Регистраторы расчетных операций. 2. Выбираем РРО

В избранном В избранное
Печать
редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Савченко Елена, Чернышова Наталья, Хмелевская Оксана
Налоги и бухгалтерский учет Май, 2015/№ 41
Вы относитесь к числу субъектов хозяйствования, которые обязаны применять РРО при осуществлении расчетных операций (см. раздел 1 спецвыпуска)? Тогда вы попали по адресу. В этом разделе мы поможем вам выбрать РРО нужной модели.

Сегодня рынок изобилует РРО разнообразных моделей и модификаций, отличающихся техническими характеристиками и выполняемыми функциями. Поэтому субъекту хозяйствования не составит труда подобрать именно тот аппарат, который подойдет ему больше всего. Например, если вы планируете торговать в помещении, то стоит приобрести стационарный РРО. Если же собираетесь осуществлять торговлю на рынке или на объектах передвижной торговли, то больше подойдет портативный РРО.

Однако имейте в виду, что законодатель выдвигает целый ряд требований, которым должен соответствовать используемый РРО. И все их нужно учесть при выборе такого аппарата, ведь малейшее нарушение в сфере применения РРО может аукнуться вам весьма серьезными штрафами*.

* Подробнее об ответственности за нарушения в сфере использования РРО см. на с. 80 спецвыпуска.

Итак, основные требования к используемому РРО такие:

1) модель должна быть включена в Государственный реестр РРО (далее — Госреестр);

2) модель РРО должна обеспечивать передачу контрольно-отчетной информации органу ГФСУ в электронном виде;

3) модель РРО должна соответствовать установленным фискальным и техническим требованиям;

4) выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, где ее будут использовать;

5) не истек срок службы РРО;

6) РРО должен быть зарегистрирован, опломбирован и переведен в фискальный режим работы (об этом см. в разделе 3 на с. 22).

Давайте разбираться с этими требованиями по порядку.

Наличие модели РРО в Госреестре

Статья 12 Закона об РРО разрешает использовать на территории Украины только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Госреестр. Госреестр представляет собой перечень моделей РРО и их модификаций, которые ( ст. 2 Закона об РРО):

— имеют подтверждение соответствия требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов согласно Закону № 2406;

— отвечают требованиям нормативных актов Украины;

— разрешены для применения в соответствующей сфере.

Госреестр ведется с целью ( п. 3 Положения № 1315):

— применения в Украине РРО, которые выпускаются серийно, отвечают установленным требованиям и прошли государственную сертификацию;

— вывода из эксплуатации РРО, не соответствующих требованиям нормативных документов.

В него внесены такие сведения о моделях и их модификациях:

— название;

— версия внутреннего программного обеспечения;

— наименование и местонахождение заявителя и производителя;

— срок первичной регистрации в органах ГФСУ;

— дата и номер решения о включении в Госреестр;

— сфера применения.

Госреестр постоянно обновляется, подстраиваясь под современные реалии.

На сегодняшний день действующим является Госреестр, утвержденный приказом ГФСУ от 27.04.2015 г. № 302

В нем вы найдете два раздела: в первом указаны модели РРО, разрешенные к первичной регистрации в органах ГФСУ, а во втором — модели, которые регистрировать запрещено. При этом модели РРО из раздела ІІ можно использовать, если они были зарегистрированы до того, как перекочевали из раздела І в раздел ІІ Госреестра. Но только до тех пор, пока они не будут исключены и из раздела ІІ.

Повторим, что Госреестр довольно часто обновляется. И может случиться так, что из нового Госреестра используемый вами РРО был исключен (его нет ни в разделе І, ни в разделе ІІ), т. е. стал запрещенным к использованию. Придется заменить устаревший РРО на другой, разрешенный к первичной регистрации аппарат. Если вы этого не сделаете — готовьтесь к штрафам (подробнее — в табл. 8.2 на с. 81).

Зарегистрировать РРО, не указанный в разделе І действующего Госреестра, нельзя ( п. 2 разд. ІІ Порядка № 417-1)

Обратите внимание: в графе 6 раздела І таблицы Госреестра указан срок первичной регистрации модели в ГФСУ. Что он собой представляет? Это предельный срок, до окончания которого принимаются к регистрации новые РРО, которые еще не были в эксплуатации. В новом Госреестре он может быть продлен. Если же этого не произойдет, после завершения указанного срока соответствующая модель РРО переместится в раздел ІІ Госреестра или же будет вовсе исключена из Госреестра. В обоих случаях зарегистрировать ее в органах ГФСУ будет невозможно.

Способность передавать контрольно-отчетную информацию в электронном виде

Согласно п. 7 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО для купли-продажи инвалюты),

обязаны предоставлять электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО в органы ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи

Что касается электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО по купле-продаже иностранной валюты, то они должны уметь передавать органам ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи только информацию об объеме расчетных операций.

Таким образом, РРО должен обеспечить выполнение этих функций. Чтобы не попасть впросак, вам стоит ориентироваться на ныне действующий Госреестр. В нем указаны только те модели, которые способны передавать контрольно-отчетную информацию в ГФСУ в электронном виде. Если вы приобретете РРО, не наделенный такой способностью (не указанный в Госреестре), орган ГФСУ его попросту не зарегистрирует.

Заметьте: с 01.01.2015 г. разрешено регистрировать только те РРО, которые создают контрольную ленту в электронном виде (а также электронные таксометры, автоматы по продаже товаров (услуг) и РРО по купле-продаже иностранной валюты*). Об этом говорит абзац второй п. 8 Заключительных положений Закона об РРО. Несмотря на это, в предыдущем Госреестре, который действовал с 26.12.2014 г. по 26.04.2015 г., раздел І все еще содержал модели РРО, которые не умеют формировать контрольную ленту в электронном виде. Однако «свежий» Госреестр исправил эту ошибку. Сегодня такие аппараты можно найти только в разделе ІІ Госреестра. То есть зарегистрировать такие РРО нельзя, но использовать, если они были зарегистрированы до 01.01.2015 г., разрешено. Хотя уже недолго. Так, согласно абзацу третьему п. 8 Заключительных положений Закона об РРО

* Хотя по факту в ныне действующем Госреестре не встретишь модели электронных таксометров и РРО для операций по купле-продаже иностранной валюты.

до 01.01.2016 г. можно использовать электронные контрольно-кассовые аппараты, которые создают контрольную ленту в печатном виде и передают только информацию об объеме расчетных операций

Подробнее о подаче электронной отчетности читайте в подразделе 5.6 на с. 58.

Соответствие фискальным и техническим требованиям

РРО должны обеспечивать фискальные функции в соответствии с Требованиями № 199. Технические требования к электронным контрольно-кассовым регистраторам для разных сфер использования приведены в приложении 1 к Решению № 14.

В принципе, если вы приобретаете РРО, который содержится в Госреестре, он уже должен соответствовать этим нормативным документам. Ведь для того чтобы РРО был включен в Госреестр, он должен пройти проверку, проводимую уполномоченным ГФСУ испытательным центром (см. Положение № 1315). Тем не менее важно, чтобы такие требования соблюдались и в процессе эксплуатации РРО.

Дело в том, что налоговики согласно п. 6 Порядка № 14 могут нагрянуть к вам «в гости», дабы проверить РРО на соответствие фискальным требованиям. Основания для такого визита приведены в п. 33 этого Порядка. В рамках проверки налоговики определяют соответствие эксплуатируемых РРО конструкторско-технологической и программной документации производителя. То есть они проверяют, не внесли ли вы в конструкцию или программное обеспечение РРО изменения, не пре­дусмотренные указанной документацией. Также они проверяют РРО на наличие производственных дефектов в их конструкции и программном обеспечении (в том числе незадокументированных производителем возможностей аппарата), приводящих к искажению информации об объемах расчетных операций, которая заносится в фискальную память.

Соответствие модели сфере ее использования

Не все модели, приведенные в Госреестре, подойдут для использования в той сфере деятельности, которую осуществляет ваше предприятие. К счастью, Госреестр сам дает подсказки, в какой сфере можно использовать каждую модель РРО (графа 8 таблицы Госреестра). Большинство из них пригодны одновременно для торговли, общественного питания и сферы услуг. Отдельной группой «Специализированные электронные контрольно-кассовые аппараты для автозаправочных станций (АЗС)» идут РРО, которые, помимо торговли, общепита и сферы услуг, можно использовать и на автозаправочных станциях. Есть в Госреестре также аппараты, предназначенные для более узкой сферы применения (например, РРО модели СПЕККА-00 можно применять только в сфере услуг).

Если субъект хозяйствования использует РРО в не соответствующей ему сфере, документы, выдаваемые таким РРО, не считаются расчетными ( п. 2.1 Положения № 614)

Поэтому будьте крайне внимательны при выборе модели РРО, ведь нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, чревата штрафными последствиями (см. табл. 8.2 на с. 81).

Срок службы РРО

Срок службы РРО — срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность РРО, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, сохранность информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов ( п. 3 разд. І Порядка № 417-1).

Срок службы РРО устанавливает производитель этой продукции. Если такой срок производителем (поставщиком) не установлен,

он будет составлять 7 лет с момента ввода РРО в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска

Об этом говорится в разъяснении, приведенном в категории 109.11 БЗ. При этом специалисты ГФСУ ссылаются на п. 1.5 Порядка доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденного решением Госкомиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г. № 11.

Кроме того, такой же срок службы необходимо применять и в случае, когда срок службы, установленный производителем (поставщиком), превышает 9 лет (см. разъяснение в категории 109.11 БЗ). Предполагается, что после истечения 9-летнего срока службы повышается риск выхода РРО из строя и, соответственно, потери информации, содержащейся в фискальной памяти такого аппарата. Поэтому использовать РРО дольше 9 лет с даты его выпуска нельзя. По истечении срока службы РРО его регистрация отменяется (подробнее см. на с. 27).

выводы

  • Разрешено использовать только те модели РРО, которые включены в Госреестр.

  • С 01.01.2015 г. ГФСУ не регистрирует модели, которые создают контрольную ленту в печатном виде.

  • Важно, чтобы приобретаемый РРО соответствовал установленным законодательством фискальным и техническим требованиям.

  • Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, в которой она будет использоваться.

  • Нельзя использовать РРО сверх срока службы, установленного его производителем (поставщиком).

  • Если срок службы РРО производителем (поставщиком) не установлен либо он составляет больше 9 лет, срок службы определяют как 7 лет с момента введения РРО в эксплуатацию, но не больше 9 лет с даты его выпуска.

Теги РРО
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить