перспективное законодательство
Администрирование
В сфере администрирования законодатель запланировал немало изменений. Назовем самые важные из них.
Электронный кабинет. Предлагается дополнить НКУ новой статьей, которая будет определять общие принципы функционирования электронного кабинета плательщика налогов.
Проект предлагает запуск электронного кабинета в полноценном режиме вместо тестового
Встречная сверка. Проектом предлагается определить, что в случае проведения встречной сверки плательщики обязаны подавать информацию на запрос контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса.
В предыдущем варианте проекта предусматривалось, что документальное подтверждение этой информации может быть предоставлено только с согласия плательщиков и других субъектов информационных отношений. Теперь же в проекте содержится только упоминание о том, что плательщики могут избрать форму документального подтверждения — бумажную или электронную, а обязательность самого подтверждения никто не отменяет. Вот так… ☹
В то же время из п. 73.5 НКУ предлагается убрать упоминание о том, что при встречной сверке происходит сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов плательщика.
Предмет камеральной проверки. Проектом предлагается расширить собственно значение камеральной проверки. Согласно проекту предметом камеральной проверки может быть кроме всего прочего: (1) своевременность подачи деклараций (расчетов); (2) своевременность регистрации НН и РК в ЕРНН и АН и РК в ЕРАН; (3) исправление ошибок в НН; (4) своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.
Срок камеральной проверки. Предлагается установить, что камеральную проверку можно будет провести только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации, а если такая декларация была предоставлена позже — за днем ее фактической подачи.
Обнародование плана проверок. План-график документальных плановых проверок будет обнародоваться на сайте ГФС и публиковаться в официальном издании налоговиков до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.
Налог на прибыль
Непроизводственные ОС и НМА. Из предыдущей версии проекта в сегодняшнюю успешно «перекочевали» NEW-нормы, требующие:
— увеличить финрезультат до налогообложения на сумму расходов на ремонт, реконструкцию, модернизацию и другие улучшения непроизводственных основных средств (ОС) и таких же (непроизводственных) нематериальных активов (НМА);
— уменьшить финрезультат на сумму первоначальной стоимости таких активов при их продаже (в пределах суммы дохода, полученного от продажи).
Но появилось и кое-что новенькое. Теперь финрезультат предлагают увеличивать еще и на сумму остаточной стоимости непроизводственных ОС и НМА — при их ликвидации/продаже.
Есть и еще одно немаловажное «новшество»:
непроизводственными ОС/НМА в проекте предложено называть ОС/НМА, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности
Напомним: сейчас определение непроизводственных ОС звучит иначе. Так, в последнем абзаце п.п. 138.3.2 НКУ сказано: термин «непроизводственные ОС» означает ОС, которые не используются в хозяйственной деятельности плательщика налога. Формальное прочтение этой нормы сегодня позволяет фискалам причислять к непроизводственным любые ОС, временно не используемые в хозяйственной деятельности. Например, находящиеся на ремонте (см. письмо ГФСУ от 12.03.2016 г. № 5389/6/99-99-19-02-02-15). Мы же всегда настаивали на том, что непроизводственными должны признаваться лишь те активы, которые имеют нехозяйственное предназначение, а сам факт использования актива на его производственность никак не влияет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 33, с. 6). Надеемся, что предложенная поправка будет принята и этот вопрос будет закрыт.
Амортизация. «Новоиспеченная» норма о том, что в целях амортизации стоимость ОС и НМА следует определять без учета их переоценки, проведенной по бухгалтерским правилам, в новом проекте также осталась неизменной. А вот такой же «новоиспеченный» п. 42 подразд. 4 разд. ХХ НКУ теперь совсем другого содержания. Он устанавливает минимально допустимый срок эксплуатации — 2 года для ОС четвертой группы, которые:
1) амортизируются по прямолинейному методу;
2) введены в эксплуатацию с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г.;
3) используются в собственной хоздеятельности плательщика.
РСД и «безнадега». Если этот проект будет принят, резерв сомнительных долгов (РСД) и вообще вся безнадежная задолженность будут:
1) увеличивать финрезультат:
— на сумму расходов на формирование РСД (как и сейчас);
— на сумму расходов от списания дебиторской задолженности сверх суммы РСД (сейчас увеличивает финрезультат только «сверхРСДшная» «дебиторка», не отвечающая требованиям из п.п. 14.1.11 НКУ);
2) уменьшать финрезультат:
— на сумму корректировки (уменьшения) РСД, на которую увеличился финрезультат до налогообложения согласно бухправилам (как и сейчас);
— на сумму списанной дебиторки (в том числе за счет созданного РСД), отвечающей признакам из п.п. 14.1.11 НКУ (сейчас уменьшить финрезультат на сумму дебиторки, списанной за счет РСД, нельзя);
— на сумму доходов (уменьшения расходов) от погашения ранее списанной за счет РСД задолженности, не соответствующей признакам из п.п. 14.1.11 НКУ.
Как видим,
недоразумение, ранее не позволявшее плательщикам уменьшать финрезультат на сумму «безнадеги», списанной за счет РСД, исправлено
Правда, без нового недоразумения не обошлось — упоминание о резервах, созданных согласно пп. 139.2 и 139.3 НКУ, зачем-то исключено из п. 139.1 НКУ. Поэтому формально выходит, что соответствующие РСД-корректировки плательщик должен будет делать два раза: один раз — согласно п. 139.1 НКУ, а второй — согласно п. 139.2 НКУ. Надеемся, что эта оплошность будет исправлена.
Налог на недвижимое имущество. Вы, конечно, знаете, что сейчас «недвижимый» налог может уменьшить налог на прибыль дважды: один раз — в составе расходов, а второй — по п. 137.6 НКУ («Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 10, с. 40). Если проект будет принят, это «задвоение» уйдет — п. 137.6 вообще будет исключен из НКУ. Однако при определении объекта налогообложения за 2016 год воспользоваться этим пунктом еще удастся (см. «проектный» п. 44 подразд. 4 разд. ХХ НКУ).
Благотворительность. Проект предусматривает необходимость увеличения финрезультата на сумму безвозвратной финпомощи (бесплатно переданных товаров, работ, услуг) лицам, которые не являются плательщиками налога на прибыль (кроме физических лиц), и плательщикам-«нулевикам» согласно «проектному» п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.
Штрафы, пеня, неустойки. Как и в предыдущей версии, «сегодняшний» проект предусматривает необходимость увеличения финрезультата на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек. Но теперь только тех, которые
1) начислены согласно гражданскому законодательству и гражданско-правовым договорам;
2) в пользу лиц-«неприбыльщиков» (кроме физических лиц) и плательщиков-«нулевиков» согласно «проектному» п. 43 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.
Переход с «упрощенки». Законодатели не отказались от идеи обложить налогом доход, полученный как оплата за товары, отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения. Если проект примут, на эту сумму придется увеличить свой финрезультат. А вот
обратная норма, позволяющая уменьшить финрезультат на сумму дохода, «обложенного» единым налогом, в проекте так и не появилась
Расходы на негосударственное пенсионное обеспечение. Проект предлагает исключить п. 141.7 НКУ, согласно которому расходы на негосударственное пенсионное обеспечение работников включаются в состав расходов плательщика в полном объеме.
«Межреформационные» доходы/расходы. Здесь все так же, как в «старом» проекте: плательщики должны уменьшать финрезультат на сумму доходов/увеличивать на сумму расходов, учтенных при определении объекта налогообложения до 01.01.2015 г., но отраженных в бухучете после этой даты.
Новые «нулевики». Проектом предусмотрена временная (до 31.12.2021 г.) возможность применения нулевой ставки налогообложения плательщиками, бухгалтерский годовой доход которых не превышает 3 млн грн. и размер заработной платы каждого из работников составляет не менее двух МЗП, если они соответствуют одному из таких критериев:
— созданные после 01.01.2017 г.;
— действующие, у которых на протяжении 3 последних лет ежегодный объем дохода не превышал 3 млн грн., а среднеучетная численность работников была от 5 до 20 человек;
— зарегистрированные плательщиками единого налога до 01.01.2017 г., у которых за последний календарный год объем выручки составлял до 3 млн грн., а среднеучетная численность работников — от 5 до 50 человек.
Трансфертное ценообразование. Здесь проект предусматривает достаточно много новаций. Но мы выделим только самые основные.
1. Предлагается изменить состав контролируемых операций. Среди «новичков»:
— внешнеэкономические операции по приобретению товаров/услуг через комиссионеров-нерезидентов;
— хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог) или освобождены от его уплаты.
2. Предлагается повысить критерии для отнесения операций к контролируемым. Так, контролируемыми операции будут, только если:
— бухгалтерский годовой доход плательщика от любой деятельности превышает 150 млн грн. (сейчас — 50 млн грн.);
— объем контролируемых операций с каждым контрагентом — 10 млн грн. (сейчас — 5 млн грн.).
3. Предусмотрено введение штрафа за несвоевременную подачу отчета о контролируемых операциях.
НДС
Остановка регистрации НН/РК. Одна из самых заметных (и тревожных) НДС-поправок:
налоговики смогут останавливать регистрацию НН/РК
Предполагается, что в ЕРНН будет осуществляться постоянный мониторинг соответствия НН/РК критериям оценки степени рисков, достаточным для остановки их регистрации. Такие критерии будет определять Минфин. Для того чтобы получить возможность зарегистрировать «остановленную» НН/РК, плательщик должен будет подать соответствующее заявление, к которому нужно будет приложить:
— письменное заявление должностного лица о подтверждении наложения ЭЦП на НН/РК;
— копии первичных документов, подтверждающих осуществление операции.
На основании этих документов контролирующий орган (на протяжении 5 календарных дней) будет решать, можно ли прекратить процедуру остановки. Полученный отказ плательщик сможет оспорить в административном и/или судебном порядке.
Нехозяйственное использование. Подпункт «г» п. 198.5 НКУ, согласно которому при нехозяйственном использовании товаров/услуг необходимо начислять «условные» налоговые обязательства (НО), предложено дополнить словами «кроме случаев, предусмотренных п. 189.9 НКУ». То есть
если проект будет принят, то НО при «нехозяйственной» ликвидации ОС нужно будет начислять только раз: либо по п. 189.9, либо по п. 198.5 НКУ
Реорганизация. В проекте предусмотрены новые нормы, регулирующие НДС-права правопреемника реорганизованного предприятия. Они устанавливают, что:
1) сумма отрицательного значения (ОЗ), подлежащая зачислению в состав налогового кредита (НК) следующего периода реорганизованного плательщика (подтвержденная документальной проверкой!), подлежит переносу в состав НК его правопреемника;
2) реглимит реорганизованного плательщика увеличивает реглимит его правопреемника.
Бюджетное возмещение. Проект предлагает изменить процедуру бюджетного возмещения — формировать один общий реестр. Данные из двух реестров, сформированных по действующим правилам (по которым возмещение не осуществлено), до 10.01.2017 г. будут тоже перенесены в единый реестр.
Переплата с электронного счета. Предлагается исключить возможность перечисления «электронной» переплаты в бюджет. Если проект будет принят, ее можно будет вернуть только на текущий счет.
Электронное администрирование. Проектом предусмотрена новая норма, согласно которой плательщик сможет зарегистрировать НН на сумму показателя ∑Перевищ, уменьшенного на сумму задекларированных с 01.07.2015 г. НО и увеличенного на значение показателя ∑ПопРах, независимо от суммы реглимита. Но воспользоваться этой нормой можно будет только при регистрации НН за тот период, в котором возникло соответствующее превышение НО над НН.
Прочее. Выделим еще несколько «проектных» предложений:
— до 01.01.2019 г. продлить льготу, предусмотренную п. 23 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (поставка и импорт отходов и лома черных и цветных металлов, бумаги и картона для утилизации);
— до 01.01.2019 г. продлить действие п. 44 подразд. 2 разд. ХХ НКУ (устанавливает кассовый метод для «тепловиков», «электриков», «угольщиков»). Кроме того, проект предлагает добавить в эту когорту «кассовиков» плательщиков, предоставляющих услуги централизованного водоснабжения и водоотведения.
— до 31.12.2017 г. освободить от штрафов согласно п. 1201.3 НКУ за ошибки, допущенные в коде УКТ ВЭД при составлении НН/РК.
Вместе с тем в новой версии проекта остались неизменными следующие нововведения (о которых мы подробно рассказывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 75, с. 13):
код УКТ ВЭД в НН/РК — для всех товаров и услуг
— НН, составленная и зарегистрированная после 01.07.2017 г. (в старой версии проекта — после 01.01.2017 г.), — достаточное основание для отражения НК и не требует какого-либо дополнительного подтверждения;
— сроки регистрации НН/РК: составленных с 1 по 15 число — до последнего дня месяца, составленных с 16-го по последний день месяца — до 15 числа следующего месяца;
— предельный срок регистрации НН/РК — 365 дней;
— срок для проведения проверки по жалобе — 90 календарных дней с даты ее подачи;
— норма, позволяющая при незначительных ошибках в НН отражать НК, исключена;
— предусмотрено разовое увеличение реглимита на сумму переплат.
Предприниматели-общесистемщики
Для физических лиц — предпринимателей, работающих на общей системе налогообложения, проект предлагает достаточно значительные и масштабные изменения. Их условно можно разделить на два больших блока. Рассмотрим эти блоки по очереди.
Состав доходов и расходов. Напомним:, что у предпринимателя-общесистемщика объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход. А именно: разница между общим налогооблагаемым доходом и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью предпринимателя ( п. 177.2 НКУ).
Проект предлагает уточнить состав доходов и расходов предпринимателя-общесистемщика. В частности, определить, что в «предпринимательский» доход не включаются суммы акцизного налога с реализованных субъектами розничной торговли подакцизных товаров.
Тем временем в расходы будут включаться:
(1) суммы налогов и сборов, связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя (кроме НДС, акцизного налога, налога на доходы физических лиц с дохода от хозяйственной деятельности, налога на имущество);
(2) суммы ЕСВ в размерах и порядке, установленных законом;
(3) суммы платежей, уплаченных за получение лицензий на осуществление предпринимателем определенных видов хозяйственной деятельности;
(4) суммы платежей за получение разрешения или другого документа разрешительного характера, связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя.
В то же время впервые в ст. 177 НКУ предлагается внести прямую норму, определяющую, какие расходы предприниматель-общесистемщик не может отразить в составе своих расходов. К таким расходам законодатель относит:
(1) расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью предпринимателя;
(2) расходы на приобретение, самостоятельное изготовление ОС и расходы на приобретение НМА, подлежащих амортизации;
(3) расходы на приобретение и содержание ОС двойного назначения;
(4) документально не подтвержденные расходы.
Амортизация. Впервые в НКУ планируется внести норму, которая официально разрешает предпринимателям (фактически не ведущим бухучет) амортизировать свои ОС и НМА и именно таким путем включать их стоимость в расходы. Ранее о таком праве предприниматели-общесистемщики могли только мечтать. А те, кто посмелее, добывали его в борьбе через суды (см. определение ВАСУ от 20.09.2012 г. № К/9991/90719/11 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 48, с. 37).
Теперь предпринимателям-общесистемщикам хотят «официально» разрешить вести учет своих ОС и НМА и амортизировать их
Сумма такой амортизации по желанию предпринимателя может быть включена в состав «предпринимательских» расходов. И учет ОС и НМА, а также их амортизации предприниматель будет иметь право вести.
Впрочем, как и всегда, в приятной новации есть определенная ложка дегтя. В частности, предпринимателям не разрешат амортизировать объекты жилой недвижимости и автомобили (легковые и грузовые). Кроме того, их ограничивают в методе амортизации (разрешают исключительно прямолинейный метод) и устанавливают минимальные сроки амортизации.
Прочие изменения
В отношении других налогов проект предлагает довольно незначительные изменения. Поэтому скажем о них буквально несколько слов.
Налог на доходы физических лиц. Размер суточных командировочных расходов за границу устанавливается на уровне до 40 евро за календарный день.
Акцизный налог. Планируется освободить от регистрации плательщиком «топливного» акциза тех субъектов хозяйствования, которые реализуют горючее в емкостях до 2 литров. Согласно проекту это не будет даже считаться реализацией горючего (вносятся изменения в п.п. 14.1.212 НКУ). И штрафных санкций за реализацию такого горючего без регистрации плательщиком «топливного» акциза не будет.
Но кого реально может касаться это «облегчение»? Ведь розничная продажа бензина и дизтоплива в принципе может происходить только через АЗС ( п. 2 Правил розничной торговли нефтепродуктами, утвержденных постановлением КМУ от 20.12.97 г. № 1442). Вероятно, норма направлена на то, чтобы плательщиками «топливного» акциза не обязаны были регистрироваться строительные и хозяйственные магазины, торгующие керосином и уайт-спиритом, которые относятся к горючему согласно п.п. 215.3.4 НКУ*.
* Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 18, с. 20.
Спецводорента. Плательщиками «общей» спецводоренты за использование поверхностных и подземных вод предлагают оставить только первичных водопользователей. Вторичных водопользователей спецводорента не будет касаться. Те, кто платил спецводоренту для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства, будут платить ее, как и раньше.
Плата за землю. Проектом предлагается установить, что размер арендной платы за государственные и коммунальные земельные участки не может быть меньше размера земельного налога, установленного для этой категории земельных участков на этой территории.
Особенности налогообложения на оккупированных территориях. Проект предлагает освободить от местных налогов физических и юридических лиц, зарегистрированных (или осуществляющих деятельность либо имеющих недвижимость) на временно оккупированной территории**.
** Заметьте: идет речь именно о территории проведения АТО, а не о территории Крыма.
В частности, речь идет об освобождении от платы за землю и налога на недвижимость. Уплаченные суммы налоговых обязательств по этим налогам считаются переплатой и зачисляются в счет будущих платежей. Это важно, ведь прежде налоговики отмечали: хотя специальное законодательство в отношении АТО и предусматривает освобождение от уплаты некоторых налогов — без изменений в НКУ такое освобождение невозможно воплотить, необходимы специальные разъяснения Минфина (см. консультацию из БЗ, подкатегория 112.04). С нашим мнением по этому вопросу вы имели возможность ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 59, с. 20.
Кроме того, проект предлагает освободить «оккупированных» плательщиков от штрафов за неуплату налоговых обязательств, по которым приостановлено взыскание. И еще: если вы осуществляете выплату в пользу предпринимателя, зарегистрированного или проживающего в зоне АТО, вы обязаны удержать у него НДФЛ. Причем независимо от системы налогообложения, на которой находится «оккупированный» предприниматель.
Вот такие, собственно, изменения. Не все из них дают нам утешение. Но не переживайте: это еще не закон, и текст могут не один раз переписать ☺.