Темы статей
Выбрать темы

Уведомление о приеме на работу: штрафы, mamma mia!

Клыженко Яна, эксперт по вопросам оплаты труда
По идее, уведомление о приеме работника должно быть всего лишь сигналом: мол, приняли сотрудника, будем платить налоги, имейте это в виду. И все! Но контролирующие органы сделали из этой «мухи» не просто «слона», а настоящего «штрафоопасного дракона». «Шокирующие» выводы и антистрессовые советы — в нашей публикации.

С 01.01.2015 г. действует правило: не допускается к работе лицо без заключения трудового договора и уведомления ГФСУ о приеме работника на работу (далее — уведомление). Прописана эта норма в ч. 3 ст. 24 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ). Форма уведомления приведена в приложении к Порядку № 413*. Ответы на вопросы, касающиеся уведомления, вы найдете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 58, с. 5.

* Порядок уведомления Государственной фискальной службы и ее территориальных органов о приеме работника на работу, утвержденный постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413.

Заметим, что налоговики, вроде, считают «днем рождения» этой формы 3 июля, когда она была официально обнародована. Кстати, и мы поддерживали такую позицию, поскольку до 3 июля работодатели в глаза не видели злополучную форму (об этом было в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 56, с. 7). А вот специалисты Минсоцполитики «уцепились» за 27 июня, когда был обнародован текст Порядка № 413, но без формы (см. письмо Минсоцполитики от 19.08.2015 г. № 1069/13/84-15).

Это первый шоковый вывод, ведь в промежутке между 27.06.2015 г. и 02.07.2015 г. были такие работодатели, которые принимали работников, но… не подавали уведомление. А за такое полагается штраф! Причем в этом контролеры не поскупились.

Не так страшен штраф?.. Да нет уж — именно так!

Cогласны, что допуск к работе без уведомления — это нарушение требований трудового законодательства (в частности, ч. 3 ст. 24 КЗоТ) и за него полагается наказание. Но вот насчет меры наказания наши мнения с Государственной инспекцией Украины по вопросам труда (далее — Гоструда), которая в данном случае выступает «палачом», расходятся.

Мы считаем, что в этом случае работодателю грозит штраф в размере 1 минзарплаты как за нарушение других требований трудового законодательства (абзац пятый ч. 2 ст. 265 КЗоТ). Напоминаем: пока «минималка» составляет 1218 грн. Но после внесения изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2015 год» от 28.12.2014 г. № 80-VIII ее размер составит 1378 грн. (причем, по всей видимости, зарплату повысят задним числом, т. е. с 01.09.2015 г.).

В свою очередь, должностным лицам работодателя грозит админштраф в размере от 510 грн. до 1700 грн. (ч. 1 ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X; далее — КоАП).

А вот Гоструда в письме от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15 не мелочится и приравнивает неподачу уведомления к фактическому допуску работника к работе без оформления трудового договора (контракта). Отсюда к работодателю за неподачу уведомления применяют штраф, установленный абзацем вторым ч. 2 ст. 265 КЗоТ, а это аж 30 минзарплат! То есть

до внесения изменений в госбюджет — 36540 грн., а после официального увеличения минзарплаты — 41340 грн.

Соответственно повышаются и «ставки» админштрафа: от 8500 грн. до 17000 грн. согласно ч. 3 и 4 ст. 41 КоАП. К сожалению, Гоструда вторит и Минсоцполитики в уже упомянутом письме.

Но с чего такой шоковый вывод? Гоструда считает, что заключение трудового договора включает в себя издание приказа и подачу уведомления в органы ГФСУ. Очевидно, что за основу такой позиции было взято само название ст. 24 КЗоТ, которое звучит как «Заключение трудового договора».

Итак, мнение Гоструда сводится к тому, что

уведомление — составная часть оформления трудового договора

Мы с таким мнением не согласны. На наш взгляд, конструкция ч. 3 ст. 24 КЗоТ свидетельствует о том, что допуску к работе предшествуют два самостоятельных этапа:

1) оформление трудового договора путем издания приказа (письменная форма трудового договора используется только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 24 КЗоТ). Не спорим, что за нарушение этого этапа работодатель должен отвечать по всей строгости закона. Ведь неоформленный работник — это зарплата «в конверте», недопоступление налогов/взносов/сборов в бюджет;

2) уведомление налоговиков о новом работнике. А вот этот этап — всего лишь дополнительный сигнал налоговикам, который, к слову, дублирует подачу таблицы 5 Отчета по форме № Д4. При этом работник официально оформлен, зарплата начисляется/выплачивается, налоги платятся, отчетность подается. А потому столь суровое наказание выглядит по меньшей мере несправедливо.

Кроме того, в ч. 3 ст. 24 КЗоТ между вышеуказанными этапами стоит союз «и», а это означает: законодатель не подразумевал под оформлением трудового договора в том числе уведомление налоговиков.

Вместе с тем должны предупредить: ввиду наличия такого «нехорошего» письма от ведомства, которое будет непосредственно наказывать за «трудовые» нарушения, лучше не рисковать и не забывать подавать уведомление о приеме работника. Забывчивость шибко дорого обойдется. А в случае борьбы за справедливость вас ждут судебные тяжбы.

Но и это еще не все «шоки». Штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 265 КЗоТ, является финсанкцией, и на него не распространяются сроки давности, установленные ст. 250 ХКУ (в течение 6 месяцев со дня выявления, но не позднее чем через 1 год с момента совершения). Такой штраф будет «вечно молодым» и применить его могут когда угодно.

Напоминаем, что штраф за допуск к работе без уведомления будет налагать Гоструда, но только после того, как КМУ разработает и утвердит соответствующий порядок.

Радует, что хоть админштраф не налагают спустя 3 месяца с момента прекращения админнарушения (т. е. после подачи уведомления).

«Контрольный» от Уголовного кодекса

Держитесь, уважаемые читатели! Дело в том, что в перспективе за неподачу уведомления может быть предусмотрена уголовная ответственность: штраф от 85000 грн. до 170000 грн. или лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. На сайте ВРУ опубликован законопроект от 04.09.2015 г. № 3036 с соответствующими изменениями в ст. 172 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Одним словом, чем дальше в лес, тем больше штрафы… ☺ Но, может, такой законопроект «заморозят»? Очень на это надеемся…

Осторожно: подача по почте!

Недавно мы сообщали (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 74, с. 4), что Гоструда не против подачи уведомления по почте, ведь прямого запрета на это Порядок № 413 не устанавливает. В свою очередь, Минсоцполитики считает, что отправка уведомления средствами почтовой связи не предусмотрена.

По нашему мнению, с учетом «драконовских» штрафов пока лучше не рисковать с отправлением по почте, а дальше видно будет.

Вывод: бороться с теневым рынком труда, конечно, нужно. Однако хотелось бы, чтобы реформы не сопровождались потерей здравого смысла. Пока есть надежда на КМУ, который должен утвердить порядок наложения «трудовых» штрафов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше