(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 43
  • № 42
  • № 40
  • № 39
  • № 38
  • № 37
  • № 35-36
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/21
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Май , 2016/№ 41

«Левогорючий» акциз — общие вопросы

http://tinyurl.com/yxeu5olj
Продолжаем разбираться с вопросами по «левогорючему» акцизу. Наша цель — как можно мягче адаптировать его плательщиков к этому налоговому новшеству. Материал, посвященный применению талонов и смарт-карт, см. на с. 14 этого номера. А в данной статье рассмотрим вопросы разнопланового характера.

«А ну давай, бегом выписывай АН!»

К нам поступило требование от другого плательщика акцизного налога о выдаче акцизной накладной (АН) через три дня после того, как его автомобиль заправлялся на нашей АЗС. Это произошло уже после того, как мы составили и зарегистрировали в реестре АН по ежедневным итогам отпуска горючего на АЗС. Обязаны ли мы выписать ему АН и проводить соответствующие корректировки?

По нашему мнению, все зависит от вашей доброй воли. То есть захотите ли вы в таком случае исправлять «ошибку» — выписывать РК к итоговой ежедневной АН, оформлять новую АН и регистрировать все это в реестре.

Ведь, судя по тексту вопроса, при отпуске горючего на АЗС покупатель не представил вам подтверждения того, что он является представителем плательщика «левогорючего» акциза, и не потребовал выдачи АН. Письменный договор между вами не заключался, а имела место устная сделка с неким физическим лицом (выступающим предположительно от своего имени)…

Но заметим, что абзац второй п. 231.3 НКУ предусматривает выписку АН и при отпуске горючего плательщикам акциза на АЗС

В то же время абзац третий этого же пункта разрешает в случае реализации горючего конечным потребителям (не плательщикам акциза) выписывать сводную АН по ежедневным итогам отпуска. Что вы и сделали на вполне законных основаниях.

Если покупатель представит вам необходимые документы (содержащие данные о статусе и реквизитах лица, от имени которого заправлялся водитель, регистрации этого лица плательщиком «левогорючего» акциза и отпуске именно ему ГСМ на вашей АЗС) и попросит вас выдать ему АН, то отказывать ему вы как бы не вправе… Тем более, если попросит по-хорошему. Но если попросит по-плохому, вы можете встать в позу и сказать, что этот чек или другой документ на отпуск с АЗС не его, а чей-то чужой, и точка…

Кстати, насколько нам известно, ряд сетей АЗС вообще не оформляют АН при заправке за наличные. А плательщикам акциза, желающим получать АН на «пистолетные» заправки, они предлагают оплачивать ГСМ по безналу и заправляться по талонам или смарт-картам, получая на такие заправки сводные АН. Рыба ищет, где глубже, а АЗС...

В общем, желаем продавцам и покупателям в этих вопросах быть взаимно вежливыми.

А на вопрос, нужны ли вообще покупателю АН на горючее, «заправленное в бак», если покупатель — плательщик «левогорючего» акциза, ответ: однозначно — «да». Иначе ему придется с таких заправок платить акциз в бюджет.

Избавляемся от остатков ГСМ

У предприятия осталось горючее, приобретенное для собственных нужд, но сейчас предприятие приостановило деятельность и работать пока не собирается. Можно ли реализовать этот остаток горючего другому предприятию? Без акциза и регистрации? Если можно, как это правильно сделать?

К сожалению, чтобы вы смогли реализовать остаток горючего, НКУ требует сначала зарегистрироваться плательщиком «левогорючего» акциза ( п.п. 212.3.4 НКУ). Но даже если вы зарегистрируетесь плательщиком, вам все равно придется с реализации этого остатка горючего уплатить акцизный налог — ведь у вас не будет соответствующего объема реглимита для того, чтобы зарегистрировать АН с такой продажи. Не спасет от этого и попытка реализовать остаток, например, по договору комиссии на продажу горючего через плательщика этого акциза. Проблема в том, что определение термина «реализация горючего» — достаточно широкое и включает в себя также передачу горючего в распоряжение посреднику, в том числе по договорам комиссии.

Так как же быть?

Можно просто продать горючее без регистрации (причем гораздо быстрее его у вас купят для собственных нужд неплательщики акциза, так как вы не сможете выписать АН). Чем это вам грозит?

По п. 117.3 НКУ фискалы при проверке могут начислить вам штраф в размере 100 % стоимости реализованного горючего

Вряд ли стоит так рисковать…

Можно попытаться сделать так. Найдя реального покупателя, передать ему ваше горючее по договору «на ответственное хранение» (типа по причине того, что вы приостановили деятельность). А «хранитель» потом самоуправно заправит вашим горючим свои автомобили, и когда вы затребуете ГСМ назад — отдавать ему будет уже нечего. После чего можете по претензии взыскать с «хранителя» убытки.

Такая «пропажа» горючего (как и само хранение) не подпадает под определение термина «реализация горючего» (см. абзац второй п.п. 14.1.212 НКУ) и регистрации плательщиком «левогорючего» акциза от вас не требует. Правда, когда «выяснится», что горючее пропало, если вы — плательщик НДС, вам придется начислить НДС по п. 198.5 НКУ, компенсирующий НК по этим ГСМ. Сумма такой «пропажи» будет списана вами на расходы, а сумма компенсации убытков от «хранителя» отразится в доходах.

Согласно п.п. «в» п.п. 14.1.13 НКУ использование переданных на хранение товаров приравнивается у хранителя к бесплатному их получению. Однако этот факт все равно не «подведет» такую операцию под определение «реализация горючего» ( абзац второй п.п. 14.1.212 НКУ), ведь он не превратит договор хранения в договор дарения.

В бухгалтерском учете у «хранителя» запасы, принятые на хранение и использованные в собственной хоздеятельности, отражаются проводкой Дт 20 (22, 28) — Кт 685*. То есть доходы для целей налога на прибыль у него не возникнут. Но при этом «хранитель» не поимеет с вашего горючего НК по НДС. Поэтому предпочтительнее, чтобы он не являлся плательщиком НДС.

* Исходя из п. 5.11 Методрекомендаций по бухучету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.

Можно попытаться списать ГСМ как утратившие первоначальное качество, но такое списание (и утилизацию ГСМ) весьма непросто оформить/обставить должным образом.

Тут, как в песне: «думайте сами, решайте сами…».

ГСМ «в пользу третьих лиц»

Наше предприятие — перепродавец ГСМ. Но продавец ГСМ отгружает их сразу не нам, а в адреса наших покупателей (согласно выданной нами разнарядке). Должны ли мы регистрироваться плательщиком акцизного налога с продажи горючего? Если да, то кто, когда и кому должен при такой схеме работы выписывать АН?

Исходя из п.п. 212.3.4 НКУ и того необъятного определения термина «реализация горючего», которое приведено в абзаце втором п.п. 14.1.212 НКУ, вам определенно необходимо зарегистрироваться плательщиком «левогорючего» акциза. Ведь в этом термине даже нет привязки к переходу права собственности на горючее (достаточно даже получения в отношении него права на распоряжение)…

Что же касается выписки АН, то, по нашему мнению, АН в данном случае ваш поставщик должен выписывать на ваше предприятие — теми датами, которыми он произведет отгрузки согласно вашей разнарядке. Вы же, по нашему мнению,

должны выписать АН уже на каждого покупателя, в чьи адреса поставщик отправлял горючее (и независимо от того, является ли конкретный покупатель плательщиком «левогорючего» акциза)

При этом наиболее логичной датой выписки таких НН (исходя из совокупности норм п.п. 14.1.212 и п. 231.3 НКУ) является дата отправки продавцом ГСМ горючего к конкретному покупателю согласно вашей разнарядке

Акт незыблем!

Можно ли внести исправления в представленный в налоговую инспекцию акт инвентаризации остатков горючего по состоянию на 1 марта 2016 года?

К сожалению, нормативы не предусматривают для плательщиков такой возможности. Кстати, фискалы неоднократно акцентировали на этом моменте внимание плательщиков «левогорючего» акциза (см., например, об этом консультацию в БЗ, категория 116.13*).

* Фискалы отмечают: если плательщик направил несколько экземпляров акта инвентаризации, то оригиналом считается тот, который был послан последним до истечения предельного срока представления (20 марта) при условии, что он был принят в базу данных контролирующего органа и плательщику поступила об этом вторая квитанция.

Поэтому если вы в акте ошиблись, то придется за такие ошибки расплачиваться. Ибо если по акту остатки завышены, вам, скорее всего, придется уплатить в бюджет с завышенных объемов «левогорючий» акциз, когда фискалы проверкой такое завышение выявят и уменьшат вам в «акцизной» СЭА лимит регистрации АН. А если остатки в акте были занижены, то по мере реализации или использования на собственные нужды фактических остатков горючего вам тоже придется с «излишков» уплатить акциз.

В общем, «что в лоб, что по лбу…». ☹

Здесь попутно отметим такой, на наш взгляд, важный момент. «Инвентаризационный» п. 9 подразд. 5 разд. ХХ НКУ прямо не предусматривал при инвентаризации горючего на 1 марта учитывать его остатки, которые на эту дату имелись в баках транспортных средств, эксплуатируемых плательщиками «левогорючего» акциза.

Однако если вы остатки такой «горючки» в акт не включили, то не нужно после «сожжения» этих остатков включать их объемы в АН, выписываемые на «собственные нужды» (с типом причины «3»). Иначе вам придется уплатить в бюджет «левогорючий» акциз с таких, не заактированных, остатков. Правда, убедить фискалов в корректности таких действий тоже может быть непросто…

Естественно, за бортом остался еще целый ряд важных вопросов, например — каковы последствия у покупателя (и продавца) при наличии неверно составленной АН, но при этом проведенной через ЕРАН; может ли кто, кроме «круглосуточных АЗС», составлять сводные АН; какие есть нюансы, связанные с регистрацией и эксплуатацией акцизных складов; что НКУ имеет в виду под передачей горючего по договорам на производство из сырья заказчика? И целый ряд других… Мы будем их постепенно рассматривать в наших последующих публикациях.

А пока желаем вам поменьше проблем с новыми акцизами.

выводы

  • При заправке транспортных средств плательщика «левогорючего» акциза на АЗС по его требованию на него должна выписываться АН. Но на практике с этим проблемы.
  • За реализацию остатков лишнего горючего без регистрации плательщиком акциза фискалы могут начислить штраф по п. 117.3 НКУ в размере 100 % стоимости реализованного горючего.
  • «Левогорючая» нормативка не предусматривает возможности внесения исправлений в представленные в налоговую инспекцию акты инвентаризации остатков горючего по состоянию на 1 марта 2016 года.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
горючее, АЗС, акцизная накладная добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье