Темы статей
Выбрать темы

Как реагировать на запрос из прокуратуры (от следователя)?

Амброзяк Наталья, юрист
Во все времена прокурор и следователь внушали хозсубъектам священный трепет. По наименьшему их запросу каждый пытался(ется) предоставить все, что у него есть. Лишь бы только не трогали. Наши читатели в последнее время все чаще интересуются, как правильно реагировать на требования со стороны прокуроров и следователей предоставить документацию по определенным хозоперациям. Ну что ж, отвечаем.

Главный постулат прост: предоставлять документы в ответ на запрос (требование) прокурора (следователя) вы не обязаны.

Почему и каковы последствия отказа? Сейчас расскажем.

Очевидно, что в таком деликатном деле, как ответы на запросы силовиков, нужно руководствоваться полномочиями последних.

Как правило, прокуроры и следователи обращаются к хозсубъектам с требованиями о предоставлении каких-либо документов по определенным операциям в связи с уголовным производством.

Поэтому в вопросах, как реагировать на те или иные действия, необходимо руководствоваться в первую очередь УПК. Конечно, дело не обойдется без Конституции и Закона о прокуратуре*. Понадобятся нам также Закон № 2147**, знаменующий собой старт очередной судебной реформы (уже с 15 декабря), и Закон № 2213***, отменяющий «маски-шоу» ☺. Само собой, заглянем и в НКУ.

* Закон Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII.

** Закон Украины от 03.10.2017 г. № 2147-VIII.

*** Закон Украины от 16.11.2017 г. № 2213-VIII.

Ну что, готовы? Тогда вперед!

Кто на что способен

В соответствии со ст. 1311 Конституции прокуратура осуществляет:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом иных вопросов во время уголовного производства, надзор за негласными и иными следственными и розыскными действиями органов правопорядка;

3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенном законом.

Если говорить о прокуроре, то пояснения вне проведения следственных действий даются должностными лицами хозсубъекта (ФЛП) добровольно и только (!) в случаях, когда прокурору необходимо подтвердить полномочия относительно необходимости представлять интересы государства или гражданина в суде (п. 2 ч. 4 ст. 23 Закона о прокуратуре).

Положения, которые ранее позволяли прокурору получить «без возражений» информацию, «необходимую для осуществления прокурорского надзора», уже не действуют в связи со вступлением в силу с 15.07.2015 г. Закона о прокуратуре. Таким образом,

беспрекословное получение прокурором (да и следователем) документов от предприятия (ФЛП) ограничивается теперь исключительно рамками УПК

В своем запросе они, как правило, ссылаются на ч. 2 ст. 93 УПК, которая предусматривает, что сторона обвинения осуществляет сбор доказательств путем:

а) проведения следственных (розыскных) действий;

б) истребования и получения от органов госвласти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, должностных и физических лиц вещей, документов, сведений, заключений экспертов, выводов ревизий и актов проверок;

в) проведения иных процессуальных действий, предусмотренных УПК.

Казалось бы, ч. 2 ст. 93 УПК дает карт-бланш следователю или прокурору истребовать любые документы в рамках уголовного производства и для этого достаточно только запроса. Вдобавок на хозсубъекта налагается обязанность в любом случае на такой запрос ответить.

Но из п. 18 письма № 223* следует, что

* Письмо ВССУ от 05.04.2013 г. № 223-559/0/4-13.

сторона уголовного производства может истребовать и получить вещи или документы при условии их добровольного предоставления собственником без применения процедуры, предусмотренной гл. 15 УПК (временный доступ к вещам и документам)

При этом в письме № 223 не уточняется, в каком порядке производить добровольное «изъятие», какие документы предоставлять — копии или оригиналы и т. д.

Такой вывод, вообще-то, немного удивляет. Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 86 УПК доказательство считается допустимым, если оно получено в порядке, установленном этим Кодексом. А УПК предусматривает только порядок проведения гласных следственных (розыскных) действий, негласных следственных (розыскных) действий, а также мероприятий по обеспечению уголовного производства.

Ни о каких запросах и требованиях, кроме как в ст. 93 УПК, речи не идет. Эта статья общая и не детализирует подобных процедур.

Интересно, что даже судебная реформа**, о которой мы упомянули выше, окончательно не разрешила ситуацию с такими требованиями-запросами. Порядок проведения подобных «мероприятий» до сих пор не предусмотрен ☹.

** Обратите внимание: изменения в общие статьи о мерах обеспечения уголовного производства (ст. 132 и 184 УПК), а также в статьи об обыске (ст. 234 и 236 УПК) вступают в силу с 15 марта 2018 года. При этом они будут касаться только тех уголовных производств, по которым сведения были внесены в Единый реестр досудебных расследований после указанной даты (п. 4 § 2 разд. 4 Закона № 2147).

Упоминание о «добровольности» представления документов по ч. 2 ст. 93 УПК, с учетом изменений, внесенных Законом № 2147, всплывает только в требованиях к ходатайству прокурора (следователя по согласованию с прокурором) о проведении обыска (п. 8 ч. 3 ст. 234 УПК). Об этом мы еще скажем подробнее.

Одним словом, имеем то, что имеем. И в таком случае получается следующий расклад. Вы можете:

а) добровольно предоставить документы по запросу (требованию) прокурора (следователя);

б) отказать в предоставлении документов. В таком случае доступ к первоначально запрашиваемым документам прокурор (следователь) получит в результате временного доступа к вещам и документам или проведения обыска (осмотра).

Рубикон перейден

У вас может возникнуть ситуация, когда запрашиваемые документы были уже уничтожены. Иногда прокуроры (следователи) не учитывают сроки хранения документов***.

*** См. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 68-69, с. 3.

Только имейте в виду, что уничтожение документов, срок хранения которых истек, также имеет свою процедуру и, соответственно, сопровождающие этот процесс документы****.

**** См. подробнее в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 68-69, с. 46.

В этом ключе вашим основным правовым «бастионом» будет п. 44.3 НКУ: налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 НКУ, а также документов, связанных с исполнением требований «подконтрольного» налоговикам законодательства, не менее чем 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности.

При этом в соответствии с п. 44.1 НКУ для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести налоговый учет доходов на основании:

— первичных документов;

— регистров бухучета;

— финансовой отчетности;

— иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Не забываем также о Перечне, утвержденном приказом Минюста от 12.04.2012 г. № 578/5, в котором указаны сроки хранения типовых документов.

Итак, вы написали, что не хотите (не можете) представить запрашиваемые документы. Какие действия может предпринять прокурор или следователь?

Как мы уже сказали, есть несколько основных законных механизмов для получения желаемых документов.

Временный доступ к вещам и документам

Временный доступ к вещам и документам заключается в том, что вы предоставляете стороне уголовного производства возможность ознакомиться с интересующими ее документами (вещами), сделать их копии и изъять (осуществить выемку).

Временный доступ к вещам и документам осуществляется на основании определения следственного судьи, суда

При этом обратите внимание на один нюанс. Изъятие вещей или документов (ч. 7 ст. 163 УПК) во время получения доступа к вещам и документам может осуществляться в случаях, если (письмо № 223):

1) лицо, во владении которого находятся вещи или документы, не желает добровольно передать их стороне уголовного производства;

2) есть основания полагать, что собственник документов (вещей) после получения соответствующего запроса не отдаст вещи/документы добровольно или попытается их подменить или уничтожить;

3) вещи и документы в соответствии со ст. 162 УПК содержат охраняемую законом тайну, и такое изъятие необходимо для достижения цели применения этого средства обеспечения.

Запомните! Право на изъятие документов в рамках получения временного доступа к вещам и документам должно прямо предусматриваться в соответствующем определении следственного судьи.

Также в определении должен указываться четкий перечень документов, к которым прокурору (следователю) нужно получить доступ и/или изъять. Выйти за рамки такого перечня во время реализации этого метода обеспечения уголовного производства (не следственного действия!) прокурор (следователь) не имеет права.

При этом с учетом положений Закона № 2213* «разрешение» от следственного судьи должно прямо указывать, что можно изымать — копии или оригиналы документов.

* Закон № 2213 вступил в силу 07.12.2017 г., кроме положений о видеофиксации судебного рассмотрения.

Кроме того, определение следственного судьи действует всего 1 месяц со дня его вынесения.

Внимание! Обжаловать в апелляционном суде можно только определение о временном доступе к вещам и документам, если этим определением одновременно:

а) разрешено изъятие документов (вещей);

б) эти документы (вещи) удостоверяют право на осуществление предпринимательской деятельности, или изымаются иные документы, в случае отсутствия которых ФЛП или юрлицо лишается возможности осуществлять свою деятельность (п. 10 ч. 1 ст. 309 УПК). Например, изъятие оригиналов лицензий на право розничной торговли алкоголем.

В остальных случаях определение следственного судьи о предоставлении разрешения на временный доступ к вещам и документам обжаловать нельзя.

Игнорировать прокурора (следователя) с определением следственного судьи мы вам крайне не советуем.

Во-первых, есть риск попасть под уголовную ответственность за неисполнение определения следственного судьи по ст. 382 УК (неисполнение судебного решения).

Во-вторых, вполне возможно, что к вам придут «в гости» с обыском ☹ (ст. 166 УПК). Как раз его мы и обсудим ниже.

Обыск**

** Подробнее о правилах поведения во время обыска см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 15, с. 30.

Разница между доступом к вещам и документам и обыском в том, что последний уже является следственным действием.

Обыск проводится с целью выявления и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного правонарушения, отыскания орудия уголовного правонарушения или имущества, которое было получено в результате его совершения, а также установления местонахождения разыскиваемых лиц (ст. 234 УПК).

Это мероприятие, конечно, не из самых приятных.

Обыск также проводится на основании определения следственного судьи

При этом с учетом положений Закона № 2147 судья должен оценить, может ли обыск в данной ситуации быть наиболее эффективным способом получения интересующих прокурора (следователя) документов (п. 5 ч. 5 ст. 234 УПК в редакции Закона № 2147).

А вот положения п. 8 ч. 3 ст. 234 УПК в редакции Закона № 2147 вызывают опасение. Мы считаем, что такая формулировка будет позволять прокурорам (следователям) в случаях отказа на запросы (требования) по ч. 2 ст. 93 УПК сразу прибегать к обыску.

И надежда здесь только на следственного судью и его благоразумие.

В соответствии со ст. 236 УПК при обыске прокурор (следователь) имеет право, в частности, осматривать и изымать документы.

«Экспроприированные» документы, не входящие в перечень тех, которые искать и изымать разрешено, из определения о разрешении на проведение обыска, и не относящиеся к предметам, изъятым из оборота, считаются временно изъятым имуществом.

Соответственно, если при временном доступе «реквизировать» могут только те документы, которые указаны в определении следственного судьи, то при обыске таких ограничений, по сути, нет. Правда, изъятые «вне определения» документы имеют, как видите, статус изъятых временно.

А это значит, что вернуть такие документы должны в случае, когда:

а) прокурор вынес соответствующее постановление (если он признает такое изъятие безосновательным);

б) следственный судья или суд вынес определение (в случае отказа в удовлетворении ходатайства прокурора об аресте этого имущества);

в) в течение 48 часов после изъятия документов «вне определения» прокурор не подал ходатайство о применении ареста (ч. 5 ст. 171 УПКУ) или следственный судья не принимает решение по такому ходатайству в течение 72 часов после его получения (ч. 6 ст. 173 УПКУ);

г) арест документов (вещей) отменен (к слову, определение о применении ареста к вещам и документам может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции).

Прокуроры — это не единственные представители силовых структур, которые могут прислать вам запрос с требованием предоставить документы об определенной хозяйственной операции.

К ним присоединяются полиция и СБУ, которые действуют также и в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. Об обращениях СБУ и нацполиции вы уже знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 58, с. 29.

Скажем лишь, что полиция, в отличие от милиции, уже не имеет права проводить так называемые милицейские проверки (которые и в 2015 году имели сомнительный статус). А статус налоговой милиции на сегодняшний день под большим вопросом.

Мы, в частности, считаем, что налоговые милиционеры находятся вне закона, так как соответствующий раздел НКУ был исключен с 01.01.2017 г. Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII.

А напоследок предлагаем вам вариант ответа-отказа на требование (запрос) прокурора.

img 1

выводы

  • Предоставлять любые документы по запросу (требованию) прокурора хозсубъект не обязан.
  • При получении запроса (требования) о получении документов озаботьтесь направлением письменного ответа «автору» обращения.
  • Непредоставление документов в добровольном порядке по запросу (требованию) грозит получением доступа к вещам и документам в принудительном порядке или обыском.
  • Временный доступ к вещам и документам, а также обыск осуществляются на основании определения следственного судьи.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше