Налоговые консультации: до и после 1 апреля

В избранном В избранное
Печать
Амброзяк Наталья, юрист
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2017/№ 19
Вспомните, сколько раз вас выручала налоговая консультация? О «магической защитной силе» этого документа ходят легенды. По устоявшейся традиции, 2017 год принес изменения, которые коснулись и консультаций налоговиков. О них вы, конечно, уже знаете*. Вступят они в силу с 1 апреля, что очень даже символично. В этой статье разберемся подробнее, как обстоят дела с налоговыми консультациями сегодня и что необходимо учесть после дня «Х»?

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 5, с. 15.

Налоговая консультация — это бесплатная помощь налогоплательщикам со стороны контролирующих органов по практическому применению налогового законодательства.

Напомним: налоговые консультации могут быть индивидуальными и обобщающими.

Собственно говоря, это та константа, вооружившись которой мы начнем наш путь. Теперь поговорим о том…

Как обстоят дела сегодня

В зависимости от «места под солнцем» того или иного налогового органа объем возможностей для бескорыстной помощи налогоплательщикам у него разный.

Так, устные индивидуальные налоговые консультации могут предоставлять контролирующие органы любого уровня.

А вот письменные и «электронные» консультации — контролирующие органы в АРК, городах Киеве и Севастополе, областях.

Сюда же присоединяются межрегиональные «контролеры» и, конечно же, ее величество ГФСУ.

Кроме того, центральный фискальный орган пока обладает эксклюзивным правом обобщать налоговые консультации (но об этом чуть позже).

Собственно говоря, об «электронной» помощи контролирующих органов, в принципе, сложно что-то говорить, поскольку технически реализовать это право налогоплательщик не может. Это признают и сами налоговики (БЗ 135.05).

Срок предоставления консультации — 30 календарных дней

Отсчет ведется от следующего за днем получения запроса дня.

Письменные и «электронные» консультации публикуются на сайте контролирующего органа, который их предоставил, в течение 10 календарных дней (для индивидуальных) и 5 календарных дней (для обобщающих).

К слову, письма ГФСУ для своих территориальных органов, а также разъяснения из БЗ не являются ни обобщающими, ни индивидуальными налоговыми консультациями. Соответственно, эти документы не выполняют защитной функции, а также не могут быть обжалованы в порядке п. 53.3 НКУ.

Естественно, «допервоапрельские» нормы не идеальны. Из-за чего возникали некоторые трудности с их применением. Кое-какие проблемы законодатели попытались исключить. Однако все «зашлифовать» не удалось.

Об этом, а также о самых интересных новинках, с которыми придется жить после 1 апреля 2017 года, поговорим далее.

Что будет

Во-первых, изменился перечень консультирующих органов.

В устной форме консультации предоставляются контролирующими органами и государственными налоговыми инспекциями (ГНИ).

Скажем прямо: добавление ГНИ было бы оправдано при старой редакции п. 41.1 НКУ. Поскольку если обратиться к нынешней норме, становится ясно, что налоговые инспекции вполне успешно вписываются в понятие «контролирующий орган».

Письменные консультации будут предоставляться все теми же контролирующими органами в АРК, городах Киеве и Севастополе, межрегиональными контролерами и ГФСУ.

Обобщающие налоговые консультации — прерогатива Минфина

Во-вторых, индивидуальные налоговые консультации будут предоставляться только в письменной или устной форме.

Выше мы отмечали, что механизм «электронных» консультаций сейчас не работает. Видимо, нардепы потеряли всякую надежду внедрить такие возможности.

В-третьих, индивидуальные налоговые консультации теперь подлежат регистрации в единой базе, а также обязательной публикации на сайте ГФСУ. Естественно, без указания наименования (Ф. И. О.), ЕГРПОУ (регистрационного номера учетной карточки) и налогового адреса плательщика.

И самое главное: единая база индивидуальных налоговых консультаций будет в открытом и безвозмездном доступе.

Обратите внимание: индивидуальные налоговые консультации, которые не зарегистрированы в единой базе, освобождения от ответственности в соответствии с абзацем первым п. 53.1 НКУ налогоплательщикам не дают (см. абзац второй п. 53.1 НКУ).

При этом в НКУ есть достаточно корявый абзац первый п. 52.5. Толковать его можно по-разному. И как то, что контролер-консультант лишь сообщает о том, что направил документ на регистрацию, и как то, что консультация зарегистрирована.

Надеемся, подзаконная нормативка и дополнительные разъяснения внесут некоторую ясность.

В-четвертых, прямо закрепили требования к запросу о предоставлении «письменной помощи налоговиков».

Раньше в такой ситуации использовали положения Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР (далее — Закон № 393).

Проблемы возникали тогда, когда необходимо было обжаловать некачественную налоговую консультацию. Проще говоря, отписку с обыкновенным цитированием НКУ и других нормативно-правовых актов.

Здесь суды вполне эффективно «отшивали» недовольных хозсубъектов, которые просили такую индивидуальную налоговую консультацию признать неправомерной и отменить.

В частности, служители Фемиды свои решения в пользу фискалов в таких случаях аргументировали тем, что:

а) запрос не содержал вопросов, которые были бы связаны с его практической деятельностью (см., например, определение ВАСУ от 24.10.2016 г. по делу № 826/19216/15**);

** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/61790041.

б) у контролирующего органа недостаточно информации о ситуации плательщика, которая позволяла бы четко ответить на заданные вопросы (см., например, определение ВАСУ от 16.05.2016 г. по делу № 826/6781/15***).

*** См. по ссылке: http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/58041534

После 1 апреля все станет иначе.

«Практичность» запроса теперь будут оценивать фискалы. Такого свойства в вашем обращении не обнаружилось? Стражи налогов и сборов со спокойной душой будут присылать не налоговые консультации, а ответы на информационные запросы в порядке и сроки, предусмотренные Законом № 393.

И проблема в том, что четко определить, какие вопросы можно считать «практичными», а какие — нет, достаточно сложно.

Естественно, такие «писульки» вас от ответственности не защитят. ☹ Бонусы, которые предоставляет налоговая консультация, здесь не работают. Да и обжаловать ответ на информационный запрос в порядке п. 53.3 НКУ (п. 53.2 НКУ в первоапрельской редакции) вы не сможете.

В-пятых, первоапрельская редакция п. 53.1 НКУ однозначно закрепила:

«плательщик налогов и/или налоговый агент, которые действовали в соответствии с налоговой консультацией, не освобождаются от обязанности уплатить налоговое обязательство, определенное этим Кодексом»

Ранее вывод о том, что индивидуальная налоговая консультация защитит вас лишь от штрафных санкций, но не от уплаты налогового обязательства, существовал на уровне толкований. И могли быть варианты защиты с использованием презумпции правомерности действий налогоплательщика. Сейчас, как вы понимаете, новая редакция этой нормы НКУ не оставляет никаких шансов.

Кроме того, спорный вопрос по поводу соотношения индивидуальной и обобщающей налоговых консультаций тоже решен.

Опять же, ранее можно было «поиграться» и выбрать консультацию с наиболее выгодной для вас позицией. При этом, доказывая свою правоту, пенять на неоднозначность толкования налоговых норм и презумпцию действий налогоплательщика. Но с 1 апреля НКУ станет неумолим. Если индивидуальная и обобщающая налоговые консультации противоречат друг другу — будет применяться обобщающая.

И еще одно. Налоговые консультации, предоставленные до 31 марта 2017 года (включительно), с 1 января 2018 года прекращают свое действие (п. 39 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Меж двух миров

Возникает еще одна проблема: что, если запрос подан до 1 апреля, а ответ ожидается уже после вступления в силу изменений в НКУ?

Здесь нужно учесть следующие моменты.

Требования к форме и содержанию запроса будут действовать «допервоапрельские». И вот почему.

Закон обратной силы не имеет. Исключениями являются только уменьшение или отмена ответственности. Правило закреплено ст. 58 Конституции Украины.

Хотя на юрлиц и ФЛП данный принцип не распространяется, обратная сила закона допускается, если об этом прямо указано в нормативно-правовом акте (решение КСУ от 09.02.99 г. № 9-рп/99). Обсуждаемая норма не содержит прямых указаний о ее обратном действии.

То есть налоговики, например, не смогут вместо письменной налоговой консультации «втюхать» ответ на информационный запрос, обосновывая это тем, что ваше обращение не отвечает требованиям п. 52.1 НКУ.

Хотя мы советуем вам все-таки в запросах до 1 апреля учитывать требования, предусмотренные новой редакцией. И в первую очередь это касается положения о практической необходимости получения налоговой консультации.

Кроме того, сроки предоставления «письменной налоговой помощи» также останутся старыми (см. выше).

Остальные же правила будут применяться. Поскольку само предоставление консультации уже приходится на «новые времена».

Соответственно, ваш ответ будет подлежать регистрации в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций. А значит, документ благополучно станет защитой и после 31.12.2017 г.

Обратите внимание: если будет принята обобщающая налоговая консультация и она станет противоречить вашей индивидуальной — применению подлежит мнение Минфина.

Итак, ключевые моменты налоговых консультаций мы рассмотрели. Пора переходить к выводам.

выводы

  • Письма, адресованные территориальным налоговым органам, и разъяснения из БЗ не являются налоговыми консультациями.
  • Запрос на налоговую консультацию должен соответствовать п. 52.1 НКУ.
  • Если запрос не отвечает требованиям НКУ, контролирующий орган даст ответ, но он не будет иметь силы налоговой консультации.
  • Запрос на письменную налоговую консультацию должен содержать практическое обоснование необходимости получения этого документа.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить