Декларация по «розничному» акцизу: попытка № 2

В избранном В избранное
Печать
налоговые эксперты Казанова Марина, Хмелевский Игорь
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2015/№ 20
Не за горами 20 марта — предельный срок подачи декларации по «розничному» акцизу за февраль. Многие думают: «Не впервой — прорвемся». Может, и так… Но лучше все же перед второй попыткой освежить в памяти свой первый опыт, соотнеся его с нашими рекомендациями и последними разъяснениями налоговиков. Тем более что время еще позволяет.
розничная торговля

О «розничном» акцизе вы уже хорошо знаете из наших предыдущих публикаций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 16, № 10, с. 4, № 14, с. 36). Но поскольку это налог новый, он постоянно вызывает массу вопросов. Для начала ответим на те из них, которые связаны с подачей «рознично-акцизной» декларации. Заметьте, что в этих ответах учтены последние разъяснения контролеров, которые проливают свет на многие нюансы.

 

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

2

3

1

Кто должен подавать?

Все субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю подакцизными товарами, перечисленными в абзаце втором п.п. 14.1.212 НКУ, а именно:  
— табачными изделиями и табаком (его заменителями);
алкогольными напитками (плюс пивом);  
нефтепродуктами, сжиженным газом, веществами, используемыми как компоненты моторных топлив, топливом моторным альтернативным

2

По какой форме подается?

По форме, утвержденной приказом МФУ от 23.01.2015 г. № 14.
Причем из письма № 6036* следует, что акцизную декларацию за январь старым плательщикам (т. е. не розничным торговцам) необходимо было подавать по старой форме, как того требует ст. 46 НКУ. Но поскольку для новых плательщиков акциза (среди которых розничные торговцы табаком, алкоголем и нефтепродуктами) такая форма не годится, они имели право ☺ воспользоваться новой отчетной формой (см. также консультацию из БЗ, подкатегория 116.07). Что будет с теми, кто такое право реализовать не захотел, скажем ниже, в п. 7 этой таблицы. А вот уже в отношении февральской отчетности использование новой акцизной декларации — святая обязанность всех плательщиков акцизного налога.
Важно!
Розничные торговцы подакцизными товарами заполняют в ней только раздел Ґ и приложение 6 (п. 2 разд. I Порядка № 14**)

3

Куда подавать?

В органы налоговой службы по месту расположения пунктов продажи (п. 223.2 НКУ, п.п. 212.3.11 НКУ).
В письме № 6036 налоговики разъяснили: 1) если у вас один или несколько пунктов продажи, относящиеся к одной административно-территориальной единице (т. е. имеющие один код КОАТУУ), вы подаете в ГНИ, обслуживающую эту территорию, декларацию с одним приложением 6; 2) если у вас несколько пунктов продажи товаров в разных административно-территориальных единицах со своими кодами КОАТУУ, которые обслуживаются одним налоговым органом, то декларацию в этот орган тоже нужно подать одну. Правда, число приложений 6 в этом случае должно отвечать числу административно-территориальных единиц, в которых у вас есть пункты продажи; 3) для декларирования «розничного» акциза, в случае если ваши пункты продажи относятся к разным административно-территориальным единицам, которые обслуживают разные контролирующие органы, последовательно применяйте правила, приведенные в пп. 1 и 2

4

Периодичность подачи

Ежемесячно (п. 223.2 НКУ).
При наличии действующей или приостановленной лицензии на продажу подакцизной продукции декларация подается независимо от того, проводилась деятельность или нет (п. 4 разд. III Порядка № 14). Логично, что при отсутствии действующих «подакцизных» лицензий соответствующую отчетность можно не подавать (http://sfs.gov.ua/nove-pro-podatki--novini-/185254.html)

5

Сроки подачи

Не позднее 20 числа следующего месяца (п. 223.2 НКУ). То есть за февраль декларацию нужно подать не позднее 20 марта 2015 года (пятница)

6

Единица измерения

Показатели декларации приводятся в гривнях без копеек (с округлением по общим правилам). Приложение заполняется в гривнях с копейками (п. 7 разд. II Порядка № 14)

7

Ответственность за неподачу

Установлена п. 120.1 НКУ.
В то же время за непредоставление или несвоевременное предоставление налоговой декларации акцизного налога за январь 2015 года по новой форме налоговики не усматривают оснований для применения ответственности (письмо № 6036).

Более того, они разрешают декларацию за январь безнаказанно подать до 20 марта включительно.

Однако имейте в виду: если просрочку подачи отчетности контролеры прощают, то за просрочку уплаты ответить придется.

* Письмо ГФСУ от 23.02.2015 г. № 6036/7/99-99-19-03-03-17.
** Порядок заполнения и предоставления декларации акцизного налога, утвержденный приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 14.

 

Как заполнять?

Розничные продавцы подакцизных товаров заполняют «шапку» декларации, раздел Ґ и приложение 6 (п. 2 разд. I Порядка № 14).

Приложение 6. Заполнять декларацию начинаем с приложения 6. Сколько таких приложений надо подавать вместе с декларацией в разных ситуациях, см. в п. 3 таблицы.

В «шапке» приложения указываем:

— (1) раздел декларации, к которой подается приложение (Ґ), (2) код операции(-й), (3) отчетный период (месяц, год);

— (4) код КОАТУУ, на территории которой расположен пункт(ы) продажи.

Приложение построено в разрезе видов «розничных» подакцизных товаров. Напомним, их перечень приведен в п.п. 14.1.212 НКУ (см. также п. 1 таблицы).

Расчет акцизного налога осуществляется в гр. 3 — 6 приложения 6:

—в гр. 3 указываем весь объем продаж подакцизных товаров в розничной сети/сети общественного питания (с учетом НДС), независимо от формы расчетов;

— в гр. 4 — какую часть из этого оборота составляют продажи для коммерческого использования (т. е., как указано в Порядке № 14, для дальнейшей реализации конечным потребителям для их личного некоммерческого использования).

Как видите, коммерческое использование чиновники рассматривают очень узко. Например, если предприятие покупает у вас бензин для использования в хоздеятельности (а не для перепродажи), то, с точки зрения Порядка, это не коммерческое использование. Поэтому согласно Порядку такая продажа должна попасть в базу обложения акцизом. По нашему мнению, такой подход противоречит НКУ. Более того, вообще непонятно, как доказывать такую коммерческую направленность. Нам кажется, что для этих целей можно использовать письменный договор с покупателем, в котором четко будет указано, что «товар приобретается с целью дальнейшей продажи (для коммерческого использования)». Но мнение ГФСУ тоже было бы интересно ☺.

Правда, важнее было бы знать ответ на вопрос, каким образом субъект хозяйствования может подтвердить продажу подакцизных товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования? То есть так, как он сформулирован в абзаце втором п.п. 14.1.212 НКУ, а не так, как его переврали в Порядке № 14. И на сегодня такой ответ от ГФСУ уже есть (см. подкатегорию 116.02 БЗ). По ее мнению, независимо от способа расчетов это подтверждает расчетный документ (квитанция, товарный или кассовый чек и т. п.).

Свой собственный развернутый взгляд на эти вещи обещаем представить в скором времени.

Затем выводится объект обложения (гр. 5) — объем розничных продаж конечным потребителям (гр. 3 - гр. 4).

В гр. 6 указываете ставку налога — она будет одинаковой для всех подакцизных товаров и составляет 5 % (п.п. 215.3.10 НКУ).

В гр. 7 выводится сумма акцизного налога (гр. 5 х гр. 6). Она же попадет в декларацию, правда, уже с округлением.

Декларация. Здесь также есть несколько интересных моментов.

«Шапка». Поля в «шапке» декларации, в целом, стандартизированы. Но есть особенности:

— в поле 5 проставляем отметку «Х» напротив обозначения «212.1.11»;

— в поле 7 указываем адреса пунктов продажи подакцизных товаров (см. письмо № 6036).

Раздел Ґ. В нем приводится информация о:

1) сумме налоговых обязательств по акцизному налогу, которые имеют отношение к пункту продажи (Ґ1.1— Ґ1.11). Данные сюда переносятся из приложения 6. Если таких приложений несколько, то в этих полях будет фигурировать суммарное значение по ним всем;

2) налоговых обязательствах в разрезе КОАТУУ по всем пунктам продажи (Ґ2). В письме № 6036 (ср. 025069200) указывается, что такая информация нужна для правильного распределения сумм «розничного» акцизного налога между местными бюджетами. Это актуально, когда у вас есть несколько пунктов продажи в разных административно-территориальных единицах, обслуживаемых одним налоговым органом. В таком случае в этом поле вы покажете сумму налоговых обязательств по каждой административно-территориальной единице (т. е. в разрезе КОАТУУ).

Важно! На последней странице декларации обязательно нужно указать признак ее подачи. В поле «Ознака подачі» проставляется отметка «Х» напротив раздела Ґ и приложения 6.

Розничные» продавцы подакцизных товаров заполняют «шапку» декларации, раздел Ґ и приложение 6 (п. 2 разд. I Порядка № 14).

Пример. У предприятия есть две точки продажи пива — в разных населенных пунктах (с КОАТУУ «6311045401» и «6311045400»), обслуживаемых одной налоговой инспекцией. Продажная стоимость 1 бутылки пива без учета «розничного» акциза составляет 12 грн. (в том числе НДС). В феврале в обеих точках продажи было продано по 500 бут.

В этом случае заполняется два приложения 6. Мы привели только одно — для населенного пункта с КОАТУУ 6311045401 (см. рис. ниже). Для второго населенного пункта оно заполняется аналогичным образом. Обратите внимание, что в строке 7 шапки декларации следует привести адреса обеих точек продажи.

«Розничный» акциз и РРО

Вроде бы вопрос отражения «розничного» акциза в чеке РРО не имеет прямого отношения к теме составления декларации. И тем не менее коснуться его следует. Ведь, с одной стороны, имея такие сведения, можно запросто проконтролировать правильность заполнения «рознично-акцизной» отчетности. Пусть и не во всех, но в большинстве случаев. Причем сделать это могут как налогоплательщики, так и налоговые органы, которые соответствующую информацию из каждого РРО получают ежедневно «на блюдечке с голубой каемочкой» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 102, с. 42).

С другой стороны, прямой законодательной нормы о выделении в чеке РРО отдельной строкой суммы «розничного» акциза на сегодня нет. И судя по всему, налоговики даже не собираются инициировать ее появление (см. письмо ГФСУ от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14). Хотя при этом достаточно настойчиво подталкивают плательщиков «розничного» акциза к перепрограммированию РРО.

Впрочем, в такой же манере они действовали и раньше — когда требовали показывать в кассовом чеке, к примеру, «ювелирный»/«сотовый» пенсионный сбор или туристический сбор. Но при этом почти никогда не давали вменяемых рекомендаций, как же это сделать. Похоже, по тому же сценарию ситуация развивается и сейчас — «мы не знаем как, но вы должны — и все тут»...

В итоге на сегодня контролеры твердо заявляют (см. указанное письмо, а также консультацию из БЗ, подкатегория 109.10), что

акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров должен отображаться в фискальном чеке как отдельная налоговая группа

Вот только сделать это не так-то просто! Даже несмотря на целый ворох разъяснений от ГФСУ (см., например, письма от 30.01.2015 г. № 1811/6/99-99-22-07-03-15, от 31.01.2015 г. № 1848/6/99-99-22-07-03-15, от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14).

Почему? Потому что те варианты, которые предлагают налоговики для решения акцизно-РРОшной проблемы, на самом деле не решают ее, а порождают новые. ☹

Конечно, если ваш РРО умеет считать налог на налог (напомним, что «розничный» акциз накручивается на стоимость подакцизного товара с НДС), то это самый идеальный вариант. Тут нет никаких препятствий — чек у вас будет просто объедение! ☺
Причем такому кассовому аппарату даже не нужно подбирать корректную величину акциза, как это советуют делать в своих письмах налоговики для менее продвинутых кассовых аппаратов.

Плохо, если у вас именно такой, технически неидеальный РРО. На первый взгляд, рецепты, как привести его в чувство, описаны в перечисленных выше письмах ГФСУ. В них рассмотрены разные случаи: когда в вашей «железке» ☺ реализован механизм расчета дополнительного сбора; когда такой механизм реализован с помощью отдельной группы и когда он не реализован вообще.

Но вот в чем беда, о которой налоговики почему-то не говорят: поскольку базы для исчисления НДС и акциза разные, то НДС не будет составлять одну шестую часть (т. е. 20 % / 120 х 100 %) от общей стоимости подакцизного товара! А значит, вам придется и ставку НДС подобрать так, чтобы сумма этого налога отображалась на чеке корректно. Например, если кассир пробивает через РРО подакцизный товар стоимостью 126 грн., то акциз считается как (126 : 1,05) х 0,05 = 6 грн., а НДС как [(126 - 6) : 1,2] х 0,2 = 20 грн. Но тогда 20 от 126 составляет не 16,667 %, а 15,873.

Вот и получается, что по закону ставка НДС для подакцизных и неподакцизных товаров одна (она указана в п.п. «а» п. 193.1 НКУ), и в чеке РРО она должна отображаться под одной буквой, и в Z-отчете накапливаться так же. А реально так сделать не выходит. И что самое печальное — налоговики даже не понимают суть этой проблемы. По крайней мере, из их «разъяснений» у нас сложилось именно такое впечатление...

Если же плюнуть на их разъяснения и не выделять акциз в чеке отдельной строкой, то получается еще хуже — мы завышаем свои налоговые обязательства по НДС.

Что же делать, спросите вы? Думаем, пока ничего. Ну не можем же мы вам всерьез посоветовать разделить поток покупателей с подакцизными и прочими товарами на разные кассы. Может быть, что-то предложат производители РРО. Как всегда, остается только ждать и надеяться.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить