Раскручиваем сайт

В избранном В избранное
Печать
Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2017/№ 66
Как только сайт создан, самое время заняться его раскруткой. Ведь количество интернет-пользователей стремительно растет, а бизнес все больше занимает пространства в Интернете. Причем в настоящее время Интернет является не только источником информации, средством коммуникации и проч., но еще — это мощнейший маркетинговый инструмент и место для продаж одновременно. Поэтому, чтобы ваше «детище» не затерялось среди огромнейшего потока информации и попало в руки заинтересованных в нем пользователей, без его продвижения не обойтись.

Для начала ответим на вопросы: что такое продвижение сайта и какие его формы бывают?

Конечно, когда вы создали сайт, разместили его в Интернете и обеспечили круглосуточный к нему доступ, он уже виден в Интернете, однако о нем еще не знает никто, кроме вас и тех, кому вы сообщили (партнеры, знакомые и т. д.). Для того, чтобы ваш сайт могли самостоятельно находить сторонние заинтересованные люди, его необходимо зарегистрировать в поисковых системах, тематических каталогах и рейтингах, т. е. сайт нужно «засветить». Причем это не единоразовая работа, которая может быть когда-то завершена — если вы хотите, чтобы ваш сайт и дальше оставался в тренде и приносил вам доход, нужно постоянно заниматься его продвижением.

Продвижение сайта — это комплекс мер по обеспечению посещаемости сайта целевыми посетителями

Целевые посетители — это потенциальные потребители, которые заинтересованы в приобретении товаров или услуг, представленных на продвигаемом сайте.

Каналов привлечения посетителей в Интернете достаточно много, но можно выделить два основных из них:

(1) SEO-оптимизация;

(2) интернет-реклама.

Что такое SEO-оптимизация

Search Engine Optimization (SEO) в переводе означает поисковая оптимизация или же оптимизация под поисковые машины и представляет собой комплекс мер оптимизации сайта с целью получения высоких рангов в поисковой системе по запросам, отвечающим тематике сайта.

Наверняка вы слышали и знаете, что существуют поисковые системы (Яндекс, Google, Rambler и другие), которые выдают пользователям списки сайтов в ответ на вводимые запросы (например, «бухгалтерские услуги», «доставка обедов в офис», «продажа недвижимости» и т. д.). Причем какие-то сайты выходят на первые места в поисковой системе, а какие-то можно найти, лишь пролистав несколько страниц. Вот SEO-оптимизация (или поисковая оптимизация) как раз и служит тому, чтобы ваш сайт выходил на первые места. Чем выше позиция вашего сайта в списке поисковика, тем больше вероятность, что посетитель зайдет именно на ваш сайт.

Этот инструмент продвижения сайта можно назвать одним из важнейших по своему воздействию и эффективности

Как правила, для этого нанимают сторонние организации, специализирующиеся на таких видах услуг. Хотя не исключено, что при наличии соответствующих специалистов предприятие решит заняться поисковой оптимизацией самостоятельно.

Интернет-реклама

Само собой, неизменный двигатель продаж и собственно всего бизнеса — это реклама. Причем рекламировать интернет-сайт можно и с помощью обычной рекламы. Правда, более распространенной является именно реклама через Интернет, потому как она имеет ряд преимуществ над рекламой обычной.

Во-первых, интернет-реклама обычно имеет ссылку на сам сайт, что позволяет заинтересовавшемуся посетителю безотлагательно воспользоваться предложением.

Во-вторых, легко отслеживается реакция потребителей на каждую конкретную рекламу, а потому понятен ее эффект.

Более агрессивный вид интернет-рекламы — это баннерная реклама. Ее особенность заключается в том, что она содержится на специальных интернет-средствах — баннерах. Баннеры размещаются на сайте в специальных баннерных полях и, как правило, не имеют отношения к основному содержимому сайтов, на которых они находятся, и, как правило, баннер содержит ссылку на web-страницу с информацией о рекламируемом товаре и/или услуге. Соответственно, такая реклама не считается составной частью того сайта, на котором «висит» баннер. Более детально о баннерной рекламе см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 62, с. 32.

Отражаем в учете

Первоначальная стоимость сайта. Достаточно часто еще в процессе создания сайта проводят первичные SEO-работы, которые направлены на изменение программного кода сайта для акцентирования внимания поисковых систем на самой важной информации на вашем ресурсе с целью последующей, более эффективной раскрутки сайта в Интернете. В этом случае расходы на такие работы являются расходами, связанными с доведением данного сайта до рабочего состояния, и входят в его первоначальную стоимость (п. 11 П(С)БУ 8).

Для налогоплательщиков высокодоходников и малодоходников-добровольцев, которые корректируют финансовый результат на налоговые разницы, расходы на SEO, включаемые в первоначальную стоимость сайта, могут привести к возникновению «амортизационных» разниц (пп. 138.1 и 138.2 НКУ). Подробно о налоговом учете расходов на создание сайта как объекта нематериального актива читайте на с. 19.

Сбытовые расходы. Расходы на SEO, понесенные предприятием в дальнейшем, направлены на продвижение сайта с целью получения ранее запланированных от его использования экономических выгод. Такой характер расходов на SEO позволяет отнести их к сбытовым расходам периода (счет 93). По сути, это обычные расходы рекламного характера.

Безусловно, все прочие расходы на интернет-рекламу, в том числе баннерную рекламу, включаются в сбытовые расходы периода (списываются на счет 93 в периоде предоставления акта оказанных рекламных услуг).

Причем в налоговом учете расходы на поисковую оптимизацию (SEO), включаемые в сбытовые расходы периода, и прочие расходы на интернет-рекламу, в полном объеме учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль. То есть, разд. ІІІ НКУ в части таких расходов не предусматривает никаких налоговых разниц, кроме общих ограничений, которые зависят от источника приобретения услуг (п.п. 140.5.4 НКУ*). Строго говоря, здесь полностью ориентируемся на бухучет.

* Идет речь о приобретениях у неприбыльщиков и «особых» нерезидентов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 52, с. 25).

НДС. Хозяйственная операция по предоставлению услуг продвижения сайта облагается НДС на общих основаниях по ставке 20 %. Заказчик таких услуг — плательщик НДС имеет право отразить налоговый кредит по общим правилам согласно ст. 198 НКУ.

Причем, чтобы избежать начисления «компенсирующих» НО согласно п. 198.5 НКУ, приготовьтесь подтвердить «хозяйственность» расходов на рекламу сайта. Для этого, в принципе, достаточно, чтобы акт предоставленных услуг содержал детализированное описание предоставленной услуги. Однако не будет лишним сделать «принт-скрин» экрана с изображением рекламы, подготовить отчеты, расшифровывающие ключевые слова, тексты, статистику показов и осуществленных кликов.

И еще не забывайте: если сайт предназначен для полного и/или частичного использования в льготных и/или необлагаемых операциях, то, разумеется, сумму «входящего» НК придется компенсировать НО (пп. 198.5 и 199.1 НКУ).

Рассмотрим на примере отражение в учете расходов на продвижение сайта.

Учет расходов на продвижение сайта

№ п/п

Операция

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Выполнены работы и подписан акт выполненных SEO-работ сторонней организацией

93

631

2000

2

Отражена сумма налогового кредита и получена НН, зарегистрированная в ЕРНН

644/1

631

400

641/НДС

644/1

3

Выполнены работы по размещению интернет-рекламы и подписан акт выполненных работ

93

631

3000

4

Отражена сумма налогового кредита и получена НН, зарегистрированная в ЕРНН

644/1

631

600

641/НДС

644/1

5

Оплачены работы исполнителю

631

311

6000

6

Сформирован финрезультат

791

93

5000

Эксплуатация сайта

В завершение несколько слов о расходах на эксплуатацию сайта. Это прежде всего расходы на регистрацию домена и услуги хостинга/коллокации.

Домен представляет собой уникальное имя части пространства в сети Интернет, в которой размещен сайт. До регистрации домена сайт не может быть использован по назначению, поэтому расходы на регистрацию домена включаются в первоначальную стоимость сайта, который признан нематериальным активом.

Имейте в виду: при регистрации домена вы его не приобретаете, а получаете лишь эксклюзивное право его использования в течение определенного времени. Дальнейшие расходы на продление домена следует поэтапно списывать на расходы периода (как правило, сбытовые) через счет 39 (поскольку продлевается домен обычно на длительный срок, что приводит к необходимости отражать в учете расходы будущих периодов).

Хостинг/коллокация. Это услуга по физическому размещению сайта на сервере поставщика услуг (хостинг) или на собственном сервере заказчика, но на территории поставщика (коллокация). Основная цель данной услуги — обеспечение круглосуточного доступа пользователей к сайту, а значит, благодаря этим услугам сайт поддерживается в рабочем состоянии. В то же время расходы на хостинг/коллокацию непосредственно связаны со сбытом товаров/услуг, а потому учитываются как расходы периода (как правило, на счете 93 «Расходы на сбыт»).

При этом для целей налогового учета расходы на регистрацию домена, услуги хостинга/коллокации также не приводят к возникновению разниц между бухгалтерским финансовым результатом и объектом обложения налогом на прибыль, за исключением общих ограничений (п.п. 140.5.4 НКУ). Напомним, высокодоходник или малодоходник-доброволец обязан при определенных условиях увеличить финансовый результат до налогообложения на 30 % от стоимости расходов на приобретения у неприбыльщиков или «особых» нерезидентов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 52, с. 25).

выводы

  • Расходы на регистрацию домена, а также единоразовые расходы на SEO, которые были понесены в процессе создания сайта, включаются в его первоначальную стоимость.
  • Дальнейшие расходы на SEO и на интернет-рекламу направлены на продвижение сайта, потому признаются сбытовыми расходами отчетного периода. Также учитываются в составе расходов периода расходы, связанные с эксплуатацией сайта (продление домена, хостинг, коллокация).
  • Расходы на продвижение и эксплуатацию сайта не создают налоговых разниц, за исключением случаев таких приобретений у неприбыльщиков или «особых» нерезидентов.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить