Экологический налог: ударим рублем по вредителям природы!

В избранном В избранное
Печать
Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2016/№ 30
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» И. С. Тургенев
Много воды утекло с тех пор, как это было сказано... А сколько в эту воду сброшено промышленных стоков, никому и не ведомо! А сколько плодородной земли ушло под мусорные свалки — не сосчитать! А чем мы дышим сегодня, лучше и не задумываться...
К сожалению, результат хозяйственной деятельности человека не всегда и не во всем идет на пользу окружающей природной среде. Скорее даже наоборот — с каждым годом происходит ухудшение качества таких природных ресурсов, как земля, вода, недра, атмосферный воздух. Идея взимания экологического налога состоит как раз в том, чтобы экономическими методами минимизировать тот урон, который человек наносит природе. Это, конечно, в идеале. А каким путем на самом деле пошла практика взимания эконалога, рассмотрим в этой статье.

Экологический налог — это общегосударственный обязательный платеж (именно так его классифицирует п.п. 14.1.57 НКУ), посредством которого регулируется отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Поэтому взимание этого налога в качестве компенсации субъектами хозяйствования ущерба, нанесенного окружающей среде, представляется вполне справедливым.

Налоговые реформы последних лет, можно сказать, пощадили экологический налог. Как видите, он по-прежнему остался в числе общегосударственных (см. также п.п. 9.1.5 НКУ), а значит, нам (и вам, его плательщикам) не придется вникать в местные тонкости его взимания. Главное, что не следует забывать: экологический налог за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения уже второй год как упразднен. Но не беспокойтесь, нам и без этого есть что рассказать. И начнем с того, кто же является плательщиком этого налога и кто освобожден от его уплаты?

Плательщики эконалога

Это лица, которые в ходе своей деятельности загрязняют окружающую природную среду. Среди них (см. п. 240.1 НКУ):

1) субъекты хозяйствования;

2) юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

3) бюджетные учреждения;

4) общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

5) постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей.

Так вот, если их деятельность на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны сопровождается:

выбросами загрязняющих веществ в атмо­сферный воздух стационарными источниками загрязнения;

сбросами загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещением отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов в качестве вторичного сырья на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);

образованием радиоактивных отходов (включая уже накопленные);

временным хранением радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока,

то указанные выше в пп. 1) — 5) лица обязаны самостоятельно рассчитывать эконалог, уплачивать его в бюджет, а также предоставлять налоговому органу необходимую отчетность (отчетным нюансам посвящена следующая статья).

Обратите внимание!

Плательщики единого налога обязаны уплачивать экологический налог наравне с остальными

Объясняется это просто: в перечне налогов и сборов, от уплаты которых они освобождены (см. п. 297.1 НКУ), эконалог, к сожалению, не встречается. Следовательно, при наличии объекта и базы обложения этим налогом (скажем о них дальше) единоналожникам придется уплачивать его в общем порядке.

Неплательщики эконалога

Тех, кого НКУ специально выделяет как неплательщиков экологического налога, мало, но они все же есть. Это:

субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:

а) до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;

б) осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образованными в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами. Такие субъекты не являются плательщиками налога за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) согласно п. 240.3 НКУ;

— государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов. Эти предприятия освобождаются от уплаты эконалога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, на основании п. 240.4 НКУ;

субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье. Согласно п. 240.5 НКУ такие субъекты не являются плательщиками налога за размещение отходов.

Кроме того,

неплательщиками эконалога являются филиалы, отделения и другие обособленные подразделения, в связи с тем, что они не имеют статуса юрлица

За них эконалог должны уплачивать предприятия (учреждения, организации), в состав которых входят такие филиалы, отделения и другие обособленные подразделения (см. консультацию в БЗ 120.01).

Объект, база и ставки налогообложения

За что же в настоящее время уплачивается экологический налог? Объектом и базой обложения эконалогом в соответствии со ст. 242 НКУ являются объемы и виды (классы, категории):

1) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками;

2) загрязняющих веществ, сбрасываемых непосредственно в водные объекты;

3) размещенных отходов (кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);

4) радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх срока, установленного особыми условиями лицензии;

5) электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Поскольку последние две разновидности этого налога (в принципе, их можно объединить в один — «радиоактивный» — эконалог) — штука довольно специфическая, сосредоточимся в сегодняшней статье на тех его разновидностях, которые перечислены выше в пп. 1 — 3.

Что касается ставок экологического налога, то нет смысла приводить их здесь. Достаточно сказать, что такие ставки установлены ст. 243 — 248 НКУ опять же в разрезе каждой из его разновидностей. Подробнее о порядке их применения расскажем дальше. А сейчас обратим ваше внимание, что Законом Украины от 24.12.2016 г. № 909-VIII* увеличены, в частности, ставки этого налога:

* Кодифицированный текст НКУ с изменениями, внесенными этим Законом, ищите в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 3, с. 4.

— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (см. пп. 243.1 — 243.4 НКУ);

— за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (см. пп. 245.1 и 245.2 НКУ),

— за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (см. пп. 246.1 и 246.2 НКУ).

Причем

новые ставки экологического налога заработали с 1 января 2016 года

А это значит, что при расчете налоговых обязательств по этому налогу за I квартал надо применять именно эти обновленные ставки. Поэтому не стоит полагаться на показатели прошлогодней декларации — чтобы расчет был верен, не поленитесь заглянуть в соответствующие нормы НКУ. Ну и, само собой, прочитать эту статью дальше — мы как раз переходим к изложению порядка расчета эконалога.

Последнее замечание в этом разделе касается производителей электроэнергии на теплоэлект­роцентралях и ТЭС. При исчислении налоговых обязательств по эконалогу с 01.01.2016 г. его ставки составляют 100 % от ставок, определенных ст. 243 — 246 НКУ. Таким образом, и для них закончился переходный период, предусмотренный абзацем третьим п. 2 подразд. 5 разд. XX НКУ. Фискалы не преминули напомнить об этом в письме ГФСУ от 29.01.2016 г. № 2938/7/99-99-15-04-02-17.

«Атмосферный» эконалог

В настоящее время эта разновидность эконалога уплачивается за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ исключительно стационарными источниками загрязнения.

Его плательщиками в данном случае являются заводы, фабрики, электростанции, а также другие предприятия, деятельность которых связана с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ.

Дабы понять, являетесь ли вы плательщиком этой разновидности экологического налога, прежде всего уясните себе, что

стационарный источник загрязнения — предприятие, цех, агрегат, установка или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферу <...>

Это определение приведено в п.п. 14.1.230 НКУ. Исходя из него делаем вывод: любой недвижимый объект, который осуществляет выбросы загрязняющих веществ, является стационарным источником загрязнения. По мнению налоговиков, к стацисточникам можно отнести паровые и водогрейные котлы, производственные печи, дизель-генераторы, газосварочные установки, газорезательное оборудование, а также мини-электростанции (см. БЗ 120.09).

Не станем сейчас вступать в дискуссию с фискалами, которые зачастую наряду с недвижимыми объектами зачисляют в разряд стационарных источников загрязнения и передвижное оборудование — понятно, что такой подход незаконный. Но если у вас тоже нет желания спорить с ними, готовьтесь платить «атмосферный» эконалог. Особенно если ваш производственный агрегат работает на каком-либо виде топлива (твердом, жидком или газообразном), при сжигании которого образовываются и выбрасываются в атмосферу загрязняющие вещества или смесь таких веществ.

Если хотите убедиться «на все сто», относится то или иное производственное оборудование вашего предприятия к стацисточникам загрязнения, обратитесь в территориальные органы Минприроды Украины. Такая рекомендация имеет смысл хотя бы по той причине, что для эксплуатации стационарных источников загрязнения вам понадобится специальное разрешение на выбросы. А в этом вопросе без специалистов из Минприроды вам не обойтись. Что это за разрешение и для чего оно нужно?

Дело в том, что необходимость получения такого разрешения прямо обусловлена ст. 11 Закона № 2707 (ср. 025069200). Приступая к эксплуатации того или иного агрегата, важно знать, что

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения вы вправе осуществлять только после получения специального разрешения

Без наличия такого спецразрешения осуществлять выбросы нельзя. Если во время проверки обнаружится, что стационарные источники загрязнения эксплуатируются без такого разрешения, предприятию придется возместить государству вред, нанесенный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха. Причем за все время работы стационарных источников загрязнения при отсутствии соответствующего разрешения.

Кроме того, ст. 78 КоАП установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то госорганов влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 85 до 136 грн.

В общем, спецразрешение на выбросы в атмосферу — дело серьезное и шутить с этим не стоит. Как же его получить?

Для этого следует в первую очередь определиться, к какой группе объектов относится ваш стацисточник. Природоохранное законодательство делит все стационарные источники, осуществляющие вредные выбросы в атмосферу, на три группы (см. ст. 11 Закона № 2707):

первая группа — объекты, подлежащие государственному учету и имеющие производства или технологическое оборудование, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления;

вторая группа — объекты, подлежащие государственному учету и не имеющие производств или технологического оборудования, на которых должны внедряться экологически безопасные технологии и методы управления;

третья группа— объекты, которые не относятся к первой и второй группам.

Вот пример такого деления, который будет полезен для субъектов хозяйствования, осуществляющих выбросы в атмосферу котельными. Итак, котельные с целью получения разрешения на выбросы группируют так:

— первая группа — котельные, в составе которых есть технологическое оборудование (котлоагрегат, газотурбинная установка, установка комбинированного цикла и т. п.), предназначенное для выработки тепловой, механической энергии, общая суммарная мощность которого более 50 МВт;

вторая группа — котельные, общая суммарная мощность которых менее 50 МВт и которые взяты на государственный учет;

— третья группа — котельные, общая суммарная мощность которых менее 50 МВт и которые не взяты на государственный учет.

И таких котельных, которые относятся к третьей группе, на самом деле достаточно много. Ведь многие предприятия используют в своей хозяйственной деятельности бытовые газовые (либо жидко- или твердотопливные) котлы. Такой объект в основном предназначен не для производства продукции, а только для обогрева помещения в зимнее время. Так вот, имейте в виду, что уплачивать экологический налог в этом случае тоже необходимо.

С группой, к которой относится ваш стационарный источник, разобрались. Что это нам дает? А то, что разрешительный орган, уполномоченный выдавать спецразрешения на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, определяется в зависимости от группы, в которую попадает тот или иной объект:

для объектов второй и третьей групп это будут областные* и Киевская городская государственные администрации. Они выдадут разрешение после согласования с территориальными органами Гос­санэпидслужбы. Причем срок его действия для объекта второй группы — 10 лет, а для объекта третьей группы — неограничен;

* К сведению: пресс-служба Харьковской ОГА сообщила (см. http://kharkivoda.gov.ua/ru/news/79300), что на сегодня в Харькове из 18 тыс. экономически активных предприятий только 1136 имеют разрешительные документы в сфере охраны атмосферы.

для объектов первой группы разрешение выдает непосредственно Минприроды. Срок его действия в данном случае — 7 лет (см. письмо Минприроды от 22.01.2015 г. № 7/105-15).

Важно!

В настоящее время спецразрешение на выбросы можно получить через местные разрешительные центры, причем бесплатно

Однако бесплатность самого разрешения не означает, что для его получения предприятию вовсе не придется потратиться. Ведь для этого необходимо

1) провести инвентаризацию загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу;

2) подать заявление

и

3) подготовить пакет специальных документов, в которых обоснованы объемы выбросов загрязняющих веществ. Разработкой таких документов имеют право заниматься только специальные организации, аккредитованные Минприроды. Вот почему мы сказали выше, что без специалистов Минприроды вам не обойтись. Им-то как раз и придется заплатить.

Подведем промежуточный итог. Требование о получении спецразрешения на выбросы носит императивный характер в отношении всех без исключения стационарных источников. Таким образом, если вы планируете эксплуатировать какой-либо стацисточник, первое, о чем следует позаботиться, — получить спецразрешение на выбросы независимо от мощности источника загрязнения, производительности, назначения, режима работы, объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и прочих параметров.

И вообще, важность этого документа трудно переоценить. Ведь только благодаря ему можно достоверно определить перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых вашим стационарным источником в атмосферу, и их фактическое количество.

Если у вас есть эти сведения, то все остальное не так уж и сложно. Судите сами.

Рассчитывают «стационарный» эконалог плательщики самостоятельно, каждый квартал. Формула для его расчета выглядит так (см. п. 249.3 НКУ):

где Σ — знак суммы;

Міфактический объем выброса і-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпіставки налога в текущем году за тонну і-того загрязняющего вещества в гривнях с копейками.

Как видим, основной показатель в приведенной формуле — фактический объем выбросов каждого из загрязняющих воздух веществ (Mi). Как его определить?

Эти данные становятся известными конкретному плательщику в ходе получения разрешения на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарным источником загрязнения. Иначе говоря, получив спецразрешение, открываете его (точнее, документы, на основании которых вам его выдали, — о них шла речь выше) и по приведенной там информации рассчитываете эконалог.

К этому, кстати, в последнее время пришли и налоговики (см. письмо ГФСУ от 16.03.2016 г. № 9027/7/99-99-15-04-02-17). Раньше они, напомним, заявляли (см. БЗ 120.03), что платить экологический налог следует независимо от получения разрешения на выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, не поясняя, правда, как практически это можно сделать.

Продолжаем анализировать приведенную выше формулу.

Второй показатель в ней — ставки налога за каждое загрязняющее вещество (Нпі). Значения таких ставок приведены в ст. 243 НКУ. В структуре этой статьи имеется несколько таблиц со ставками эконалога. Чтобы выбрать правильную, необходимо придерживаться следующего алгоритма (детали — в упомянутом выше письме ГФСУ от 16.03.2016 г. № 9027/7/99-99-15-04-02-17).

Действие 1. Сверяем наименования загрязняющих веществ, определенных в ходе инвентаризации и указанных в документах, которые прилагаются к разрешению на выбросы, с веществами, перечисленными в первой таблице (см. п. 243.1 НКУ). Если при эксплуатации конкретного стационарного источника в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества, упомянутые в этой таблице, ставки эконалога для таких веществ берутся из нее.

Действие 2. Если имеются загрязняющие вещества, которые не вошли в вышеприведенный перечень, ставки налога следует применять в зависимости от установленного класса опасности загрязняющего вещества согласно второй таблице (см. п. 243.2 НКУ).

Действие 3. Если загрязняющие вещества не вошли в первую таблицу и для них не установлен класс опасности (кроме двуокиси углерода, ставка для которой установлена отдельно в п. 243.4 НКУ), то следует применять ставки налога в зависимости от принятых ориентировочно безопасных уровней воздействия в соответствии с третьей таблицей. Она приведена в п. 243.3 НКУ.

Действие 4. Если на предыдущих шагах алгоритма ставку определить не удалось, то необходимо применять ставку эконалога за выбросы загрязняющих веществ первого класса опасности согласно п. 243.2 НКУ.

Вот и все — «атмосферный» эконалог рассчитан! Порядок предоставления отчетности и уплаты этой составляющей экологического налога такой же, как и остальных, — с ним вы познакомитесь в следующей статье.

А сейчас перейдем к рассмотрению второй составляющей эконалога — «водной».

«Водный» эконалог

Ее полное название — экологический налог за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. А раз так, то не лишним будет знать, что же понимают под водными объектами. Соответствующее определение приведено в ст. 1 Водного кодекса Украины:

водный объект — это естественный или созданный искусственно элемент окружающей среды, в котором сосредоточиваются воды (море, река, озеро, водохранилище, пруд, канал, водоносный горизонт)

Из него становится ясно: если вы осуществляете сброс сточных вод не в водный объект, а в городскую канализацию, уплачивать эконалог не нужно. В этом случае вы просто платите определенную сумму за услуги водоотведения по заключенным с соответствующим коммунальным предприятием договорам, в которую может входить в том числе и компенсация эконалога. Такого же мнения придерживается и ГФСУ (см. письмо от 19.02.2016 г. № 3723/6/99-99-15-04-01-15).

Попутно заметим, что сумму такой компенсации традиционно приходилось облагать НДС по ставке 20 %. Однако в последнем своем письме на эту тему (см. письмо ГФСУ от 27.11.2015 г. № 25294/6/99-99-19-03-02-15) главные налоговики невероятно либерально подошли к вопросу обложения НДС суммы компенсации эконалога, разрешив такую компенсацию не облагать этим налогом (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 9, с. 21).

Возвращаясь к основной теме разговора, специально подчеркнем, что эконалогом за сбросы загрязняющих веществ охвачен достаточно узкий круг субъектов хозяйствования. В основном это предприятия канализационного хозяйства. В консультации из БЗ 120.01 сказано, что экологический налог за сбросы в водные объекты должны уплачивать первичные водопользователи, которые на основании разрешений на спецводопользование осуществляют такие сбросы.

Однако если ваш технологический процесс построен так, что вы осуществляете сбросы непосредственно в водные объекты (например, предприятия металлургической отрасли или пищевой промышленности), то платить эконалог придется и вам. На этот счет налоговики в той же консультации указывают, что вторичный водопользователь* является плательщиком этой разновидности эконалога, если у него есть спецразрешение на сбросы сточных вод в водные объекты.

* Определение первичных и вторичных водопользователей см. в статье о спецводоренте на с. 3.

Формула для расчета суммы налога, взимаемого за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, приведена в п. 249.5 НКУ:

где Млi — объем сброса i-того загрязняющего вещества в тоннах (т);

Нпi — ставки налога в текущем году за тонну i-того вида загрязняющего вещества в гривнях с копейками — их значения берем из соответствующих таблиц в ст. 245 НКУ;

Кос — коэффициент, который равен 1,5 и применяется в случае сброса загрязняющих веществ в пруды и озера (в противном случае коэффициент равен 1).

Порядок предоставления отчетности и уплаты этой составляющей экологического налога не отличается от всех других — о нем расскажем в следующей статье.

А сейчас черед последней составляющей эко­налога — за размещение отходов.

«Отходный» эконалог

Вспомните: совсем недавно (буквально каких-нибудь три-четыре года тому назад) каждый разговор об этой разновидности эконалога непременно сопровождался «страшилками»  насчет получения лимита на размещение отходов и разрешения на их размещение. А еще раньше отсутствие упомянутого лимита приводило к 10-кратному увеличению эконалога, что уж совсем выглядело несправедливо*...

* Между прочим, в категории БЗ 120.04 до сих пор висит консультация с ответом на вопрос, увеличивается ли размер экологического налога, если субъект хозяйствования превысил утвержденные лимиты на образование и размещение отходов или в случае их отсутствия.

В общем, немногим в то время удавалось избежать подобных хлопот. Сегодня же от этой мегапроблемы остался лишь маленький хвостик в виде декларации об отходах. Причем количество ее респондентов настолько мало**, что можно было бы и не говорить о ней вовсе, если бы не информационный повод — недавно обновилась ее форма и наконец-то появился порядок ее заполнения (см. постановление КМУ от 18.02.2016 г. № 118)! Поскольку собственно эта декларация никак не связана с декларацией по экологическому налогу, вернемся к ней, когда придет время ее подавать за текущий год. А это будет еще не скоро — предельный срок предоставления декларации об отходах за отчетный год — 20 февраля следующего года.

** Кто ее должен подавать, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 100, с. 22.

Здесь же займемся непосредственно эконалогом за размещение отходов, сделав предварительно еще один экскурс в прошлое.

Еще несколько лет тому назад неудачные формулировки НКУ привели к поголовной уплате этой разновидности эконалога всеми субъектами хозяйствования. Ведь в той или иной степени от образования разного рода отходов — как производственных, так и бытовых — не застраховано любое предприятие. А фискалы в ту пору отождествляли образование отходов с их размещением. И, надо сказать, чисто формальные основания для такой трактовки тогда были...

К счастью, с 01.01.2013 г. под размещением отходов понимают:

(1) либо постоянное (окончательное) пребывание,

(2) либо захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов ( п.п. 14.1.223 НКУ).

Как следствие, сейчас

плательщиками «отходного» эконалога являются только те субъекты хозяйствования, которые производят захоронение отходов

Это — официальная позиция главного налогового ведомства, закрепленная в Обобщающей налоговой консультации относительно уплаты экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов, утвержденной приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258.

На ней, в частности, базируется такое разъяснение из БЗ 120.01: субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.) до их передачи на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками эконалога (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 16, с. 20, № 100, с. 22).

Есть и еще одно разъяснение, разрешающее не платить «отходный» эконалог за отходы, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности и продаются как товар или используются в собственном производстве, в том числе металлолом. И еще одно, в котором прямо говорится, что за временное размещение бытовых отходов (в том числе в контейнерах) до их вывоза специализированным предприятием эконалог платить не нужно.

Вместе с тем имейте в виду, что в тех же разъяснениях контролеры выдвигают дополнительное условие неуплаты «отходного» эконалога при временном хранении отходов. Они требуют обязательного наличия договора на сбор и утилизацию отходов с коммунальными или специализированными предприятиями. Да еще хотят, чтобы в этом договоре были указаны сроки передачи отходов. Если упомянутого договора нет или вы не придерживаетесь договорных сроков избавления от отходов, то, по мнению фискалов, субъекты хозяйствования, временно хранящие у себя отходы, должны уплачивать эконалог за размещение отходов.

Соглашаться с таким подходом или нет — дело ваше. Но при этом вы должны знать, что НКУ не ставит возникновение объекта обложения эконалогом в зависимость от наличия или отсутствия договора на сбор и утилизацию отходов со спецпредприятием. Другое дело, что незаключение такого договора может рассматриваться как нарушение правил обращения с отходами, но это уже совсем другой вопрос...

Кстати, само специализированное предприятие тоже не является плательщиком эконалога за отходы, которые были им собраны и временно размещены на собственных (арендованных) полигонах, а в дальнейшем утилизованы (см. БЗ 120.01). Причина понятна: временное размещение не вписывается в объект обложения этой разновидностью эконалога, ибо не является размещением отходов в понимании НКУ (см. выше).

Если же субъект хозяйствования действительно осуществляет постоянное размещение отходов, он должен уплачивать «отходный» эконалог. Рассчитывают его сумму по формуле:

где Нпi — ставки налога в текущем году за тонну i-того вида отходов в гривнях с копейками (их значения приведены в ст. 246 НКУ);

Млі — объем выбросов i-того вида в тоннах (т);

Кт — корректирующий коэффициент, который учитывает расположение места размещения отходов (приведен в п. 246.5 НКУ);

Ко — корректирующий коэффициент, который равен 3 и применяется в случае размещения отходов на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов.

Как определить объем отходов i-того вида? Учет производственных отходов нужно вести с помощью типовой формы № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары». Эта форма и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минприроды от 07.07.2008 г. № 342. Они обязательны к применению всеми юридическими лицами всех форм собственности, видов экономической деятельности и организационно-правовых форм хозяйствования, а также физлицами-предпринимателями, в процессе деятельности которых образуются отходы и используются упаковочные материалы и тара. Таким образом, объем отходов берем из формы № 1-ВТ.

Как выбрать ставку налога? Ставки налога за размещение отходов приведены в ст. 246 НКУ:

для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементы с ионизирующим излучением;

для люминесцентных ламп;

— для остальных видов отходов в зависимости от класса опасности.

Как узнать класс опасности отходов? Если вы не можете определить его сами, то вам следует обратиться за соответствующими разъяснениями в СЭС. В противном случае придется применять ставку налога, установленную за размещение отходов I класса опасности. При этом, однако, нужно понимать, что

класс опасности тех или иных отходов распространяется не на конкретное предприятие, а на конкретный вид отходов

Только если речь идет о принципиально новом виде отходов, который ранее не был классифицирован (например, отходы производства, аналогов которому в Украине до сих пор не было), то применяется максимальная ставка эконалога как для I класса опасности.

Как определить значение корректирующих коэффициентов? За размещение отходов, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов, ставки налога увеличиваются в 3 раза. Кроме того, коэффициент 3 устанавливается к ставке экологического налога в случае размещения отходов в пределах населенного пункта или на расстоянии менее 3 км от него. Если же расстояние от места размещения отходов до населенного пункта составляет от 3 км и более, то к ставке экологического налога применяется коэффициент 1.

Собственно о расчете эконалога на сегодня все. В следующей статье поведем разговор о порядке его декларирования и уплаты.

выводы

  • Плательщики единого налога всех групп, включая четвертую (сельхозпредприятия), обязаны уплачивать экологический налог наравне с остальными.

  • С 1 января 2016 года ставки экологического налога проиндексированы примерно на 27 %. Применять эти ставки следует при расчете налоговых обязательств по эконалогу за I квартал.

  • Перед началом эксплуатации любого стационарного источника загрязнения, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, придется получить специальное разрешение.

  • Если сброс сточных вод происходит не в водный объект, а в канализацию, уплачивать эконалог не нужно. Его заплатит первичный водопользователь, оказывающий услуги водоотведения.

  • «Мусорно-эконаложная» эпопея, когда фискалы требовали уплачивать экологический налог за временное хранение любых отходов, в том числе и бытовых, ушла в прошлое. На сегодня его платят только лица, осуществляющие постоянное захоронение отходов.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить