Согласно ст. 1 Закона о рекламе, скидка — это временное снижение цены товара, которое предоставляется покупателям.
Правовой аспект. Документальное оформление
На законодательном уровне вопрос предоставления скидок урегулирован ст. 632 ГКУ. Согласно п. 1 ст. 632 ГКУ цена в договоре устанавливается по договоренности сторон. Розничные предприятия осуществляют торговлю на условиях публичного договора ( п. 1 ст. 633 ГКУ), который, в основном, выполняется в момент осуществления продажи и заключается в устной форме согласно п. 1 ст. 206 ГКУ. Поскольку изменение цены после выполнения договора невозможно ( п. 3 ст. 632 ГКУ), скидки на розничном предприятии предоставляются в момент осуществления продажи. Исключением может быть лишь пересмотр цены, в случае если после продажи обнаружен брак либо какое-либо другое несоответствие товара заявленным характеристикам.
Предприятию розничной торговли при предоставлении скидок покупателям, проведении различных акций и распродаж необходимо учитывать нормы Закона о защите прав потребителей.
Согласно п. 4 ст. 15 этого Закона использование понятий «скидка», «уменьшенная цена» или любых других понятий, аналогичных по значению, разрешается только при соблюдении следующих условий:
— если они применяются к продукции, которая реализуется непосредственно субъектом хозяйствования;
— если они применяются в течение определенного и ограниченного периода времени;
— если цена продукции ниже, чем ее обычная цена.
Согласно п. 5 ст. 15 Закона о защите прав потребителей использование понятия «распродажа» или любых других, аналогичных ему, разрешается только при условии соблюдения следующих условий:
— если осуществляется распродажа всех товаров в пределах определенного места или четко определенной группы товаров;
— если продолжительность распродажи ограничена во времени;
— если цены товаров, которые подлежат распродаже, меньше их обычной цены.
Реклама о скидке цен на продукцию, о распродаже должна содержать информацию о месте, дате начала и окончания скидок на продукцию, распродажи, а также о соотношении размера скидки и предыдущей цены реализации товара ( п. 5 ст. 8 Закона о рекламе).
После публичного уведомления (рекламе) о начале проведения распродажи, применении скидок до потребителей должна доводиться информация о цене продукции: «старой» (доакционной) и действующей (во время акции) ( п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей).
За несоблюдение установленных требований п. 7 ч. 1 ст. 23 Закона о защите прав потребителей предусматривает штрафные санкции в размере 30 % стоимости партии товаров, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 НМДГ.
Кроме того, предприятие может быть привлечено к ответственности согласно ст. 21 Закона № 236. Ведь сведения, содержащие неполные, неточные или неправдивые данные о цене и скидках на товары, являются информацией, которая вводит в заблуждение ( ст. 151 Закона № 236). А распространение такой информации (в частности указание ее на ценниках, в рекламе) расценивается как недобросовестная конкуренция в понимании Закона № 236. Совершение субъектом хозяйствования указанных действий влечет за собой наложение штрафа в размере 5 % дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год, предшествующий году, в котором применяется штраф.
Помните также и об административной ответственности ( ч. 1 ст. 155, ч. 1 ст. 1552, ч. 3 ст. 1561 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X).
Чтобы вопрос предоставления скидок был урегулирован, на предприятии разрабатывается Положение о маркетинговой политике и (или) Положение о скидках. В этих документах указываются виды скидок, применяемые на предприятии, условия их предоставления и порядок оформления. На предприятии розничной торговли процесс предоставления скидок проходит в виде проведения акций и распродаж. На каждую такую акцию перед ее проведением предприятие обычно разрабатывает план маркетинговой акции, затем издает приказ о ее проведении, после окончания акции составляет отчет.
Какими документами регламентировать процесс предоставления скидок, предприятие решает самостоятельно, ведь законодательство на этот счет не содержит никаких требований
Ценники. РРО
До начала проведения акций и распродаж (во избежание штрафов, описанных выше) розничному предприятию необходимо обнародовать информацию о «старой» цене без скидки и действующей со скидкой. На ценнике рядом с розничной ценой следует указать цену с учетом скидки ( п. 6 ст. 15 Закона о защите прав потребителей).
Наличные расчеты осуществляются с применением РРО. Скидки в РРО могут вноситься вручную перед совершением операции, но зачастую используется предварительное программирование скидок в РРО. Программируются скидки разными способами, в зависимости от условий предоставления:
1) скидка на общую сумму покупки. Скидка может предоставляться как в абсолютной сумме, так и в процентном отношении. Данный вариант применим, когда по условиям акции скидка предоставляется при покупке товара на определенную сумму независимо от ассортимента товара;
2) скидка для определенной категории покупателей. Применяется, когда на предприятии действует дисконтная программа, при которой каждый покупатель относится к той или иной категории в зависимости от выполнения им определенных условий, установленных предприятием (например, сумма или количество покупок за определенный период времени);
3) скидка на конкретный товар либо группу товаров. Этот вариант применяется, когда предприятию необходимо установить скидку на определенный перечень товаров и данная скидка будет предоставляться всем покупателям независимо от суммы покупки, а также того, к какой категории они относятся.
Розничные скидки в бухгалтерском учете
В учете розничного предприятия, которое ведет учет товаров по продажным ценам, скидка, предоставленная в момент продажи, повлияет на расчетную величину торговой наценки. Эта величина рассчитывается по итогам месяца согласно п. 22 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина от 20.10.99 г. № 246.
В случае если скидка больше, чем наценка, предприятию необходимо доначислить налоговые обязательства по НДС, что приведет к необходимости отразить в бухгалтерском учете расходы на сумму такого доначисления. В таком случае доначисленная сумма НДС списывается на счет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 76, с. 10).
Рассмотрим на примере влияние скидки на расчетную величину торговой наценки.
Пример. Предприятие реализовало товар конечному потребителю за 780 грн. (в том числе НДС 20 % — 130 грн.). Его продажная стоимость (сч. 282) составляет 900 грн. Стоимость приобретения — 700 грн. без НДС. Это единственная продажа предприятия в расчетном месяце. Данные остатков товаров на начало месяца и поступлений за месяц указаны в табл. 1.
Таблица 1. Учет товаров по стоимости реализации. Пример расчета
№ п/п | Содержание | Счет 282 | Счет 285 |
1 | Сальдо на начало месяца | 2000 | 300 |
2 | Поступило за месяц | 500 | 100 |
3 | Выбыло за месяц | 144 (списание торговой наценки) + | 144 |
4 | Сальдо на конец месяца (1 + 2 - 3) | 1600 | 256 |
По итогам месяца предприятие рассчитывает торговую наценку, приходящуюся на реализованные товары, с учетом предоставленных скидок:
Средний % торговой наценки = (300 + 100) : : (2000 + 500) х 100 = 16 %;
Торговая наценка = (780 + 120) х 16 % = 144 (грн.).
Далее определяется себестоимость выбывших товаров как разница между продажной стоимостью выбывших товаров (без учета скидки) и сумой торговых наценок на эти товары.
Себестоимость реализованных товаров = 900 - - 144 = 756 (грн).
Таблица 2. Скидки в учете. Учет товаров по стоимости реализации
№ п/п | Операция | Бухгалтерский учет | Сумма, грн. | |
Дт | Кт | |||
1 | Отражена реализация товара конечному потребителю | 301 | 702 | 780 |
2 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 702 | 641 | 130 |
3 | Отражены налоговые обязательства по НДС, начисленные на разницу между ценой приобретения и ценой продажи | 949 | 641 | 10 |
4 | Списана торговая наценка реализованного товара* | 285 | 282 | 144 |
* В зависимости от настроек программного обеспечения списание скидки может происходить в момент реализации товара. Тогда на дату продажи с торговой наценки будет списана предоставленная скидка, что отразится проводкой: Дт 285 — Кт 282 -120,00. При расчете торговой наценки за месяц в таком случае сумма торговой наценки, приходящаяся на реализованные товары, корректируется на сумму предоставленных скидок: Торговая наценка = (780 + 120) х 16 % - 120 = 24 (грн.). Соответственно в конце месяца предприятие сделает проводку: Дт 285 — Кт 282 - 24,00. А себестоимость реализованного товара тогда рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом скидки) и торговой наценкой, рассчитанной по итогам месяца: 780 - 24 = 756 (грн.). Как видим, результат аналогичен рассчитанному выше. | ||||
5 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 282 | 756 |
Влияние скидок на налоговый учет
Доходы и расходы по налогу на прибыль будут соответствовать доходам и расходам в бухгалтерском учете, так как разд. III НКУ не предусматривает корректировок бухгалтерского финансового результата на суммы скидок.
НДС необходимо начислить на продажную стоимость с учетом скидки. Однако здесь следует помнить о норме, установленной п. 188.1 НКУ, согласно которой база налогообложения НДС не может быть ниже цены приобретения. Поэтому в целях обложения НДС предприятию необходимо сравнить цену реализации с ценой приобретения, и в случае превышения последней доначислить НДС на сумму превышения. На такую сумму выписывается отдельная налоговая накладная. На розничном предприятии в таком случае будет выписано две налоговые накладные:
первая — итоговая на сумму операций за день;
вторая — на сумму превышения цены приобретения над ценой реализации, выписанная к итоговой налоговой накладной. В такой налоговой накладной обозначается тип причины «15», в номенклатуре дополнительно указывается: «Превышение цены приобретения над фактической ценой поставки товаров/услуг, указанных в налоговой накладной № ____» (указывается номер итоговой накладной). Порядок заполнения такой налоговой накладной разъясняли и налоговики в БЗ 101.19 (пример заполнения см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 82, с. 36).
При проведении акционных продаж физическим лицам розничному предприятию не следует устанавливать перечень лиц, участвующих в акции, ведь тогда возможно обложение суммы предоставленной скидки НДФЛ согласно п.п. 164.2.17 НКУ. В случае предоставления скидок неопределенному кругу лиц данная норма не применяется (это подтверждают и налоговики в БЗ 103.02, см. также материал на с. 6).
выводы
- Предприятие самостоятельно регламентирует внутренний документооборот предоставления и оформления скидок.
- Скидки в рознице (в основном) предоставляются в момент продажи.
- В учете скидка отражается списанием ранее начисленной торговой наценки и влияет на расчетную величину торговой наценки по итогам месяца.
- При предоставлении скидок неопределенному кругу лиц НДФЛ на сумму предоставленной скидки не начисляется.
Документы статтьи
- ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
- НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.
- Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.
- Закон о защите прав потребителей — Закон УССР «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-ХII.
- Закон 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г. № 236/96-ВР.