Темы статей
Выбрать темы

Реализация товаров со скидкой

редактор Вороная Наталья, налоговый эксперт Чернышова Наталья
Это волшебное слово «скидка» мило уху и глазу каждого покупателя. Это знают и понимают торговые предприятия. Поэтому многие из них нередко проводят те или иные акции с предоставлением различных скидок на товары. О том, как их учесть бухгалтеру предприятия-продавца, поведает этот раздел спецвыпуска. Мы рассмотрим учет как скидок, предоставляемых в момент реализации, так и скидок, предоставляемых после отгрузки товаров.

img 1

На законодательном уровне вопрос предоставления скидок урегулирован ст. 632 ГКУ. Согласно этой статье цена в договоре устанавливается по договоренности сторон.

Изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных законом или договором

В связи с этим оптовым продавцам в договоре желательно сразу предусмотреть возможность предоставления скидки. Впрочем, если изначально такая возможность не была установлена, всегда можно необходимые положения добавить в договор путем заключения дополнительного соглашения.

Розничные предприятия осуществляют торговлю на условиях публичного договора ( ч. 1 ст. 633 ГКУ). Он, как правило, выполняется в момент осуществления продажи и заключается в устной форме согласно ч. 1 ст. 206 ГКУ. Поскольку изменение цены после выполнения договора невозможно ( ч. 3 ст. 632 ГКУ), скидки на розничном предприятии предоставляются в момент осуществления продажи. Исключением может быть лишь пересмотр цены в случае, если после продажи обнаружен брак либо какое-либо другое несоответствие товара заявленным характеристикам.

Учтите: вам следует позаботиться о правильном документальном оформлении скидок. В частности, торговому предприятию нужно разработать Положение о маркетинговой политике и (или) Положение о скидках, в которых предусмотреть все возможные виды скидок, условия их предоставления и порядок оформления.

На предприятии розничной торговли скидки зачастую предоставляют при проведении различных акций и распродаж. На каждое такое мероприятие продавец разрабатывает план и издает приказ о его проведении. При этом помните: при проведении акций и распродаж необходимо учитывать нормы законодательства о защите прав потребителей, в частности ч. 4 — 6 ст. 15 Закона № 1023.

3.1. Учет скидок, предоставляемых до или в момент реализации

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете саму сумму скидки, предоставленной до или в момент отгрузки (передачи) товаров, не отражают. То есть на дату отгрузки товаров в учете продавца показывают доход от их реализации уже с учетом скидки (по кредиту субсчета 702). Одновременно с отражением дохода от реализации происходит стандартное списание себестоимости реализованных товаров (дебет субсчета 902).

Однако не все так просто с предприятиями розничной торговли, учитывающими товары по реализационной стоимости. Ведь изначально товары передают в розницу по продажной стоимости, включающей определенный размер торговой наценки (см. с. 4). Однако фактически впоследствии товары отпускаются по меньшей стоимости, т. е. «реализуется» не вся начисленная торговая наценка. Это обстоятельство обязывает устранить влияние суммы предоставленных скидок на упомянутые показатели. В этом случае сумму наценки, приходящейся на реализованный товар, определяют по формуле:

img 2

где ТНреал — сумма торговой наценки, приходящейся на реализованные в отчетном месяце товары;

Треал — фактическая стоимость проданных в отчетном месяце товаров (в размере поступившей выручки);

Сзн — сумма скидок, предоставленных покупателям в течение отчетного месяца;

Ср. % ТН — средний процент торговой наценки (порядок расчета этого показателя см. на с. 15).

Налог на прибыль. Доходы и расходы по налогу на прибыль будут соответствовать доходам и расходам в бухгалтерском учете. Это касается и высокодоходников, и малодоходников. Дело в том, что разд. III НКУ не предусматривает корректировок бухгалтерского финансового результата на суммы скидок.

НДС. Налоговые обязательства по НДС на «скидочные» товары начисляют в общем порядке. Базой налогообложения в этом случае является продажная стоимость товаров с учетом скидки.

Однако помните:

база обложения НДС не может быть ниже цены приобретения таких товаров ( абзац второй п. 188.1 НКУ)

То есть в целях обложения НДС нужно сравнивать цену реализации с ценой приобретения. Если выше оказывается цена приобретения, на сумму превышения следует доначислить налоговые обязательства по НДС. На эту сумму продавец выписывает отдельную налоговую накладную, которую оставляет у себя (с типом причины «15»). Доначисление НДС в этом случае отражают проводкой: Дт 949 — Кт 641/НДС.

Также возможна ситуация, когда скидки предоставляются до отгрузки товара, но после получения предоплаты от покупателя. В этом случае без корректировок не обойтись. На дату возврата средств продавец составляет расчет корректировки к оформленной ранее налоговой накладной и направляет его покупателю для регистрации в ЕРНН. Право на уменьшение налогового обязательства по НДС продавец получает только после регистрации расчета корректировки в ЕРНН покупателем ( абзац четвертый п.п. 192.1.1 НКУ).

НДФЛ и ВС. При продаже со скидкой товаров физическим лицам необходимо определить, не является ли такая скидка в соответствии с НКУ дополнительным благом физлица-покупателя, т. е. не подлежит ли она обложению НДФЛ и ВС.

Так, согласно п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ в состав налогооблагаемого дохода физических лиц* включается, в частности, доход, полученный как дополнительное благо в виде суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров, индивидуально предназначенной для такого плательщика налога.

* Напоминаем: общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход является объектом обложения ВС на основании п.п. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.

Таким образом, если скидка предоставляется только отдельному покупателю (например, только другу директора магазина), то ее сумма включается в налогооблагаемый доход такого покупателя как дополнительное благо. Указанный доход облагайте НДФЛ по ставке 18 %. Причем в базу налогообложения он должен попасть увеличенным на «натуральный» НДФЛ-коэффициент ( п. 164.5 НКУ). При ставке 18 % «натуральный» коэффициент составляет 1,219512.

И не забываем о ВС. Его удерживают с суммы дохода, начисленного в бухучете (т. е. с суммы скидки, увеличенной на «натуральный» коэффициент для НДФЛ). Рассчитывать и «накручивать сверху» ВС-коэффициент не нужно. Это не предусмотрено НКУ.

Обратите внимание: из п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ следует, что

сумма скидки является объектом обложения НДФЛ и ВС только в случае, если она является индивидуальной и распространяется на конкретного налогоплательщика

Если же скидка распространяется на любого покупателя и при ее предоставлении отсутствует избирательный подход, то оснований для включения суммы скидки в налогооблагаемый доход покупателей — физических лиц нет. Об этом также говорят и фискалы в разъяснении, приведенном в подкатегории 103.02 БЗ*, и письме ГФСУ от 08.04.2016 г. № 3614/Ф/99-99-17-03-03-14.

* База знаний, размещенная на официальном сайте ГФСУ: http://zir.sfs.gov.ua.

Дополнительным аргументом в пользу необложения НДФЛ и ВС предоставленных скидок служит отсутствие персонифицированного учета покупателей. Но, как правило, продавцы при выдаче покупателям дисконтных карточек просят заполнить анкету с персональными данными. В этом случае будьте бдительны! На практике налоговики зачастую настаивают на том, что скидка является индивидуальной, если продавец идентифицирует покупателей.

Безусловно, такие претензии фискалов безосновательны. Если скидка предоставляется всем держателям дисконтных карточек на равных условиях, то она является обычной. Следовательно, независимо от того, проводилась персонификация покупателей или нет, сумма такой скидки не должна облагаться НДФЛ и ВС. Заметим также, что более лояльно налоговики на местах смотрят на ситуацию, когда продажа товара по дисконтным карточкам осуществляется по оптовым ценам, а не со скидкой.

Приведем примеры бухгалтерского учета операций по продаже товаров со скидкой на предприятиях оптовой и розничной торговли.

Пример 3.1. Предприятие оптовой торговли предоставляет всем своим покупателям сезонную скидку в размере 10 % на весь ассортимент реализуемых товаров. За период проведения акции предприятие реализовало товаров на общую сумму 360000 грн. (в том числе НДС — 60000 грн.) с учетом скидки. Себестоимость реализованных товаров составила 250000 грн.

В учете предприятия реализация товаров со скидкой отразится следующим образом (см. табл. 3.1):

Таблица 3.1. Учет реализации товаров со скидкой предприятием оптовой торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

361

702

360000,00

2

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

702

641/НДС

60000,00*

* Поскольку продажная стоимость товаров с учетом скидки (300000 грн.) превышает цену их приобретения (250000 грн.), базой обложения НДС является продажная стоимость.

3

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

281

250000,00

4

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

300000,00

— себестоимость реализованных товаров

791

902

250000,00

5

Поступила оплата товаров от покупателя

311

361

360000,00

Пример 3.2. Магазин проводит рекламную акцию, в ходе которой с 1 по 30 сентября 2016 года всем покупателям, купившим товары для творчества фирмы «Золотые руки» на сумму более 500 грн., предоставляется скидка на такую продукцию в размере 12 %.

Остаток товара по розничным ценам (сальдо по дебету субсчета 282) на начало месяца составил 288000 грн. Торговая наценка в остатках товаров (сальдо по кредиту субсчета 285) — 115200 грн.

В течение сентября 2016 года, магазин приобрел товар на сумму 66240 грн. (в том числе НДС — 11040 грн.).

Продажная (розничная) стоимость приобретенного товара — 92004 грн. Торговая наценка составила 36804 грн.

За месяц реализован товар по розничным ценам (без учета скидки) на сумму 126000 грн. Сумма скидки составила 9900 грн.

В кассу поступила выручка в сумме 116100 грн. (126000 грн. - 9900 грн.).

В учете указанные операции отражают следующими записями (см. табл. 3.2):

Таблица 3.2. Учет реализации товаров со скидкой предприятием розничной торговли

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Остаток товаров на начало месяца:

— продажная стоимость

282

288000,00

— торговая наценка

285

115200,00

Приобретение товаров

2

Получены товары от поставщика

281

631

55200,00

3

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной)

641/НДС

631

11040,00

4

Оплачены полученные товары

631

311

66240,00

5

Товары переданы в розницу

282

281

55200,00

6

Начислена торговая наценка

282

285

36804,00

Реализация товаров

7

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

301

702

116100,00

8

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

702

641/НДС

19350,00

9

Отражена торговая скидка

285

282

9900,00*

* Эта сумма отражена отдельной строкой, чтобы показать размер скидки. На практике, как правило, скидку отдельно на счетах бухгалтерского учета не отражают, а списывают в общей сумме реализованной торговой наценки.

10

Списана сумма реализованной торговой наценки

285

282

40500,00*

* Сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитываем следующим образом:

1) определяем средний процент торговой наценки: (115200 грн. + 36804 грн.) : (288000 грн. + + 92004 грн.) х 100 % = 40 %;

2) определяем сумму реализованной торговой наценки: 126000 грн. х 40 % : 100 % = 50400 грн.

Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 9 таблицы, в строке 10 указываем разницу: 50400 грн. - 9900 грн. = 40500 грн.

11

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

75600,00*

* Себестоимость реализованных товаров определяют как разницу между стоимостью реализованных товаров по розничным ценам (без учета скидки) и торговой наценкой, относящейся к таким товарам: 126000 грн. - 50400 грн. = 75600 грн.

12

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

702

791

96750,00

— себестоимость реализованных товаров

791

902

75600,00

13

Остаток товаров на конец месяца:

— продажная стоимость

282

254004,00

— торговая наценка

285

101604,00

3.2. Скидки, предоставляемые после отгрузки

В бухгалтерском учете для отражения скидок, предоставленных после отгрузки товаров, используют субсчет 704 «Вычеты из дохода».

В налоговоприбыльном учете никаких особенностей. Полностью ориентируемся на бухгалтерские правила. Корректировок финрезультата в этом случае НКУ делать не обязывает.

При этом, на наш взгляд, для расчета суммы дохода с целью определения превышения либо непревышения 20-миллионного предела согласно п.п. 134.1.1 НКУ предприятию необходимо вычитать предоставленные после отгрузки скидки из общего дохода от реализации (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 82, с. 30).

В НДС-учете скидки, предоставленные после отгрузки товаров, рассматриваются как изменение суммы компенсации стоимости проданных товаров. Это значит, что в месяце реализации товаров продавец отражает налоговые обязательства по НДС в полной сумме в общем порядке. В месяце предоставления скидки предприятие-продавец на основании п. 192.1 НКУ должно выписать расчет корректировки к налоговой накладной и направить его покупателю. Тот, в свою очередь, обязан зарегистрировать такой расчет корректировки в ЕРНН.

После регистрации покупателем расчета корректировки в ЕРНН предприятие-продавец имеет право уменьшить налоговые обязательства по НДС ( п.п. 192.1.1 НКУ)

Заметим, что в письме ГФСУ от 22.01.2016 г. № 2052/7/99-99-19-03-02-17 и в консультации из подкатегории 101.20 БЗ* налоговики разрешили уменьшать налоговые обязательства в периоде составления расчета корректировки, если его регистрация в ЕРНН произошла в следующем отчетном периоде, но своевременно (в течение 15 дней). Однако, чтобы воспользоваться этим разъяснением, рекомендуем все же получить индивидуальную консультацию такого содержания.

* Ознакомиться с этим разъяснением вы можете в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 66, с. 56.

Имейте в виду: если вы предоставляете послепродажную скидку покупателям — неплательщикам НДС, откорректировать (уменьшить) сумму ранее начисленного налогового обязательства по этому налогу нельзя. На это указывает абзац второй п. 192.2 НКУ. Поэтому в этом случае о цене лучше договориться заранее. Кроме того, можно перестраховаться и в договоре предусмотреть условие о пересмотре цены в сторону увеличения в случае непоступления оплаты до определенной даты. Если досрочной оплаты не произойдет, поставщик согласно договору увеличит цену и выпишет увеличивающую корректировку к налоговой накладной.

А теперь рассмотрим порядок учета скидок, предоставляемых после отгрузки, на примере.

Пример 3.3. Предприятие оптовой торговли реализовало розничной торговой фирме — плательщику НДС товары на сумму 126000 грн. (в том числе НДС — 21000 грн.). Покупная стоимость товара — 92000 грн. (без учета НДС).

После отгрузки товара была достигнута договоренность о предоставлении покупателю скидки в размере 7 %, т. е. 8820 грн. (126000 грн. х х 7 % : 100 %).

В учете предприятия указанные операции отражают следующим образом (см. табл. 3.3 на с. 31):

Таблица 3.3. Учет реализации товаров со скидкой, предоставляемой после отгрузки

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отгружен товар покупателю

361

702

126000,00

2

Отражены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости отгруженного товара

702

641/НДС

21000,00

3

Списана себестоимость реализованного товара

902

281

92000,00

4

Откорректирован на сумму скидки ранее отраженный доход от реализации товара

704

361

8820,00

5

Откорректированы отраженные ранее налоговые обязательства по НДС методом «красное сторно»

704

643/2*

1470,00

643/2

641/НДС

1470,00

* Рекомендуем использовать дополнительный субсчет 643/2 «Налоговые обязательства: расчеты корректировки без регистрации», который бы учитывал разрыв во времени между выпиской расчета корректировки и фактом его регистрации в ЕРНН покупателем.

6

Получена оплата за товар

311

361

117180,00

7

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товара (без учета скидки)

702

791

105000,00

— вычеты из дохода (сумма скидки без НДС)

791

704

7350,00

— себестоимость реализованного товара

791

902

92000,00

Обратите внимание: описанный нами порядок учета применяется в том случае, когда из содержания договора четко следует, что речь идет именно о скидке, а не о мотивационной (поощрительной) выплате поставщика покупателю.

Напомним: налоговики квалифицируют мотивационные выплаты (премии, бонусы, другие поощрения) поставщика как оплату за маркетинговые услуги, предоставленные покупателем, с соответствующим налогообложением. Такой подход они продемонстрировали еще в Обобщающей налоговой консультации по отнесению расходов на оплату маркетинговых и рекламных услуг в состав расходов, утвержденной приказом ГНСУ от 15.02.2012 г. № 123.

Как плату за маркетинговые услуги фискалы расценивают выплаты покупателю бонусов за (см. подкатегорию 101.02 БЗ):

— точность закупочных прогнозов;

— выполнение согласованного плана закупок;

— соблюдение определенного ассортимента товаров при закупках.

Кроме того, в письме Миндоходов от 05.12.2013 г. № 6344/І/99-99-19-03-02-14 в том же качестве упоминались премии (бонусы) за досрочную уплату дебиторской задолженности. То есть «ретроскидки» налоговики собственно как скидки не рассматривали. При этом они ссылались на ч. 3 ст. 632 ГКУ, согласно которой изменение цены в договоре после его выполнения не допускается.

Действительно, после поставки и оплаты товара, когда все условия договора выполнены, изменять цену нельзя. Однако если договор содержит норму о предоставлении покупателю при выполнении определенных условий (например, досрочной оплаты) «ретроскидки», до ее предоставления договор нельзя считать выполненным. Ведь поставщик еще не исполнил одно из своих обязательств*. В этой ситуации изменение договорной цены, по нашему мнению, не нарушает требований ст. 632 ГКУ.

* Естественно, если покупатель выполнит договорные условия, необходимые для получения скидки.

Конечно, упомянутое письмо налоговиков несколько устарело. Однако такой же подход фискалы могут применить и сейчас. В связи с этим следует быть очень внимательными при оформлении «ретроскидок» и четко прописывать в договоре, с чем вы имеете дело — со скидками или с маркетинговыми услугами покупателя.

Больше о выплате мотивационных премий (бонусов) см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 66, с. 20; 2014, № 94, с. 33; 2016, № 62, с. 34.

выводы

  • В бухгалтерском учете саму сумму скидки, предоставленной в момент продажи, не отражают.
  • Сумма скидки, предоставленная индивидуально конкретному покупателю-физлицу, подлежит обложению НДФЛ и ВС.
  • В бухучете для отражения скидок, предоставленных после отгрузки товаров, используют субсчет 704.
  • В случае предоставления скидки на товары после их отгрузки предприятие-продавец имеет право уменьшить налоговые обязательства по НДС при условии выписки им расчета корректировки к налоговой накладной и ее регистрации покупателем в ЕРНН.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше