Платим госдивиденды: что нового?

В избранном В избранное
Печать
Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2015/№ 46
Традиционно предприятия, в создании которых поучаствовало государство, отчисляют государству дивиденды. Давайте разберем, какие новшества по госдивидендам принес 2015 год.
отчисления в бюджет

Сперва напомним, что в плательщики госдивидендов попадают:

1) государственные унитарные предприятия и их объединения (далее — ГП);

2) хозобщества, в уставном капитале которых есть доля государства (далее — хозобщества с госдолей);

3) коммунальные предприятия (далее — КП). Подробнее о них см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 8, с. 31. Не повторяя сказанного ранее, всю информацию о плательщиках соберем в таблице:

Табл. Уплата госдивидендов

Плательщики

Размер госдивидендов

Отчетность

Сроки уплаты госдивидендов

1

ГП

— 30 % чистой прибыли1) (ГП-естественные монополисты и ГП, плановый расчетный объем чистой прибыли которых превышает 50 млн грн.);
 — 15 % чистой прибыли1) (все прочие ГП) (ст. 111 Закона № 185, п. 1 Порядка № 138)

ежеквартально2) в течение 40 календарных дней, следующих за отчетным кварталом, подают Расчет № 2853)

ежеквартально2) в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи Расчета № 2853)

2

Хозобщества

с госдолей

пропорционально размеру госдоли в уставном капитале с учетом базового норматива*;
ежегодно базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов утверждает КМУ (ч. 5 ст. 11 Закона № 185)

специальной отчетности по госдивидендам нет

ежегодно (по итогам года). Для этого хозобщества с госдолей должны:
 — до 1 мая года, следующего за отчетным, — принять решение о выплате госдивидендов;  
до 1 июля года, следующего за отчетным, — уплатить сумму госдивидендов в госбюджет

* Базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов по итогам 2014 года утвержден в размере 50 % (а для субъектов электроэнергетической отрасли, в отношении которых осуществляется госрегулирование цен и тарифов, и ПАО «Государственный сберегательный банк Украины», — в размере 30 %) ( постановление КМУ от 22.04.2015 г. № 241)

3

КП

размер, порядок и сроки уплаты госдивидендов устанавливают органы местного самоуправления; также местные власти могут утверждать «госдивидендную» отчетность (п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР)

1) О новых правилах расчета чистой прибыли ГП при выплате госдивидендов скажем дальше.

2) О ежеквартальной отчетности/уплате госдивидендов ГП см. пояснения после таблицы.

3) Утвержден приказом ГНАУ от 16.05.2011 г. № 285.

 

Несколько слов по поводу ГП. О том, что с переходом на годовой отчетный период по налогу на прибыль базовым налоговым (отчетным) периодом для начисления и уплаты госдивидендов по-прежнему является календарный квартал, говорилось еще в письме Миндоходов от 27.09.2013 г. № 19559/7/99-99-19-03-02-17 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 86, с. 9).

Правда, с 01.01.2015 г. затеплилась надежда, что подавать Расчет № 285 и отчислять госдивиденды ГП смогут по итогам года. Так как почти для всех плательщиков (за редким исключением, см. «квартальный» абзац десятый п. 57.1 НКУ) отчетным периодом оказался год. В то время как упоминание о «базовом» календарном квартале («старый» п. 152.9) из НКУ исчезло. На этом фоне п. 2 Порядка № 138, требующий платить госдивиденды в сроки, установленные для уплаты налога на прибыль, смотрелся обнадеживающе.

Но не тут-то было! Налоговики запели свою старую песню: ГП подают Расчет № 285 и уплачивают госдивиденды поквартально (см. подкатегорию 102.22 БЗ). Так что тут, увы, без перемен.

Ну а теперь сосредоточимся на новшествах.

Государственные предприятия

Для этой категории плательщиков главных новшеств два. Во-первых, это новый порядок расчета чистой прибыли, с которой ГП платят дивиденды. А во-вторых, обновленные правила уплаты дивидендного авансового взноса. Далее — о каждом из них.

Чистая прибыль, с которой платят госдивиденды: рассчитываем по-новому. Еще в конце прошлого года Кабмин вплотную «подобрался» к чистой прибыли, с которой ГП платят дивиденды (тогда постановлением КМУ от 24.12.2014 г. № 710 были внесены изменения в Порядок № 138). Невооруженным глазом просматривалась главная идея: расширить базу для госдивидендов.

В итоге чистую прибыль (с которой платят дивиденды) стали считать так (п. 1 Порядка № 138):

Рассчитанный именно таким образом показатель чистой прибыли фиксировали в стр. 01 Расчета № 285, после чего в размере 30 % (15 %) отчисляли причитающиеся государству дивиденды.

В свою очередь, тонкости расчета новой «госдивидендной» базы пояснял Минфин в письме от 17.02.2015 г. № 31-11410-07-10/4907 (см. также подкатегорию 102.08.02 БЗ). Итак, определяя за  соответствующий период сумму чистой прибыли (дохода), с которой платят дивиденды, учитывают:

— (1) — собственно полученный чистый финрезультат (прибыль/убыток) (т. е. стр. 2350/стр. 2355 ф. № 2);

— (2) — дооценочный капитал — от дооценки ОС, включая превышение предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок (отражаемый по Кт счетов 41 «Капитал в дооценках» или 42 «Дополнительный капитал» — если остаток со счета 42 не перенесли на счет 41; подробнее о переоценке ОС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17, с. 23).

Учтите! По правилам дооценочный капитал зачисляют в нераспределенную прибыль (Дт 41 (42) — Кт 441 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)»). Делают это либо периодически (пропорционально начисленной амортизации), либо при выбытии объекта ОС (выбранный способ списания дооценок оговаривают в приказе об учетной политике).

Важно! В расчете «госдивидендной» базы участвует не вся сумма дооценок, а только часть из них — зачисленная в нераспределенную прибыль

Тогда при первом способе их зачисления (пропорционально амортизации) вопросов не возникнет — в расчетную сумму чистой прибыли включают дооценочный капитал, который фактически перенесен в нераспределенную прибыль (т. е. смотрят на проводку Дт 41 (42) — Кт 441).

А вот при втором способе зачисления дооценки в нераспределенную прибыль попадут отложенно — только при выбытии ОС. Тогда они и будут включены в «госдивидендный» расчет. Правда, при расчете чистой прибыли за 2014 год такие дооценки (относящиеся к 2010 — 2013 гг.) ГП таки заставили учесть и включить в расчет, увеличив тем самым базу для госдивидендов. На это ГП были даны отдельные ЦУ (см. абзац четвертый п. 1 Порядка № 138). Тогда предстояло повозиться и проделать спецрасчет. То есть рассчитать сумму дооценок, которая подлежала бы зачислению в нераспределенную прибыль, как если бы предприятие пользовалось первым способом и списывало дооценки пропорционально амортизации. На этот нюанс расчета чистой прибыли за 2014 год обращал внимание в том же письме Минфин. Но все это касалось, повторим, дооценок, относящихся к 2010 — 2013 гг., включаемых в базу для расчета госдивидендов по итогам 2014 года.

Впрочем, и сейчас эти манипуляции не стоит упускать из виду. Почему? Они вынуждают вести какую-то аналитику по «старым» дооценкам, относящимся к 2010 — 2013 гг. и уже поучаствовавшим по итогам 2014 года в расчете «госдивидендной» базы, чтобы повторно при выбытии ОС их не включить в расчет;

— (3) — по решению органа управления (в определенном таким органом объеме) и при наличии финресурсов у ГП — часть нераспределенной прибыли (Кт 44) или неиспользованных фондов, созданных вследствие распределения прибыли (Кт 42).

В общем, ГП обрели «в подарок» пополневшую базу для госдивидендов. Возьмите это на заметку, отчисляя госдивидендные платежи в бюджет.

Уплачиваем дивидендный авансовый взнос. Сразу признаемся: тут ГП не позавидуешь! Ведь отчисляя государству дивиденды, ГП попутно совершат еще один платеж: заплатят со всей суммы дивидендов (!) дивидендный авансовый взнос.

Так что в то время как для большинства обычных предприятий уплата/неуплата взноса оказалась в их руках (ведь они сами принимают решение о выплате дивидендов), с ГП, увы, подобный номер не пройдет. Авансовый взнос (в размере 18 % от суммы дивидендов) им уплатить придется. Смотрите почему.

С 1 января 2015 года дивидендный авансовый взнос платят по новым правилам. Они также касаются ГП ( п.п. 57.11.2 НКУ; письмо ГФСУ от 29.01.2015 г. № 2707/7/99-99-19-02-01-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 12, с. 5).

Напомним, что теперь дивидендный авансовый взнос можно уплачивать только с суммы превышения дивидендов над объектом налогообложения за год, при соблюдении двух условий:

— подана декларация по налогу на прибыль за соответствующий год (по итогам которого платят дивиденды);

— налоговые обязательства по этой декларации полностью погашены (т. е. уплачен налог на прибыль за этот год).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, авансовый взнос уплачивают со всей суммы дивидендов. Что уж тогда говорить о ГП, у которых недостижимы оба условия! Всему виной ежеквартальная уплата госдивидендов. Судите сами: на протяжении года их платят поквартально, в то время как объект налогообложения за год еще не известен (само собой, годовая декларация еще не подана и не уплачен налог за год).

Отсюда и печальный приговор:

ГП вынуждены ежеквартально платить дивидендный авансовый взнос со всей суммы госдивидендов

Правда, затем по итогам года на сумму уплаченного дивидендного авансового взноса ГП могут уменьшить налог на прибыль в декларации за год ( абзац четвертый п.п. 57.11.2 НКУ).

Разве что поэкспериментировать получится с уплатой госдивидендов по итогам последнего — IV — квартала года. Ведь, если, скажем, годовую декларацию подать «досрочно» и уплатить по ней заранее налог (т. е. оба шага совершить еще до выплаты госдивидендов), то дивидендный авансовый взнос «с последней порции» госдивидендов — за IV квартал — можно не уплачивать. Однако только исходя из части прибыли, посчитанной пропорционально, т. е. как годовой объект налогообложения : 12 месяцев х 3 месяца ( абзац третий п.п. 57.11.2 НКУ, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 40, с. 18).

Хозобщества с госдолей

А вот у хозобществ с госдолей все складывается благополучнее.

Во-первых, база для исчисления госдивидендов (тьфу-тьфу-тьфу) осталась той же. Это чистая прибыль, полученная за год (стр. 2350 ф. № 2). Правда, по-прежнему весом норматив отчисления части прибыли, направляемой на выплату дивидендов. Как и в прошлом году, в 2015-м он составляет 50 % (см. таблицу). В свою очередь, дальше от таких 50 % (пропорционально размеру госдоли) рассчитывают сумму причитающихся государству дивидендов.

А во-вторых, выплачивая госдивиденды, хоз­общества с госдолей могут не платить дивидендный авансовый взнос.

Все дело в том, что хозобщества с госдолей иначе платят дивиденды: ежегодно по итогам года. Предельный срок уплаты — 1 июля. Само собой (во всяком случае, надеемся ☺), что до 1 июля 2015 года уже сдана годовая декларация, а также уплачен налог за 2014 год. А значит, условия неуплаты дивидендного авансового взноса (см. выше) соблюдаются. Поэтому дивидендный авансовый взнос можно не платить. Ведь наверняка сумма госдивидендов окажется меньше объекта налогообложения, отраженного в декларации по налогу на прибыль за 2014 год.

Коммунальные предприятия

С КП — своя история. У них все зависит от порядка уплаты госдивидендов, установленного местными властями.

Допустим, что по решению властей КП платят госдивиденды на протяжении года поквартально (т. е. сродни ГП). Тогда по аналогии с госпредприятиями ежеквартально с сумм госдивидендов КП придется заодно уплачивать и дивидендный авансовый взнос. Причина та же — поквартальная уплата дивидендов (подробнее см. пояснения в разделе о ГП).

Вообразим теперь другую ситуацию. Местные власти постановили, что КП отчисляют госдивиденды ежегодно — по итогам года. Такой порядок их уплаты на руку КП. Почему? Если уже подана годовая декларация и уплачен налог за год, то дивидендный авансовый взнос с госдивидендов КП может не уплачивать.

И в заключение отметим такую интересную деталь! Если органами местного самоуправления нормативы и порядок уплаты госдивидендов вообще не установлены, с КП и взятки гладки — они госдивиденды в местный бюджет не уплачивают! Ведь в этом случае правовых оснований для их уплаты нет (письмо Миндоходов от 13.11.2013 г. № 24082/7/99-99-19-03-02-17 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 6, с. 10, а также консультация в подкатегории 502.15 БЗ со сроком действия «до 01.01.2015 г.»).

Так что примите к сведению все эти новшества, отчисляя государству дивиденды.

И пусть удача вам сопутствует в делах! ☺

выводы

  • ГП «расширенно» определяют чистую прибыль, с которой отчисляют госдивиденды, включая в нее также дооценки (зачисленные в нераспределенную прибыль) и нераспределенную прибыль/неиспользованные фонды (по решению органов управления).

  • Выплачивая госдивиденды, ГП должны ежеквартально уплачивать дивидендный авансовый взнос. На сумму уплаченного дивидендного авансового взноса можно уменьшить налог на прибыль в годовой декларации.

  • Хозобщества с госдолей платят госдивиденды ежегодно по итогам года. Дивидендный авансовый взнос они могут не уплачивать, если сдана годовая декларация и уплачен налог за год.

  • Для КП порядок уплаты госдивидендов устанавливается местными властями. Если КП платит госдивиденды поквартально, оно должно уплачивать дивидендный авансовый взнос. А вот при ежегодной уплате госдивидендов дивидендный авансовый взнос, наоборот, можно не уплачивать.

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон № 185 — Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

  3. Порядок № 138 — Порядок отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утвержденный постановлением КМУ от 23.02.11 г. № 138.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить