Господа фискалы, пеню считайте сами!

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2017/№ 49
По материалам категории 138.02 Базы знаний*

* См. на сайте ГФСУ (zir.sfs.gov.ua) в разделе «Общедоступный информационно-справочный ресурс».

вывод документа


Если плательщик, который самостоятельно выявил факт занижения НО прошлых налоговых периодов и представил уточняющую декларацию (расчет) по истечении 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты денежного обязательства, определенного НКУ, однако не начислил и не уплатил сумму пени, контролирующий орган самостоятельно начисляет пеню. Кроме того, здесь может быть применен админштраф по ст. 1632 КоАП

Комментируемая консультация является ответом на вопрос, какие штрафы грозят плательщику, если он при самостоятельном исправлении ошибки подал уточняющую декларацию/расчет (далее — УР), но без начисления и уплаты пени. Ответ, скажем прямо, стандартный для фискалов: истрактовали нормы на свое усмотрение, подтасовали аргументы и сделали «правильные» выводы.

Начнем с того, что авторы консультации вначале хитро процитировали только два первых абзаца «самоисправительного» п. 50.1 НКУ, умышленно позабыв о следующем тексте этой нормы, обязывающем плательщика при подаче УР уплатить только недоимку и штраф (а при исправлении в текущей декларации — отразить недоимку и штраф в декларации). О самоначислении и уплате плательщиком пени там нет и намека.

Цитирование далее общей нормы — п. 54.1 НКУ также не дает, по нашему мнению, оснований утверждать, что пеню в «самоисправительной» ситуации обязан рассчитывать и начислять сам плательщик. Ведь для такой ситуации имеется норма специальная — вышеупомянутый п. 50.1 НКУ, которая не обязывает плательщика заниматься еще и расчетом пени. Как не обязывают плательщика это делать при самоисправлении и специальные нормы «пенёвой» ст. 129 НКУ. Более того, изменения, внесенные в нее Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797-VIII, только добавили аргументов в пользу неначисления пени плательщиком (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 28, с. 33). К тому же ряд налоговых деклараций/расчетов (и в первую очередь — по НДС) вообще не содержат строк для указания такой пени.

Видимо, осознавая такой пробел в нормативах и явную хлипкость своих аргументов, фискалы приходят в этой консультации к тому, что, мол, если плательщик сам пеню не начислил, то придется начислять им. А на таких плательщиков налагать админштраф по ст. 1632 КоАП.

Однако для применения этого штрафа в такой ситуации у них еще меньше оснований, чем для того, чтобы навесить на плательщиков обязанность рассчитывать и декларировать пеню при самоисправлении.

Этот админштраф, напомним, применяется за непредставление или несвоевременное представление должностными лицами предприятий, учреждений и организаций платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей).

Во-первых, поскольку специальный п. 50.1 НКУ не обязывает плательщика рассчитывать, декларировать и уплачивать при самоисправлении пеню, то у него нет и обязанности представлять платежное поручение, содержащее сумму пени.

Во-вторых, в связи с вышеизложенным НКУ не устанавливает срок для уплаты такой пени, а при отсутствии срока нельзя вести речь и о его нарушении.

Поэтому считаем, что админштраф по ст. 1632 КоАП за непредставление платежки на уплату рассчитанной плательщиком при самоисправлении пени у фискалов применять нет оснований. В случае попытки вас оштрафовать обжалуйте такие протоколы в суде.

Одним словом, подумайте, стоит ли при самоисправлении морочить себе голову расчетом пени и авансировать ее суммами бюджет. Тем паче, что пеня на пеню не начисляется. И не отбирайте у фискалов их хлеб. ☺

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить