Темы статей
Выбрать темы

Они говорят: ЭЦП = НМА, а мы говорим: расходы…

Голенко Александр, шеф-редактор
По материалам категории 102.05 Базы знаний*

* См. на официальном сайте ГФСУ по ссылке zir.sfs.gov.ua в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс».

вывод документа


Расходы на приобретение сертификатов открытых ключей электронной цифровой подписи (ЭЦП) относятся к группе 6 нематериальных активов (НМА)

Сразу же заметим, что эта консультация налоговиков касается двух элементов учета — расходов предприятия на приобретение прав пользования компьютерными программами и собственно ЭЦП. Покажем некорректность ее вывода в отношении ЭЦП.

Как правило, речь идет об ЭЦП директора, ЭЦП главбуха и ЭЦ-печати предприятия (при наличии).

Так вот, любая ЭЦП подобно «сим-симу» на вашей входной двери состоит из двух «подогнанных» друг к другу (т. е. генерируемых совместно) элементов. Это:

1) закрытый (персональный) ключ ЭЦП подписанта (или ключ ЭЦ-печати) — как аналог вашего дверного ключа, но только в электронной форме — надежно хранящийся у вас на флешке (как правило);

2) усиленный сертификат открытого ключа ЭЦП — как аналог так называемого секрета (или личинки) дверного замка, и тоже в электронной форме — выложенный в открытый доступ на сайте аккредитованного центра сертификации ключей (далее — АЦСК). Тут заметим, что, в отличие от «обезличенной» секретки, в усиленном сертификате зашиты не только «цугалики», соответствующие строго уникальному персональному ключу ЭЦП, но также информация, идентифицирующая уникальную персону подписанта и самого предприятия. То есть эту секретку вы даете всем (и налоговикам в том числе), чтобы они могли убедиться, что ваш ключ — настоящий. ☺

Главное, что оба этих элемента связаны неразрывно — и с точки зрения их генерирования в виде электронных файлов, и с точки зрения учета тоже.

Причем, если речь идет о бесплатных ЭЦП, полученных вами в АЦСК ГФСУ, то сегодня нет никаких оснований для параноидальных подозрений в их «бесплатно-доходности». Ну, хотя бы по причине невозможности достоверной оценки такого «дохода» — а это один из обязательных критериев его признания согласно п. 5 П(С)БУ 15 «Доход». Ведь этот АЦСК ключи ЭЦП в принципе не продает…

И хотя есть небесплатные аналоги таких ключей, их стоимость настолько мизерна, что вы всегда сможете аргументировать бездоходность бесплатных ключей несущественностью этой информации для вашего бухучета (см. письмо Минфина от 29.07.2003 г.

№ 04230-04108).

Если же говорить о небесплатных ЭЦП, то сперва обратимся к малодоходникам, не корректирующим бухфинрезультат на налоговые разницы при исчислении объекта обложения налогом на прибыль.

1. Отнесение НМА к той или иной группе согласно п.п. 138.3.4 НКУ — это обязанность лишь высокодоходников (и малодоходников-добровольцев). Остальные вправе руководствоваться конкретно П(С)БУ (ну или МСФО). То есть вам разницы побоку…

2. Если вы вдруг решили классифицировать ЭЦП как НМА — флаг вам в руки. ☺ Мы предпочитаем относить их стоимость на «админ»-счет 92 (согласно п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы») - либо осторожно распределив эту сумму (через счет 39) на предполагаемый срок действия ЭЦП (1 или 2 года)**, либо же сразу.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 34, с. 36.

Что касается высокодоходников, то для них супер-осторожная стратегия — прислушаться к налоговикам, т. е. играться с копеечными амортизационными суммами согласно п. 138.3 НКУ и разницами согласно пп. 138.1, 138.2 НКУ. Но будь они такими трусами, никогда не стали бы высокодоходниками! ☺ Поэтому наверняка классифицируют обсуждаемые расходы как административные — и не заморачиваются подобными мелочами…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше