Темы статей
Выбрать темы

Посторонним вход запрещен, или Плата за вход в торговую сеть

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Каждый поставщик, желающий наладить массовый и повсеместный сбыт своего товара, «стучится в двери» торговых сетей. И как бы ни были сегодня распространены сетевые магазины, поместить всех желающих они все равно не могут. Естественный закон рынка: если что-то в дефиците, на это что-то возрастает цена. Вот и придумали ритейлеры различные «входные пошлины». Так и толкотни поменьше, и заработка побольше. Как на такие платежи смотрит украинское законодательство? Как их отразить в учете предприятия и каковы налоговые последствия их осуществления? Об этом мы сейчас и поговорим.

Система «входных» платежей используется во всем мире и уже давно является неотъемлемой частью взаимоотношений между торговцем и производителем. Наша страна — не исключение. Чтобы попасть на полки украинского супермаркета, поставщику (в большинстве случаев) придется изрядно раскошелиться. За что же берут деньги магазины?

Существует несколько видов «входных» платежей:

1) платеж за вход поставщика в торговую сеть;

2) платеж за «вход» товара в торговую сеть / отдельный магазин сети;

3) платеж за «вход» товара на полку супермаркета.

Эти платежи могут применяться как все вместе, так и по отдельности либо в любых комбинациях. Может применяться и один платеж, например, за «вход» товара, но при этом включать в себя и плату за вход поставщика, и плату за полку. Тут все зависит от политики каждой конкретной торговой сети. Большое значение также имеет рейтинг поставщика. Например, в одной и той же торговой сети для поставщика каких-нибудь эксклюзивных либо популярных у потребителя товаров (либо товаров социальной группы) «входные» платежи могут вовсе отсутствовать. В то время как для другого — «средненького» — может применяться полный пакет. То есть подход к каждому поставщику зачастую индивидуальный.

Размер платежей также варьируется и в зависимости от имени поставщика, и в зависимости от вида товара, и в зависимости от полки, на которой он будет лежать. Всем известно, например, что самыми дорогими в супермаркете являются так называемые «золотые» (находящиеся на уровне глаз) и «серебряные» (на уровне рук) полки.

Что касается периодичности осуществления, то платеж за вход поставщика — разовый, за «вход» товара на полку — периодический, а за «вход» товара в сеть / отдельный магазин может быть как разовым, так и периодическим.

Вообще, все эти платежи ритейлеры считают фильтром, позволяющим отсеивать ненадежных партнеров, небольшие компании, которые не готовы обеспечивать качество продукции, бесперебойность и ритмичность поставок. Такая плата, по их мнению, является доказательством серьезности намерений контрагента и его заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве.

Так-то оно так. Но за что же все-таки платит поставщик?

Плата за вход поставщика в сеть — по сути оплата за право заключать договоры поставки с этой сетью. А платеж за «вход» товара в сеть/отдельный магазин — за право поставлять именно этот товар. Плата же за «вход» товара на полку обеспечивает право размещения товара в определенном месте на определенной полке супермаркета.

Как видите,

любой из платежей за вход дает поставщику определенное право (привилегию) в работе с сетью

Какова же правовая сущность этих прав?

Правовая сущность «входных» платежей

Все рассматриваемые сегодня платежи прямо нашим законодательством не предусмотрены. Но и запрета на их осуществление нет. А, как известно, право заключить договор, не предусмотренный актами гражданского законодательства, но соответствующий его общим принципам, обеспечено ч. 1 ст. 6 ГКУ. Кроме того, ч. 2 ст. 6 ГКУ разрешает урегулировать в договоре, предусмотренном актами гражданского законодательства, свои отношения, которые этими актами не урегулированы.

Так что

наличие в договоре с сетью требований осуществления «входных» платежей вполне правомерно

Но на что же они похожи?

Согласно ч. 1 ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

А что у нас?

Сеть предоставляет поставщику право заключать договоры поставки / поставлять определенный товар, а поставщик использует эти права в процессе осуществления своей торговой деятельности и обязан за них заплатить. А это достаточно близко к услугам.

В то же время, заметим: неоднозначная правовая природа этих «услуг», а также их документальное оформление (составление акта) могут стать предметом пристального рассмотрения налоговых органов на предмет реальности операций и создать определенные проблемы для покупателя этих «услуг».

А оплата за «вход» товара на полку?

В этом платеже просматривается арендная сущность.

Ведь по договору найма (аренды) арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок (ч. 1 ст. 759 ГКУ). Оплатив за «вход» товара на полку, поставщик получает право (привилегию) разместить на ней свой товар, реализованный супермаркету. То есть он получает в свое пользование полку (или определенное место на ней) за плату и, конечно, на определенный срок. Так что

оплата за «вход» товара на полку — это ее аренда

Заметим, что права пользования полкой у поставщика очень ограничены — он может разместить на ней только строго определенный товар. Однако на арендную сущность операции это никак не влияет. Ведь и недвижимость, бывает, сдают в аренду только под строго определенную деятельность. Не влияет на арендную сущность операции и то, что на момент размещения на полке товар будет собственностью сети.

Единственный нюанс: предметом договора аренды должна быть конкретная вещь (вещь, определенная индивидуальными признаками (ч. 1 ст. 760 ГКУ)). Так что если в договоре не указано, какая именно полка передается в распоряжение поставщика, то считать эти отношения арендными нельзя. В таком случае это, скорее, услуги по предоставлению права размещения товара в сети.

Кстати, расходы по размещению товара на полке можно рассматривать и как мерчандайзинг (ввиду неопределенности этого термина). О нем подробнее поговорим в следующей статье.

Очевидно, что договор с сетью, предусматривающий все рассматриваемые платежи, а также поставку товара, будет смешанным (ч. 2 ст. 628 ГКУ). При этом чаще всего поставщик не имеет возможности предложить свои условия договора. Он может лишь присоединиться к договору, предложенному сетью. Поэтому договор также будет иметь признаки договора присоединения (ст. 634 ГКУ).

Бухгалтерский учет «входных» платежей

Как мы уже выяснили, в результате осуществления любого из рассматриваемых сегодня «входных» платежей поставщик получает определенные права (привилегии). Если срок договора превышает 1 год, такие права (привилегии) вполне можно считать прочими нематериальными активами. Ведь согласно абз. 8 п. 5 П(С)БУ 8 они включают в себя право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и пр.

Однако в п. 9 П(С)БУ 8 сказано прямо: не признаются нематериальным активом, а подлежат отражению в составе затрат того отчетного периода, в котором были осуществлены, в частности, расходы на рекламу и продвижение продукции на рынке.

Поскольку все «входные» платежи, безусловно, являются расходами, связанными с продвижением товара на рынке, место им — в затратах периода

И срок договора тут значения не имеет.

По своему характеру все рассматриваемые расходы — сбытовые (отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт»).

Если точнее, платеж за «вход» товара на конкретную(!) полку относится к расходам на содержание основных средств, связанных со сбытом (операционная аренда) (абз. 8 п. 19 П(С)БУ 16). А платежи за вход поставщика, за «вход» товара, за «вход» на полку вообще — к прочим затратам, связанным со сбытом (абз. 13 п. 19 П(С)БУ 16).

Кроме того, помните: объект операционной аренды отражается арендатором на забалансовом счете (01 «Арендованные необоротные активы») по стоимости, указанной в договоре аренды (п. 8 П(С)БУ 14, Инструкция № 291). Так что, осуществив платеж за конкретную(!) полку, не забудьте отразить ее за балансом в составе арендованных необоротных активов.

Напомним также, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (п. 1 ст. 9 Закона о бухучете). Поэтому все понесенные «входные» расходы необходимо документально подтвердить. Причем если супермаркет выдавать какие-либо подтверждающие первичные документы отказывается, то вполне подойдет и самостоятельно составленный поставщиком документ, содержащий обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Налоговый учет «входных» платежей

Налог на прибыль. Никаких разниц для рассматриваемых сбытовых расходов разд. III НКУ не предусматривает. Поэтому все «входные» платежи, отраженные в бухгалтерском учете поставщика, в полном объеме отразятся и в его «налогово-прибыльном̓» учете. То есть

все рассматриваемые платежи попадут в налоговые расходы и уменьшат налогооблагаемую прибыль как поставщика-«высокодоходника», так и поставщика-«малодоходника»

НДС. Согласно п.п. «а» п. 14.1.185 НКУ с целью налогообложения поставкой услуг, в частности, считается достижение договоренности удерживаться от определенного действия или от конкуренции с третьим лицом или предоставление разрешения на какое-либо действие при условии заключения договора.

Согласитесь, любой из «входных» платежей можно считать предоставлением разрешения на какое-либо действие.

Платеж за вход в сеть разрешает делать деловые предложения о поставке супермаркету. Платеж за «вход» товара разрешает поставлять этот товар. Платеж за «вход» на полку разрешает разместить товар, реализованный супермаркету, в определенном месте. Так что

все перечисленные «входные» платежи в целях НДС-обложения являются оплатой за услуги

А поскольку местом поставки таких услуг является таможенная территория Украины, то согласно п.п. «б» п. 185.1 НКУ все они являются объектом обложения НДС (по ставке 20 %).

Так что супермаркет на такие платежи должен выписать налоговую накладную. А поставщик, при ее наличии, имеет право на налоговый кредит.

Пример. Предприятие заключило договор с торговой сетью, согласно которому оно обязано уплатить: за вход в сеть — 60000 грн.(в том числе НДС — 10000 грн.), за «вход» товара А — 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.), за вход товара Б — 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.), за размещение на конкретной полке (платеж ежемесячный) — 12000 грн.(в том числе НДС — 2000 грн.). Стоимость полки, указанная в договоре, — 3000 грн.

Учет «входных» платежей у поставщика

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Осуществлена оплата за вход в сеть

371

311

60000

644/1

644/НДС

10000

2

Получено право заключать договоры поставки с сетью

93

685

50000

644/НДС

685

10000

3

Произведен зачет задолженностей

685

371

60000

4

Осуществлена оплата за «вход» товаров

371

311

48000

644/1

644/НДС

8000

5

Получено право поставлять товары А и Б

93

685

40000

644/НДС

685

8000

6

Произведен зачет задолженностей

685

371

48000

7

Осуществлена оплата за аренду полки

371

311

12000

644/1

644/НДС

2000

8

Отражена полка в составе арендованных основных средств

01

-

3000

9

Получены зарегистрированные в ЕРНН налоговые накладные

641/НДС

644/1

20000

10

Начислена плата за аренду полки (в конце месяца)

93

685

10000

644/НДС

685

2000

11

Произведен зачет задолженностей

685

371

12000

выводы

  • Существует несколько видов «входных» платежей: платеж за вход поставщика в сеть, платеж за «вход» товара в сеть / отдельный магазин сети, платеж за «вход» товара на полку.
  • Любой из платежей за вход дает поставщику определенное право (привилегию) в работе с сетью.
  • Платежи за вход являются расходами, связанными с продвижением товара на рынке (расходами на сбыт), и отражаются в затратах периода на счете 93.
  • Все «входные» расходы отразятся в «налоговоприбыльных» расходах и уменьшат налогооблагаемую прибыль как поставщика-«высокодоходника», так и поставщика-«малодоходника».
  • Все платежи за вход в сеть облагаются НДС по ставке 20 %
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше