Мобильное приложение — создание и учет

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Август, 2017/№ 66
Помнится, когда я впервые от старшей дочки услышал «гад-же-ты», то сильно на нее обиделся. Оказалось, зря...
Сейчас народ как никогда широко «юзает» именно мобильные устройства: помимо телефонов/смартфонов, еще — кучу всяких там планшетов — «айпадов» и прочих разных гаджетов. Их используют не только для «серфинга» в Интернете и «виртуальных» развлечений, но и для выбора и оплаты с их помощью покупок, счетов, решения ряда хозяйственных и т. п. проблем. Все это помогают делать установленные на такие гаджеты специальные мобильные приложения. Потому эти приложения все чаще стали использоваться и хозсубъектами: для рекламы/маркетинга/увеличения продаж и т. п. По просьбе читателей в данном материале поговорим о бухгалтерском/налоговом учете расходов на создание мобильных приложений для хозяйственных (продажных, рекламных, иных) целей плательщика.

Общее

По сути, упомянутые мобильные устройства (смартфоны, планшеты, т. п.) являются небольшими компьютерами. Как любой компьютер, они не могут работать без специальных программ. Помимо основной программы — операционной системы, они обычно содержат и ряд мелких программ, в основном — мобильных приложений. Они используются для беспроводной передачи (получения) информации и/или проведения определенных, в том числе и платежных, операций. То есть создание мобильного приложения фактически является созданием программного продукта.

Использование в определенных направлениях деятельности мобильных приложений в наше «интернетно-гаджетное» время весьма помогает хозсубъектам в достижении их конкретных хозяйственных целей и результатов.

Бухгалтерский учет

Отражение в учете расходов на создание плательщиком мобильного(ых) приложения(й) достаточно схоже с учетом расходов на создание сайта (о них см. на с. 19 этого номера).

Мобильное приложение, как и сайт, является объектом авторского права. Принадлежность имущественных права на мобильное приложение будет зависеть от способа его создания. В случае создания приложения (с привлечением сторонних исполнителей или без такового) предприятие может либо иметь на него исключительные имущественные права, либо иметь лишь определенный договором объем прав.

Этот момент обязательно должен определяться в соответствующих документах (договорах и т. п.). Условие о том, что заказчику передаются исключительные имущественные права на созданный объект в полном объеме, позволит ему практически без ограничений распоряжаться результатами разработки*.

* Юристы еще советуют в договорах делать оговорку, что автор программы (и других объектов авторского права) мобильного приложения берет на себя все претензии третьих лиц, связанные с авторскими правами на объект. Это позволит защититься от негативных последствий тогда, когда автор сознательно или по незнанию «заимствует» отдельные элементы из других работ и выдает их за свои.

Объем полученных предприятием прав, а также «направление» (цель) использования мобильного приложения в деятельности предприятия, как правило, играют определяющее значение для отражения расходов на его создание в бухучете

В случае «аренды» мобильного приложения (когда предприятие исключительных прав на него не получает) уплачиваемые платежи в большинстве случаев не будут роялти.

Итак, считаем, что при получении исключительных имущественных прав на программу (и иные объекты авторских прав) мобильного приложения предприятие может рассматривать его как отдельный объект учета — нематериальный актив (НМА), капитализировав затраты на его создание, либо же списать такие затраты на расходы. Отнести же затраты на создание мобильного приложения сразу в расходы, когда предприятие имеет на такой объект исключительные имущественные права, возможно, если мобильное приложение будет создано только для рекламы-продвижения (п. 9 П(С)БУ 8). Однако мобильные приложения чаще используются шире — не только для рекламно-продвиженческих целей — т. е. в большинстве случаев они будут НМА...

Если такой объект относится к НМА, то все расходы на его создание накапливаются на счете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов». После «запуска» мобильного приложения предприятие расходы на его создание капитализирует на счете 125 «Авторское право и смежные с ним права» — на основании «Акта ввода в хозяйственный оборот объекта права интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов» (типовая форма № НА-1, утверждена приказом Минфина от 22.11.2004 г. № 732).

Первоначальная стоимость этого НМА, изготовленного с привлечением сторонних исполнителей, формируется согласно п. 11 П(С)БУ 8, самостоятельно изготовленного — согласно п. 17 П(С)БУ 8. Со следующего за «запуском» месяца на стоимость мобильного приложения начисляется амортизация. Метод амортизации (как правило, прямолинейный) предприятие выбирает самостоятельно. Срок амортизации определяется сроком полезного использования объекта, который тоже должно установить само предприятие при признании НМА активом (см. п. 25 П(С)БУ 8). Потому вместе с оформлением акта по форме № НА-1 предприятию нужно издать распорядительный документ, в котором указать срок полезного использования (и метод амортизации). Помните, что НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются (см. второй абзац п. 25 П(С)БУ 8), поэтому плательщикам налога на прибыль, не применяющим налоговые разницы, желательно по всем НМА (в том числе и мобильным приложениям) такой срок устанавливать.

Когда предприятие получает право пользования мобильным приложением (т. е. оно его, по сути, «арендует»), платеж(и) за это включаются по общим правилам в расходы.

Налоговый учет

У предприятий, не применяющих налоговые разницы, налоговый учет прямо «проистекает» из бухгалтерского, и тут не будет каких-то допсюрпризов (особенно если такой плательщик установил в бухучете срок полезного использования мобильного приложения).

А вот предприятия, обязанные эти разницы применять, должны будут обязательно проводить налоговые «амортизационные» корректировки в соответствии с пп. 138.1 и 138.2 НКУ (ср. 025069200). Они производятся аналогично, как и в ситуации с НМА, являющимся сайтом (см. подробнее на с. 21 этого номера).

Заметим, что в отношении мобильных приложений встает тот же вопрос, что и по сайтам: к какой группе НМА их отнести для налоговых целей? Считаем, что

поскольку мобильное приложение также является объектом авторского права, то это будет НМА группы 5*

* Не исключаем, что фискалы по аналогии с их подходом к квалификации НМА-сайта и здесь станут вести речь о группе 6 НМА...

Согласно п.п. 138.3.4 НКУ объекты НМА группы 5 должны амортизировать по сроку согласно правоустанавливающему документу, но — не менее 2-х лет. Если же правоустанавливающий документ не содержит срока пользования мобильным приложением, то согласно последнему абзацу п.п. 138.3.4 НКУ плательщик должен определить его самостоятельно, но не менее 2-х и не более 10-ти лет.

НДС. Нюансы, касающиеся наличия/отсутствия суммы НДС в стоимости услуг по созданию мобильного приложения, подобны тем, что и при создании сайта. То есть здесь все будет зависеть от того, что указано в договоре — приобретается готовое мобильное приложение или услуги по его созданию (подробнее читайте об этом на с. 21-22).

Пример и таблицу бухгалтерских проводок не приводим, так как отражение в учете будет идентичным ситуации с созданием (хозяйственным или подрядным способом) сайта — см. их на с. 22-23.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить