Реклама в Интернете и ее учет

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 62
Интернет на сегодняшний день является наиболее динамическим средством передачи информации. Количество его пользователей постоянно растет, а потому реклама в Интернете является едва ли не самым перспективным направлением. Поэтому важно знать, каким образом учитывать создание и распространение рекламы во Всемирной сети.

Когда мы говорим о рекламе в Интернете, то идет речь в основном о двух ее разновидностях: (1) баннерная реклама; (2) продвижение сайтов.

Баннерная реклама

Особенность этого вида рекламы заключается в том, что она содержится на специальных интернет-средствах — баннерах. Баннеры размещаются на сайте в специальных баннерных полях и, как правило, не имеют отношения к основному содержимому сайтов, на которых содержатся баннеры. Более того, при открытии одного и того же сайта, например, в разных странах на баннерных полях, как правило, появляется разная реклама (не только в отношении собственно контента, но и в отношении его языка).

Поэтому баннерную рекламу нельзя считать составной частью контента того сайта, на котором «висит» баннер

Юридического определения понятия «баннер» наше законодательство не содержит. Однако в общепринятом понимании баннером (англ. «banner» — флаг, транспарант) считают графическое или анимационное изображение рекламного характера в сети Интернет, которое преимущественно содержит ссылку на web-страницу с информацией о рекламируемом товаре или услуге.

Для того чтобы баннер появился в Интернете, рекламодатель должен обратиться к производителю и распространителю. При этом вполне возможно, чтобы производитель и распространитель баннерной рекламы был одним и тем же лицом или чтоб ее производителем был непосредственно заказчик.

А как рассматривать расходы на создание и распространение баннера в учете? По нашему мнению, такие расходы — это расходы на рекламу. А следовательно, такие расходы не признаются нематериальными активами, а списываются в расходы на сбыт ( п. 9 П(С)БУ 8). Аргумент в пользу такого подхода можно найти в п. 8 Толкований ПКТ 32 Нематериальные активы: расходы на страницу в Интернете. Указанная норма предусматривает: если субъект хозяйствования не может продемонстрировать, каким образом веб-страница, разработанная исключительно или главным образом для рекламирования своих собственных продуктов и услуг и стимулирования спроса на них, будет генерировать возможные будущие экономические выгоды, все расходы на разработку такой веб-страницы признаются как расходы того периода, когда они понесены. По аналогии применяем этот принцип и к расходам на баннерную рекламу.

То есть расходы на приобретение (создание) баннера не признаются нематериальным активом, а списываются в состав расходов на сбыт, как расходы на рекламу ( п. 19 П(С)БУ 16)

Покажем учет расходов на создание и распространения баннера на примере.

Пример. Предприятие заказало изготовление рекламного баннера (стоимость работ — 7200 грн., в том числе НДС — 1200 грн.). Стоимость услуг по распространению баннера — 840 грн. (в том числе НДС— 140 грн.).

Учет расходов на создание и распространение баннера у рекламодателя

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Перечислен аванс за создание баннера

371

311

7200

2

Начислен налоговый кредит (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

644

1200

3

Отражен налоговый кредит (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641

644/1

1200

4

Получено право собственности на баннер

93

631

6000

5

Списана ранее отраженная сумма НДС

644

631

1200

6

Осуществлен зачет задолженностей

631

371

7200

7

Получены услуги по распространению баннера

93

631

700

8

Начислен налоговый кредит (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

631

140

9

Отражен налоговый кредит (НН зарегистрирована в ЕРНН)

641

644/1

140

10

Оплачены услуги по распространению баннера

631

311

840

Теперь перейдем к другой разновидности рекламы в Интернете — к рекламе на специальных сайтах.

Реклама на сайтах

Существует два основных способа продвижения сайта:

1) поисковая оптимизация (SEO);
2) интернет-реклама

Поисковая оптимизация (SEO) является одним из важнейших этапов продвижения сайта. Предприятие, рекламирующее свою продукцию, может заниматься поисковой оптимизацией самостоятельно или привлекать сторонние организации.

Достаточно часто первичные SEO-работы проводятся еще при создании сайта и потому входят в его первоначальную стоимость. Расходы на SEO, понесенные предприятием в дальнейшем, направлены на популяризацию сайта с целью получения ранее запланированных от его использования экономических выгод. Такой характер расходов на SEO позволяет отнести их к сбытовым расходам периода (счет 93).

Интернет-реклама. Расходы на интернет-рекламу включаются в сбытовые расходы периода (списываются на счет 93 в периоде подачи акта предоставленных рекламных услуг).

Актуальным остается традиционный вопрос о подтверждении «хозяйственности» расходов на рекламу. И хотя для определения налога на прибыль и отнесения рекламных сумм НДС в налоговый кредит это сейчас неважно, доказывать «хозяйственность» придется, во избежание необходимости начислять НДС согласно п. 198.5 ПКУ.

В принципе, для того, чтобы подтвердить хозяйственное назначение расходов на интернет-рекламу, достаточно, чтобы акт предоставленных услуг содержал детализированное описание предоставленной услуги. Но лишними не будут «принт-скрины» экрана с изображением рекламы, отчеты, расшифровывающие ключевые слова, тексты, статистику показов и осуществленных кликов.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить