расчете среднеучетной численности работников учитывается численность сотрудников всех филиалов и других обособленных подразделений ( пп. 291.4.1 и 14.1.227 НКУ).

выводы

  • Филиалы могут быть самостоятельными плательщиками: рентной платы за спецводопользование, рентной платы за специальное использование лесных ресурсов, туристического сбора и сбора за места для парковки транспортных средств.

  • Филиалы не являются самостоятельными плательщиками и не подают отчетность, в частности, по: акцизному, экологическому, транспортному, земельному и единому налогу, а также налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше