Приложение 8 (Д8)

В избранном В избранное
Печать
Наталия Адамович, Наталья Алешкина, Михаил Вишневский, Людмила Солошенко, налоговые эксперты
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2016/№ 70

Это приложение составляют плательщики НДС, причем как продавцы, так и покупатели, которые в соответствии с п. 201.10 НКУ решили пожаловаться на контрагента, который своевременно не зарегистрировал в ЕРНН налоговую накладную / расчет корректировки. Также можно подать заявление с жалобой на поставщика, который допустил ошибки при заполнении обязательных реквизитов ( п. 201.1 НКУ) при составлении НН. Заметьте, подача жалобы за допущенные ошибки в расчете корректировки НКУ не предусмотрена.

Таким образом, есть две причины подачи жалобы:

— (1) несвоевременная регистрация продавцом/покупателем НН и/или РК;

— (2) допущенные продавцом ошибки в обязательных реквизитах НН

Важно! Основанием для отнесения покупателем сумм налога в налоговый кредит (НК) может служить налоговая накладная, содержащая ошибки в обязательных реквизитах, определенных п. 201.1 НКУ (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД). При условии, что такие ошибки не мешают идентифицировать осуществленную операцию. Об этом прямо говорится в последнем абзаце п. 201.10 НКУ относительно НН, составленной поставщиком. Поэтому, благодаря такой «смягчающей» норме, с января 2016 года появилось больше ситуаций, когда не стоит особо придираться к поставщику (подробней см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20, с. 41).

Подать приложение Д8 можно к декларации по НДС уже за отчетный период, в котором получили дефектную НН, или нарушен предельный срок регистрации НН и/или РК. При этом за плательщиком НДС это право сохраняется в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи декларации за такой отчетный период

Обратите внимание: сам факт подачи заявления с жалобой не дает права плательщику НДС отразить НК или уменьшить налоговые обязательства (НО), а только послужит основанием для обязательного проведения контролирующим органом документальной внеплановой проверки указанного продавца. Цель проверки: выявить достоверность и полноту начисления продавцом обязательств по обжалуемой операции.

Заметьте: требования об обязательной проверке покупателя в аналогичной ситуации (но в случае с несвоевременной регистрацией уменьшающего РК) п. 201.10 НКУ не содержит, однако это не повод покупателю «спустить ситуацию на тормозах». Ведь такое нарушение является одним из оснований для проведения его внеплановой проверки в соответствии с п.п. 78.1.9 НКУ и направления контролирующим органом потенциальному нарушителю письменного запроса с целью предоставления информации ( п. 73.3 НКУ). Кроме того, «оттягивание» покупателем момента регистрации в ЕРНН «уменьшающего» РК лишает права поставщика уменьшить свои НО, поскольку такое уменьшение возможно только после регистрации покупателем РК в ЕРНН ( п.п. 192.1.1 НКУ). Этот момент может негативно сказаться на деловых отношениях с поставщиком. В то же время для покупателя факт регистрации «уменьшающего» РК, по большому счету, «погоды не делает» (хотя на какое-то время и «оттянет» уменьшение реглимита). Дело в том, что независимо от факта такой регистрации уменьшить НК покупателю нужно уже в отчетном периоде, в котором составлен такой РК. Об этом указано в п. 17 Порядка № 569 и на этом однозначно настаивают налоговики (см. письмо ГФСУ от 10.02.2016 г. № 2643/6/99-99-19-03-02-15, подкатегория 101.20 БЗ).

Дальше после подачи приложения Д8 «жалобщику» остается только ждать, когда будет исправлена ошибка или проведена долгожданная регистрация налогового документа. Еще одним «кнутом, подстегивающим» поставщика провести скорое исправление ошибки в НН, является применение с января 2016 года штрафных санкций за ошибки, допущенные в обязательных реквизитах НН ( п. 1201.4 НКУ). Но помните: штрафы применимы только к поставщику и только за ошибки в НН.

К сожалению, подача жалобы не всегда приводит к получению желаемого результата. Подробно о том, имеет ли смысл жаловаться и в каком случае, а также каковы последствия подачи жалобы для обеих сторон хозоперации, вы можете узнать из материалов в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 11, с. 4, № 48, с. 34 и 37. Здесь же поговорим о порядке заполнения приложения Д8.

Отметим, что с внесением изменений с января 2016 года в механизм «работы» заявления-жалобы ( п. 201.10 НКУ)* некоторые изменения перетерпела и форма приложения Д8. Как вы успели заметить, приложение Д8 из двух таблиц сократили до одной. В этой таблице объединили обе причины подачи жалобы и вместили всю необходимую для этого информацию.

К заявлению, как и прежде, нужно прилагать копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копий первичных документов, составленных в соответствии с Законом о бухучете, подтверждающих факт получения таких товаров/услуг. Этого требуют нормы п. 201.10 НКУ и п. 18 Порядка № 21. Как указывают сами налоговики (см. категорию 101.20 БЗ), на сегодняшний день не реализована техническая возможность процедуры подачи в электронной форме вместе с декларацией по НДС сканированных копий первичных документов. В связи с чем налогоплательщику необходимо подать в контролирующий орган (т. е. отнести «ножками») бумажные копии таких документов. Причем уложиться с их подачей нужно в сроки предоставления декларации, к которой они прилагаются. И не забудьте в заявлении указать количество листов таких подтверждающих документов.

Теперь рассмотрим непосредственно порядок заполнения приложения Д8.

Заполнение приложения 8 (Д8)

Наименование графы

Номер графы

Описание

Назва документа (податкова накладна / розрахунок коригування)

2

Вносим название документа, «ожидания» которого не оправдались. Например: «податкова накладна» или «розрахунок коригування»

Платник податку, на якого подається заява зі скаргою (продавець / покупець)

найменування (прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи)

3

Здесь указываем полное или сокращенное название «провинившегося» юрлица, согласно его уставным документам или полностью Ф. И. О. физлица — плательщика НДС

Індивідуальний податковий номер

4

ИНН такого поставщика/покупателя. Наименование и ИНН контрагента берем из первичных документов. Также можно убедиться в достоверности этих данных, обратившись к общедоступным источникам в Интернете: на сайте ГФСУ (http://sts.gov.ua/reestr_new)

Податкова накладна / розрахунок коригування

дата

5

Дата испорченной/незарегистрированной НН/РК. При отсутствии такого налогового документа — дата налогового события, когда документ должен был быть выписан. Берем информацию из первичных документов

номер

6

Указываем номер составленной НН/РК, испорченной/незарегистрированной в ЕРНН. Если НН/РК не была составлена и получена в электронной форме (соответственно, номер такого документа плательщик не знает), то эту строку, по всей видимости, не заполняем

Обсяг поставки, коригування (без податку на додану вартість), грн.

7

Отражаем объем поставки товаров/услуг без НДС. Переносим данные из первичных документов, подтверждающих факт осуществления хозоперации. Причем в отличие от старой формы этого приложения, здесь учитываются абсолютно все покупки, независимо от цели их дальнейшего использования. Ранее же заявить можно было только о дефектной НН на товары/услуги, используемые в рамках хозяйственной деятельности для осуществления облагаемых операций

сума податку на додану вартість / коригування податкового зобов’язання та податкового кредиту, грн (+/-)

8

Непосредственно сама сумма НДС: увеличивающаяся — со знаком «+», уменьшающаяся — со знаком «-». Берем ее также из первичных документов или из испорченной/незарегистрированной в ЕРНН НН/РК

Опис допущених продавцем товарів/послуг помилок при зазначенні обов’язкових реквізитів податкової накладної та/або порушення продавцем/покупцем граничних термінів реєстрації в Єдиному реєстрі податкових накладних податкової накладної та/або розрахунку коригування

9

Здесь следует описать нарушения, допущенные контрагентом: указать суть ошибки в заполнении НН либо сообщить о факте нарушения сроков регистрации НН/РК. Например:

«Не вказано код УКТ ВЄД»,

«Покупець порушуєв термін реєстрації РК у ЕРНН. Граничний термін (15 календарних діб) закінчився 18.08.2016 р.»

Вот и все. Как вы успели заметить, составить и подать жалобу на контрагента совсем не сложно. Но хочется пожелать вам таких деловых партнеров, с которыми не придется прибегать к жалобам.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить