(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Перейти к номеру...
  • № 32
  • № 31
  • № 30
  • № 29
  • № 28
  • № 27
  • № 26
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/14
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Апрель , 2017/№ 33

Новогодние изменения в НКУ: кое-что вертают взад!

Прежде всего отметим, что комментируемый Закон вступил в силу 15.04.2017 г., но (!) его нормы применяются с 01.01.2017 г., то есть действуют взамен прежних «задним числом».

вывод документа


Уплаченные за время АТО суммы налога на недвижимость и платы за землю за объекты и земучастки, расположенные на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения, не подлежат возврату и не направляются на погашение денежного обязательства (налогового долга) по другим налогам/сборам

«АТО-кидок». Напомним: согласно первоначальной («сновогодней») редакции п. 38.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ объекты жилой и нежилой недвижимости, которые расположены на территории населенных пунктов на временно оккупированной территории и/или на территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, были объявлены необъектом обложения налогом на недвижимое имущество в период с 14 апреля 2014 года до 31 декабря года, в котором будет завершена АТО*. То же самое касается и платы за землю за объекты из зоны АТО (см. посленовогоднюю редакцию п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ).

* Подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 9, с.12.

Причем для тех, кто в 2014 — 2016 годах подавал декларации и платил налог на недвижимость и плату за землю за объекты, находящиеся в зоне АТО, эти суммы приравняли к излишне уплаченным денежным обязательствам. Кроме того, согласно первоначальной задумке (редакция пп. 38.6 и 38.7 до 15.04.2017 г.) их должны были возвращать плательщикам (это было прописано и в БЗ 106.07) по заявлению согласно процедуре, определенной ст. 43 НКУ.

Однако задумку о чудесном «возвращении» излишне уплаченного быстро передумали. Теперь по новым правилам начисленные и уплаченные суммы налога на недвижимость и платы за землю хотя все так же имеют статус переплаты — излишне уплаченных денежных обязательств, но:

не подлежат возврату на текущий счет плательщика налогов;

не направляются на погашение денежных обязательств (налогового долга) по другим налогам, сборам;

не возвращаются в наличной форме по чеку в случае отсутствия у плательщика налогов счета в банке.

Такой поворот событий законотворцы пояснили тем, что поскольку указанные налоговые обязательства формировали доходные части соответствующих бюджетов Донецкой и Луганской областей, то источником их возврата должны быть именно местные бюджеты. А у них, естественно, на это ни «своих» денег, ни госбюджетных субвенций нет. Спрашивается, чем думали, когда изначально закладывали в НКУ эти нормы?

Для переплаты остается только один путь — зачет в счет будущих платежей по этим же налогам. Значит, придется ждать завершения АТО и, увы, только потом претендовать на зачет «зависших» переплат в счет текущих налоговых обязательств.

Видимо, понимая «скорость» такого зачета, законодатели вдобавок прописали, что к суммам переплаты не применяются сроки давности, установленные ст. 102 НКУ (кроме сумм переплат у плательщиков, прекращающих свою деятельность).

Так что изначально задуманный «нулевой» вариант для исправных плательщиков превратился в сплошной кошмар. Им не только придется подавать уточненки к декларациям по недвижимости и земле, чтобы убрать отмененные налоги, а плательщикам налога на прибыль вдобавок еще подать уточненки к декларациям по налогу на прибыль, чтобы (1) снять расходы по уплаченным налогам на недвижимость и платы за землю (2014 — 2016 гг.) и (2) откорректировать уменьшение налога на прибыль на суммы «недвижимого» налога (2015, 2016 гг.) за объекты, расположенные на временно оккупированной территории и/или в населенных пунктах на линии столкновения.

Получается, те, кто исправно платил налоги, на самом деле пополнят бюджет (прежде чем вернуть переплату) дважды: заплатив налоги, да еще и доплатив налог на прибыль.

Благо, что хоть пообещали ни штрафовать, ни «пенять». Еще раньше налоговики (см. письмо ГФСУ от 09.03.2017 г. № 4678/6/99-99-15-02-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 27, с. 4) пояснили, что плательщики налога на прибыль смогут откорректировать налог на прибыль без штрафов и пени.

Хотя если исправления не провести, то исправят сами налоговики со всеми последствиями.

вывод документа


Временно (до завершения АТО) для плательщиков налогов/налоговых агентов, работавших на временно оккупированной территории и/или на территории населенных пунктов линии соприкосновения и «потерявших» первичку, действуют спецправила подтверждения налоговой отчетности

Спецподтверждение отчетности. Заметим, что сами правила и основания для подтверждения данных из налоговой отчетности, прописанные в п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, не поменяли.

Подправили только предельную дату для тех, кто сменил местоположение (место жительства). Так что теперь под действие спецправил подтверждения налоговой отчетности без первички попадают налогоплательщики/налоговые агенты, которые по состоянию на 1 апреля 2017 года (а не на 1 декабря 2016 года, как предусматривалось изначально) изменили свое местонахождение (место жительства) с временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов на линии соприкосновения на другую (подконтрольную властям) территорию Украины.

Правила спецподтверждения могут применять те из АТО-предприятий, которые переехали на подконтрольную территорию до 01.04.2017 г. и у которых: (1) в результате боевых действий уничтожены или испорчены первичные документы; (2) первичные документы из оккупированной территории невозможно вывезти или вывоз таких документов с этой территории связан с риском для жизни и здоровья плательщика или в связи с прочими административными препятствиями, установленными органами власти.

Напомним, что законодатель предлагает делать таким АТО-предприятиям. Чтобы применить правила спецподтверждения отчетности, им нужно по месту своего учета на подконтрольной территории Украины подать налоговикам уведомление в произвольной форме.

Такое уведомление должно быть подписано руководителем предприятия и главным бухгалтером. В нем указываются: (1) обстоятельства, которые привели к потере и/или невозможности вывоза первичных документов; (2) календарные периоды (день/месяц/год); (3) общий перечень первичных документов (по возможности, с указанием реквизитов). Если плательщик сообщил, что не может вывезти документы, а затем стало известно об их утере — нужно подать уведомление заново.

После того, как плательщик подал такое уведомление, он получает своеобразную «индульгенцию»:

— если в уведомлении указывается, что плательщик не может вывезти документы до завершения АТО — вводится мораторий на проведение любых его проверок по указанным в уведомлении налоговым (отчетным) периодам;

— если плательщик уведомляет об утере документов — его не могут проверить в отношении указанных в уведомлении периодов даже после завершения АТО.

И главное: благодаря уведомлению АТО-предприятие может даже без первичных документов сохранить свои расходы, налоговый кредит, отрицательное значение и другие данные финансовой отчетности за указанные в уведомлении периоды.

Более того, даже впоследствии, если первичные документы будут выявлены, суммы налоговых обязательств/отрицательного значения/бюджетного возмещения за указанные периоды не могут быть пересмотрены в сторону увеличения.

Но будьте внимательны! Правила спецподтверждения отчетности АТО-предприятие может применять только в отношении тех периодов, в течение которых оно было зарегистрировано на оккупированной территории.

Дивиденды: вчера — по 18, сегодня — по 9. Вы уже знаете*, что в результате технической ошибки законотворцы отложили вступление в силу половинной ставки НДФЛ (9 %) для обложения дивидендов, выплачиваемых неплательщиками налога на прибыль.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 18, с. 19, № 3, с. 15.

И вот наконец-то эта ошибка устранена. Причем «задним числом»!

вывод документа


Обычные дивиденды, начисленные начиная с 01.01.2017 г. нерезидентами, субъектами хозяйствования, которые не являются плательщиками налога на прибыль, а также институтами совместного инвестирования, облагаются НДФЛ по ставке 9 %

Что делать с этим «счастьем», если вы уже в 2017 году начислили, выплатили дивиденды, а главное — удержали и уплатили с них НДФЛ по ставке 18 %? Считаем, что в таком случае вам нужно провести добровольный перерасчет по НДФЛ и определить сумму излишне удержанного НДФЛ.

В бухучете сумму переплаты НДФЛ, подлежащую возврату учредителю, отразите проводкой Дт 671 — Кт 641/НДФЛ методом «красное сторно».

Далее (1) ждете, когда получателю дивидендов будут начислены облагаемые НДФЛ доходы и (2) на сумму возникшей переплаты уменьшаете сумму начисленного налогового обязательства за соответствующий месяц, а при недостаточности такой суммы — сумму налоговых обязательств следующих налоговых периодов, до полного возврата суммы такой переплаты.

То есть просто взять и вернуть получателю дивидендов излишне удержанный налог не получится. Здесь работает «механизм уменьшения обязательств»: есть облагаемые НДФЛ доходы — на сумму переплаты уменьшайте обязательства, нет облагаемых доходов — ждите, когда появятся.

Результат перерасчета (переплату) отражайте в форме № 1ДФ за тот отчетный квартал, в котором задействовали «механизм уменьшения обязательств».

Как именно? Показатели граф 4а «Сума нарахованого податку» и 4 «Сума перерахованого податку» уменьшайте на сумму «зачтенного» в этом квартале НДФЛ.

Надеемся, что в скором времени ГФСУ также выскажет свое мнение по этому вопросу.

Отметим, что субъекты хозяйствования — плательщики налога на прибыль облагают «обычные» дивиденды по ставке 5 %. Здесь без изменений.

вывод документа


На физлиц-предпринимателей, местонахождением или местом жительства которых является территория населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения, распространяется действие п. 177.8 НКУ

Предприниматели на линии соприкосновения. Законодатели погорячились — с предпринимательских доходов таких ФЛП удерживать НДФЛ и ВС не нужно! Причем не нужно это делать «задним числом» — с 1 января 2017 года (п. 38.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ изложен в новой редакции).

А что делать с суммами НДФЛ и ВС, которые были удержаны субъектами хозяйствования с предпринимательских доходов таких ФЛП?

Пока этот вопрос остается открытым. Ждем разъяснений ГФСУ.

Понравилась статья?

Выберите свой вариант подписки, чтобы получить доступ ко всем номерам журнала «Налоги и бухгалтерский учет».

journal_img
Печатная версия + электронная версия 399.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
journal_img
Электронная версия 319.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
налог на недвижимость, плата за землю, АТО, временно оккупированная территория, подтверждение отчетности, дивиденды, НДФЛ, ФЛП, военный сбор добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье