«Их снова четверо! Но четвертый теперь… будто бы лишний»: как выглядит реформированный единый налог

В избранном В избранное
Печать
Максим Нестеренко, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Январь, 2015/№ 6
Странное ощущение «дежавю»… Именно его вызывает новая редакция той части НКУ*, которая «отвечает» за упрощенную систему. Конечно, вы, уважаемые читатели, еще не забыли те времена, когда плательщиков единого налога впервые разделили на четыре группы. Одна группа — для юрлиц, остальные — для физических лиц… Теперь «единоналожники» снова разделены на четыре группы. Почитатели «классика политэкономии», по-видимому, скажут, что в известной мере состоялось «налогово-историческое» отрицание отрицания. Дескать, история налогового законодательства повторилась на новой ступени. Ну, а мы в дальнейшем воздержимся от философских параллелей и ограничимся только анализом законодательных норм. Историю мы вспомнили только для того, чтобы вы осознали: четыре группы по версии 2012 года и четыре группы по версии 2015 года существенно отличаются.

* Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 71** внес в упрощенную систему целый комплекс различных изменений. Для большего удобства разделим их на четыре условных блока и рассмотрим каждый из этих блоков отдельно.

** Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины о налоговой реформе» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

«Четыре группы ≠ четыре группы»: новый состав единоналожников

Именно так. И вовсе не ради дешевого парадокса называем так вступительный раздел статьи. Основная новация Закона № 71 для упрощенцев заключается в том, что количество групп плательщиков единого налога сократилось до уже знакомой величины — до четырех.

Но если мы присмотримся к этим новым четырем группам, то увидим: они не похожи на предыдущие ни по форме, ни по содержанию. Уже хотя бы потому, что новую четвертую группу сформируют плательщики бывшего фиксированного сельхозналога (п.п. 4 п. 291.4 НКУ). Кого-кого, а их мы уж точно никогда с единым налогом не ассоциировали ☺. Сразу заметим: о них мы в этой статье подробно не будем говорить (читайте отдельный материал на с. 20). Просто приветствуем их в нашем «единоналожном» обществе — под новым именем. И в то же время готовим опытных единоналожников к новому, прямо скажем, не совсем привычному соседу.

Итак, одну из четырех групп (а именно четвертую) полностью занимают бывшие плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога. Выходит, что все шесть групп единоналожников, которых мы имели на учете в прошлом году, нам нужно «втиснуть» в оставшиеся три группы! Взглянем, кто же теперь будет жить в трех новых единоналожных «избушках».

Сначала о «младших» единоналожниках. Имеем в виду тех предпринимателей, которые в 2014 году были единоналожниками первой и второй группы. Они в своих «избушках» остаются «гордыми и одинокими». К тому же им обоим повысят максимальный объем дохода: «первогруппникам» до 300000 грн. в год (п.п. 1 п. 291.4 НКУ), а «второгруппникам» — до 1500000 грн. в год (п.п. 2 п. 291.4 НКУ). Что касается использования наемного труда, то здесь для «младших» единоналожников все без изменений. Первогруппники наемный труд не используют. Второгруппникам разрешено одновременно находиться в трудовых отношениях максимум с 10 лицами.

А вот третью группу ожидает существенное переобустройство. Их «избушку» будут переоборудовать так, чтобы в ней могли жить все остальные (кроме, конечно, бывших плательщиков ФСН — у них есть своя «изолированная квартира» ☺). Другими словами, в третью группу теперь войдут не только те, кто до 01.01.2015 г. находился на третьей группе. В ней теперь будет место и для бывшей пятой группы. Более того: третья группа теперь будет «избушкой» для одновременного проживания физ- и юрлиц. Поэтому в нее теперь попадут также и единоналожники четвертой и шестой групп! Нормальное такое «общежитие»... Вы спросите: как они все уживутся вместе? А им установили достаточно большой объем дохода — 20000000 грн. в год! (п.п. 3 п. 291.4 НКУ). И не только это! Помните, как в 2014 году юрлица-единоналожники мучились с расчетом среднеучетной численности наемных работников? Так вот, теперь для всех единоналожников третьей группы количество работников не ограничено! Поэтому для всех «старших» единоналожников законодатель установил высокий предельный объем дохода и снял любые ограничения на использование наемного труда. Одним словом, места всем хватит!

Понятно, что «сожительство» в третьей группе будет обеспечено определенной «перегородкой» в виде отличий в учете, но впервые физ- и юрлица на едином налоге будут проживать «под одной крышей». А для того, чтобы регистрационный «переезд» был более комфортным, законодатель позаботился о формальной стороне дела. А именно: с 01.01.2015 г. все единоналожники третьей — шестой групп автоматически считаются «третьегруппниками» (п. 4 подразд. 8 разд. ХХ НКУ).

Для того, чтобы наглядно осознать метаморфозы упрощенной системы — взгляните на рис. 1.

 

Рис. 1. Упрощенная система налогообложения после 01.01.2015 г.

«Высокое снизить, низкое повысить»: новые ставки единого налога

Кроме перетасовки групп и повышения максимального объема дохода для «младших» групп, Закон № 71 дал единоналожникам еще одно существенное изменение. Касается оно ставок единого налога.

Нет, вы не думайте: в отношении формы ставок все осталось по-прежнему. То есть единоналожники первой и второй группы, как и раньше, будут уплачивать единый налог по фиксированной ставке, а все, кто теперь в третьей группе, — будут исчислять единый налог в процентах от дохода (п. 293.1 НКУ).

А вот размеры ставок изменились! В первую очередь это касается третьей группы. Теперь все третьегруппники — плательщики НДС будут уплачивать единый налог в размере 2 % от дохода, а те, кто не является плательщиком НДС, — 4 % от дохода (п. 293.3 НКУ)! Кстати, вас может заинтересовать: что делать, когда вы имеете дело с переходными операциями, по которым отгрузка состоялась в 2014 году, а оплату вы получили в 2015 году? По нашему мнению, доход по таким операциям смело можно облагать налогом уже по новым (сниженным) ставкам.

То есть всем единоналожникам, которые до 01.01.2015 г. находились в третьей, четвертой, пятой или шестой группе, ставка единого налога снижена

Создается впечатление, что с помощью этой нормы законодатель ввел определенную компенсацию за то, что так и не состоялась ожидаемая всеми отмена НДСных спецсчетов. И что снижением ставки единого налога тем, кто не желает морочиться со спецсчетами, облегчают «путь к отступлению». О нюансах добровольного выхода из числа плательщиков НДС вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 98, с. 5.

Что касается единоналожников первой и второй группы, то для них изменения вряд ли будут такими существенными. Дело в том, что Закон № 71 хотя и внес коррективы в формулировку ставок для них, но эти коррективы в большинстве случаев на размер ставок не повлияют.

Так, для первой группы ставка единого налога теперь устанавливается в пределах до 10 % минимальной зарплаты, установленной по состоянию на 1 января отчетного года (п.п. 1 п. 293.2 НКУ), а для второй группы в пределах до 20 % минимальной зарплаты, тоже по состоянию на 1 января отчетного года (п.п. 2 п. 293.2 НКУ). То есть для первой группы максимальная ставка единого налога в 2015 году будет составлять 121,8 грн., а для второй группы — 243,6 грн.

Напомним, ранее п. 293.2 НКУ предлагал «коридор», в пределах которого местные органы власти устанавливали ставку единого налога. Для первогруппников этот «коридор» составлял от 1 до 10 % минимальной зарплаты, а для второгруппников — от 2 до 20 %. Теперь нижний предел законодатель убрал. Что бы это значило? Вправе ли теперь какой-то местный орган власти установить ставку единого налога в размере, скажем, 0,01 % минимальной зарплаты? Или, может, вообще нулевую?

По поводу нулевой ставки сомневаемся. Так как в НКУ черным по белому написано, что единый налог местные органы власти устанавливают обязательно (п. 10.2 НКУ). Поэтому полностью освободить предпринимателей первой и второй группы от единого налога у местной власти не выйдет. А вот установить его в символической сумме (хотя бы тот же 0,01 % минзарплаты) формально теперь ничего не мешает.

Для более наглядного представления об изменениях ставок единого налога взглянем на рис. 2.

 

Рис. 2. Ставки единого налога в 2015 году

«Революция! Откладывается на полгода…»: РРО и единый налог

Еще одну масштабную новацию предлагает предпринимателям-единоналожникам Закон № 71. Касается она наболевшего вопроса о применении единоналожниками РРО. Мы все привыкли, что предприниматели-единоналожники РРО не применяют. И вот на тебе: законодатель решил посягнуть даже на эту, казалось бы, нерушимую норму!

Теперь РРО не применяют только те единоналожники, которые в соответствии с НКУ относятся к группам плательщиков единого налога, не применяющим РРО (ч. 6 ст. 9 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР). Каким же группам законодатель оставил такое счастье?

Для ответа на этот вопрос обратимся к новому п. 296.10 НКУ. Он говорит нам, что РРО не применяют единоналожники:

первой группы;

второй и третьей групп (исключительно лица-предприниматели), которые:

а) осуществляют деятельность на рынках;

б) продают товары мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети.

С первой группой все более-менее понятно. Если имеете максимум 300000 грн. в год и не занимаетесь ничем, кроме розничной торговли на рынках и бытовых услуг населению — пускай уже будет, живите без РРО.

А вот об условиях, которые поставили предпринимателям второй и третьей групп, нужно поговорить немножко подробнее. Какую деятельность на рынках здесь имел в виду законодатель? По-видимому, ту же, которой занимаются первогруппники, но в случае, когда находиться на первой группе мешают большие объемы дохода.

Не думаем, что налоговики позволят обходиться без РРО предпринимателям второй и третьей группы, осуществляющим торговлю через магазины, расположенные на рынках. Так как раньше они не позволяли таким предпринимателям избирать первую группу. Под предлогом того, что торговля через магазин (хотя бы и на рынке) не является рыночной торговлей (см. консультацию из БЗ, подкатегория 107.01, которая, правда, с 01.01.2015 г. утратила силу).

Еще интересней посмотреть на второе исключение для предпринимателей второй и третьей группы. Что имеется в виду под «продажей товаров мелкорозничной торговой сети через средства передвижной сети»? В соответствии с п. 6.36 ДСТУ 4303:2004 «Розничная и оптовая торговля. Сроки и определения понятий» мелкорозничная торговая сеть — это часть розничной торговой сети, которая объединяет торговые объекты, размещаемые в сооружениях некапитального типа или в передвижных (переносных) технических средствах, и предназначенная для организации продажи товаров определенного ассортимента с использованием простейшей технологии торгового процесса.

А вот что такое передвижная торговая сеть? Какие конкретно торговые объекты относятся к передвижной сети? Этот перечень можно найти в п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Министерства внешних экономических связей и торговли от 08.07.96 г. № 369. Согласно данному документу под средствами передвижной сети имеются в виду автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т. п. Именно торговля через эти объекты, вероятно, будет подпадать под освобождение от РРО. Но поскольку вышеприведенный перечень не является исчерпывающим — вполне возможно, что освобождение коснется также некоторых других торговых объектов. Какие это будут объекты — покажут время и практика. В конце концов, время у нас есть! Потому что революционное внедрение РРО для предпринимателей-единоналожников заработает с отсрочкой. В соответствии с п. 1 разд. ІІ Закона № 71 установлено, что п. 296.10 НКУ вступает в силу:

для плательщиков единого налога третьей группы — с 1 июля 2015 года; для плательщиков единого налога второй группы — с 1 января 2016 года

И еще одно. Проводя РРО-революцию для единоналожников, законодатель применил метод «кнута и пряника». Вы, по-видимому, слышали, что Закон № 71 вводит мораторий на проверки для определенных субъектов хозяйствования. Так вот, «пряник» для единоналожников таков. Те из предпринимателей-единоналожников, которые начнут применять РРО раньше, чем обязаны это делать согласно Закону
(т. е. раньше, чем 1 июля 2015 года), — освобождаются от проверок РРО до 1 января 2017 года (п. 28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Это «пряник». Он достаточно сладкий. Но есть и «кнут»! Все остальные предприниматели-единоналожники* (то есть те, кто начнет применять РРО только с 1 июля 2015 года) не просто останутся без «пряника». На них не будет распространяться общее правило моратория на проверки, установленное п. 3 разд. ІІ Закона № 71. И их РРО-проверки будут ожидать, несмотря ни на какой мораторий (абзац третий п. 3 разд. ІІ Закона № 71).

* Понятно, что за исключением тех, которые освобождены от применения РРО собственно п. 296.10 НКУ.

«Важные мелочи»: прочие «единоналожные» изменения

Выше вы уже увидели, что Закон № 71 внес в упрощенную систему глобальные новации. Но за этими глобальными изменениями нельзя забывать о других изменениях. На первый взгляд, по своей форме они кажутся локальными и незначительными. Но по своему содержанию они порой более глобальные, чем вышеуказанные «крупные» изменения.

Запрещенные виды деятельности. Закон № 71 вносит некоторые уточнения по поводу видов деятельности, запрещенных единоналожникам. В частности, как и раньше, всем единоналожникам запрещена деятельность в сфере азартных игр. Но теперь в НКУ прямо прописан запрет на деятельность в сфере лотерей, а также букмекерского и тотализаторного пари (п.п. 1 п. 291.5 НКУ). Исключение Закон № 71 делает только для деятельности по распространению лотерей. Это также важное уточнение, поскольку ранее налоговики в своих консультациях позволяли единоналожникам заниматься распространением только мгновенных лотерей (см. консультацию в БЗ, подкатегория 107.01, сегодня остается действующей). Распространение же других лотерей единоналожникам запрещалось (см. консультацию из БЗ, подкатегория 107.01, которая теперь уже утратила силу).

Доход от продажи основных средств. Закон № 71 изменил подход, по которому юрлицо-единоналожник определяет свой доход по проданным основным средствам. Нам хорошо известно и привычное правило о разнице между суммой средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, сложившейся на день продажи. Но теперь это правило действует только для основных средств, которые единоналожник продает после их использования в течение 12 календарных месяцев со дня ввода в эксплуатацию! Если же вы продаете основное средство, которое побывало у вас в эксплуатации менее 12 месяцев, — придется поставить в «единоналожный» доход всю сумму средств, полученных от продажи такого основного средства (п. 292.2 НКУ).

Доход единоналожника-комиссонера. Помните, как долго мы спорили с налоговиками по поводу того, что в доход единоналожника-комиссионера включается только комиссионное вознаграждение? Налоговики соглашались с этим в отношении единоналожников-юрлиц (см. консультацию из БЗ, подкатегория 108.04, действующая), но по поводу предпринимателей-единоналожников все время настаивали, что в доход нужно включать также и транзитные средства (см. консультацию из БЗ, подкатегория 107.04, утратила силу). Закон № 71, наконец, снял эту проблему: о договорах комиссии прямо указано в п. 292.4 НКУ. А это значит, что

теперь любой единоналожник-комиссионер будет включать в свой доход только сумму полученного комиссионного вознаграждения

Здесь заметим, что для «младших» единоналожников-комиссионеров (т. е. первой и второй групп) эта новость имеет смысл только с целью определить предельный объем дохода. А вот для единоналожников-комиссионеров третьей группы это означает реальное уменьшение налогооблагаемого дохода. И еще одно. Предпринимателям-единоналожникам, которые не применяют РРО, при расчетах с комитентами наличными рекомендуем применять указанное новшество с осторожностью. Формально п. 292.4 НКУ теперь позволяет приходовать в кассу и отражать в Книге только сумму комиссионного вознаграждения. Однако правила наличного обращения требуют оприходовать в кассе всю наличность, поступившую от контрагентов. Поэтому единоналожникам-комиссионерам, которые не применяют РРО, рекомендуем проводить транзитные средства в безналичной форме.

Вновь созданным — регистрироваться скорее! Идет речь о вновь созданных субъектах хозяйствования, которые хотят стать единоналожниками третьей группы. Раньше они могли начинать свой первый «единоналожный» период с первого числа месяца госрегистрации. Если только заявление об избрании упрощенной системы успели подать до конца месяца госрегистрации. Теперь так тратить попусту время нельзя. Если вы хотите применять единый налог сразу же в месяце госрегистрации — заявление об избрании третьей группы нужно подать в течение 10 календарных дней со дня государственной регистрации (п. 294.4 НКУ).

Ограничения для первой и второй групп. Вы знаете, что в п. 291.4 НКУ для единоналожников первой и второй группы прописаны дополнительные к п. 291.5 НКУ ограничения по видам деятельности. Ранее повышенные ставки за нарушение этих ограничений к единоналожникам применяли на основании п.п. 4 п. 293.4 НКУ. И аннулировали регистрацию им на основании п.п. 5 п.п. 298.2.3 НКУ. Но обе эти нормы формально касаются только ограничений, установленных п. 291.5 НКУ. Теперь законодатель решил закрыть эту лазейку. О применении повышенных ставок за нарушение ограничений, установленных п. 291.4 НКУ, теперь говорит п.п. 5 п. 293.4 НКУ, а об аннулировании регистрации — п.п. 9 п.п. 298.2.3 НКУ. Потому что в НКУ впервые появилось понятие деятельности, не предусмотренной п. 291.4 НКУ.

Новое в упрощенном бухучете юрлиц-единоналожников. Юрлицам-единоналожникам, как и раньше, разрешено вести упрощенный бухучет. Чтобы «закрепить» это правило, Закон № 71 даже внес специальное упоминание о юрлицах-единоналожниках в п. 44.2 НКУ. Но интереснее другое — теперь юрлица-единоналожники должны вести бухучет, учитывая не только обновленный п. 44.2 НКУ, но и п. 44.3 НКУ. То есть обеспечивать хранение документов, на основании которых составлялась налоговая отчетность, в течение 1095 дней. Но думаем, что предусмотрительные юрлица-единоналожники делали это и раньше. Так неужели эта норма значит, что всем остальным единоналожникам такие документы можно и не хранить?! Поживем — увидим…

«Единоналожные» книги: теперь и в электронном виде? Книги учета для физлиц-единоналожников пока остаются прежними — это формы, утвержденные приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637. Однако Закон № 71 внес в НКУ оговорку о регистрации Книги учета доходов в налоговой, только если единоналожник избирает бумажный способ ведения Книги (п. 296.1.1 НКУ). Возникает вопрос: а что, теперь будет и электронный? Ведь доныне действующий Порядок № 1637* в пп. 2 и 3 прозрачно намекает на исключительно бумажный вариант ведения Книги учета доходов. Значит, единоналожников-безНДСников ожидают изменения.

* Порядок ведения книги учета доходов плательщиков единого налога первой и второй групп и плательщиков единого налога третьей группы, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 15.12.2011 г. № 1637.

Что касается единоналожников — плательщиков НДС, то для них такой оговорки в НКУ нет. Книга учета доходов и расходов безоговорочно регистрируется в налоговой (п.п. 296.1.2 НКУ).

Единый налог — не совсем один?! Закон № 71 несколько изменил перечень налогов, плательщиками которых не является единоналожники. Какие же теперь им «светят» прочие налоги, кроме единого?

Вот, например, транспортный налог. Если у единоналожника есть личный или служебный легковой автомобиль не старше пяти лет и с объемом двигателя более 3000 см3 — он будет уплачивать этот налог (ст. 267 НКУ).

Или вот налог на недвижимость. Есть жилая или нежилая недвижимость — будьте добры, заплатите (ст. 266 НКУ)!

Заодно отметим, что в порядке взимания платы за землю единоналожниками всех групп видимых изменений мы не нашли. Как и раньше, земельный налог им следует уплачивать только по тем земельным участкам, которые не используются для осуществления хозяйственной деятельности или для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (см. п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

Детальный анализ новшеств по налогу на имущество, который теперь объединяет в себе все три перечисленных выше налога, читайте в одном из следующих номеров «Налоги и бухгалтерский учет».

Если единоналожник торгует подакцизными товарами — не обойтись также и без «розничного» акцизного налога. Например, розничная торговля пивом или столовым вином означает для единоналожника уплату акцизного налога. Законодатель даже позаботился о том, чтобы отдельно определить дату возникновения налоговых обязательств для физлиц-единоналожников, которые освобождены от РРО. Это будет дата поступления оплаты за проданный товар. Для единоналожников с РРО — дата осуществления расчетной операции (п. 216.9 НКУ).

И не забываем также о дополнительном импортном сборе. Пока что Закон Украины «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» от 28.12.2014 г. № 73-VIII еще не вступил в силу (детали — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 16). Но если он все-таки начнет действовать, единоналожникам-импортерам придется уплачивать также и этот сбор.

Виды деятельности в Реестре и заявлении. Закон № 71 вернул норму, согласно которой в заявлении о переходе на упрощенную систему избранные виды деятельности указывают все единоналожники (п.п. 5 п. 298.3 НКУ). Более того, теперь эти виды деятельности должны обязательно указываться также и в Реестре плательщиков единого налога (п.п. 8 п. 299.7 НКУ). Казалось бы, зачем, ведь ограничения по видам деятельности на сегодня есть только для единоналожников первой и второй группы. Но ради собственного покоя советуем указывать избранные виды деятельности в заявлении также и единоналожникам третьей группы. Причем для полной безопасности им, по нашему мнению, следует ориентироваться на сроки, установленные для их «младших» собратьев, — не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, когда единоналожник начинает осуществлять новую деятельность (п. 298.5 НКУ). То есть если Закон № 71 вступил в силу 01.01.2015 г., виды деятельности следует внести в Реестр до 20.02.2015 г. Рекомендуем это сделать еще и потому, что п.п. 7 п.п. 298.2.3 НКУ говорит о не прописанной в Реестре деятельности как об основании аннулировать ЕН-регистрацию, без привязки только к первой и второй группам. Чтобы не получилось так, что с 01.04.2015 г. все третьегруппники «вылетят» с упрощенной системы, потому что у них, видите ли, виды деятельности в Реестре не были указаны.

Не знаем, насколько реально упростится упрощенная система от таких масштабных изменений. Но будьте уверены: мы будем и в дальнейшем сообщать вам о том, как работают вновь принятые законодательные нормы.

выводы

  • Упрощенная система теперь состоит из четырех групп единоналожников. При этом четвертую группу формируют бывшие плательщики фиксированного сельхозналога, а третью — все единоналожники — физ- и юрлица, которые ранее входили в третью, четвертую, пятую и шестую группы.

  • Ставки единого налога для третьей группы снижены, для первой и второй группы — убран нижний порог ставки.

  • Закон № 71 предусматривает, что большинство предпринимателей-единоналожников будут применять РРО. Третьегруппников это коснется с 01.07.2015 г., а второгруппников — с 01.01.2016 г.

  • Доход единоналожника-комиссионера определяется исключительно как сумма комиссионного вознаграждения.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить