(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/11
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Март , 2017/№ 26

Профсоюз как неприбыльная организация

http://tinyurl.com/y3x4xqe2
Из предыдущей статьи вы узнали об особенностях правового регулирования деятельности профсоюзов. Ясно, что профсоюз — это неприбыльная общественная организация, созданная с целью осуществления представления и защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза. Пришла очередь изучить налоговый учет таких неприбыльных организаций, тем более, что законодательством для них уготовлены свои особые правила налогообложения. Об этих особенностях и пойдет речь в нашей статье.

Начнем с того, что порядок налогообложения неприбыльных организаций регулируется нормами п. 133.4 НКУ. Основная особенность заключается в том, что они не являются плательщиками налога на прибыль. То есть, они могут быть плательщиками любых других налогов/сборов, отчитываться и уплачивать обязательства по ним, как и другие плательщики, согласно общим правилам НКУ, за исключением налога на прибыль.

Когда можно руководствоваться этой нормой? Вот, к примеру, зарегистрировал профсоюзную организацию, которая является неприбыльной ( ст. 1 Закона № 1045), и с чистой совестью не плати налог на прибыль. Ан нет, не все так просто. Для целей налогового учета еще необходимо подтвердить свой статус «неприбыльности». Что для этого нужно?

Статус «неприбыльности»

Для получения статуса «неприбыльности» организация должна быть включена в Реестр неприбыльных организаций (далее — Реестр). Это возможно при условии ее соответствия следующим требованиям ( п.п. 133.4.1 НКУ):

создана и зарегистрирована такая организация в порядке, определенном законом, регулирующем деятельность соответствующей неприбыльной организации;

— ее учредительные документы (или документы организации высшего уровня, на основании которых действует неприбыльная организация в соответствии с законом) предусматривают два обязательных момента: (1) запрет распределения полученных доходов среди учредителей, членов, работников (кроме оплаты их труда, начисления ЕСВ), членов органов управления и других связанных с ними лиц; (2) передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица.

Если все эти требования одновременно выполняются, то

для включения в Реестр неприбыльных организаций следует обратиться в контролирующий орган по основному месту учета

с заявлением по форме 1-РН ( приложение 1 к Порядку № 440) и копией уставных документов, заверенных должным образом ( п. 6 Порядка № 440).

По результатам рассмотрения заявления и документов, предоставленных к нему, на протяжении 14 календарных дней со дня их получения контролирующий орган уведомляет организацию о своем решении по форме согласно приложению 2 к Порядку № 440 (п. 8 Порядка № 440).

Заметьте: для вновь созданных неприбыльных организаций предусмотрено включение в «неприбыльный» Реестр со дня их государственной регистрации, при условии подачи всех вышеперечисленных документов во время или на протяжении 10 дней со дня госрегистрации.

Включение неприбыльной организации в Реестр* осуществляется по коду согласно ЕГРПОУ. Профсоюзу присваивается признак неприбыльности с кодом 0044 ( п. 4 Порядка № 440).

* Подробнее о «неприбыльном» Реестре см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 61, с. 7.

Причем в целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц сведениями, содержащимися в Реестре неприбыльных организаций, их размещают в свободном доступе на официальном веб-портале ГФСУ по адресу: https://cabinet.sfs.gov.ua/cabinet/faces/public/reestr.jspx ( п. 12 Порядка № 440).

Важно! Для сохранения статуса «неприбыльности» необходимо на протяжении всей деятельности такой организации соблюдать обязательное требование

об использовании доходов исключительно для финансирования расходов на содержание такой организации, реализации цели (задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами ( п.п. 133.4.2 НКУ)

Итак, после включения профсоюза в Реестр можно смело руководствоваться нормами НКУ, описывающими налогообложение неприбыльных организаций.

Отчетный период и налоговый отчет

В общем случае для неприбыльных организаций, которые отвечают требованиям п. 133.4 НКУ и внесены в «неприбыльный» Реестр, установлен годовой налоговый (отчетный) период. Теперь это четко определено в п.п. 133.4.7 НКУ. То есть они отчитываются один раз в год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем такого отчетного (налогового) года. Для этого неприбыльщики, согласно п. 46.2 НКУ, подают Отчет об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организации* по форме, утвержденной приказом № 553 (далее — Отчет). И его необходимо было подать уже по результатам 2016 года в срок не позднее 1 марта 2017 года.

* Подробнее о заполнении Отчета см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 87, с. 8.

Но из этого правила есть единственное исключение. В случае, когда «неприбыльщик» допустил нарушение требований пребывания в Реестре неприбыльных организаций — срабатывают правила, прописанные п.п. 133.4.3 НКУ. А именно,

«нарушитель» обязан отчитаться перед контролирующим органом в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода (в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца)

Такой период начинается с начала года (или с даты получения статуса «неприбыльности», если такое событие было позднее) и длится по последний день месяца, в котором такое нарушение было совершено. Причем здесь совсем другая история и «печальные» последствия.

Во-первых, неприбыльная организация, с первого числа месяца следующего за месяцем нарушения, исключается из Реестра (т. е. лишается статуса «неприбыльности»), а по результатам последнего «неприбыльного» отчетного периода обязана самостоятельно рассчитать и уплатить налог на прибыль. К счастью, налог на прибыль за такой период рассчитываем только (!) исходя из суммы нецелевого использования средств.

Во-вторых, «нарушитель», соответственно, с первого дня месяца, следующего за месяцем нарушения, и до конца такого налогового года обязан ежеквартально отчитываться и уплачивать налог на прибыль на общих основаниях, как обычный плательщик налога на прибыль. Даже в следующем налоговом (отчетном) году такая организация не сможет вернуть свой прежний статус «неприбыльности» ( последний абзац п.п. 133.4.3 НКУ).

И учтите: если контролирующий орган самостоятельно выявит факт нецелевого использования доходов неприбыльной организации, то такой «нарушитель» исключается из Реестра с первого числа месяца, в котором такое нарушение было совершено, а не выявлено. Причем ему грозят доначисления налоговых обязательств, штрафных санкций и пени за период, в котором совершено нарушение (в части операций нецелевого использования активов), а также за весь период деятельности после исключения его из «неприбыльного» Реестра, как для обычного плательщика налога на прибыль. Такой вывод следует из п.п. 133.4.4 НКУ.

Нет нарушений — нет Отчета

Важно! Для профсоюзных организаций ( последний абзац п. 46.2 НКУ) установлен только один отчетный период (месяц) и одно основание для предоставления Отчета — это нарушение требований п. 133.4 НКУ. В общем,

профсоюзные организации не обязаны предоставлять Отчет в контролирующие органы до тех пор, пока не «оступятся»

и не окажутся в рядах нарушителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. А до момента такого нарушения об отчетности перед налоговиками им можно забыть.

Подтверждают это сами налоговики (см. письмо ГФСУ от 08.02.2017 г. № 2991/7/99-99-15-02-01-17, подкатегория 102.04 БЗ). Причем такой порядок непредоставления профсоюзами Отчета в контролирующий орган заработал уже по результатам отчетности за 2016 год. То есть, «послушные» профсоюзы (те, которые не нарушили требований п. 133.4 НКУ) уже за 2016 год Отчет налоговикам не предоставляли — не «грузили» фискалов бесполезной информацией ☺.

Но имейте в виду: такое послабление касается исключительно вышеуказанного Отчета, если профсоюзная организация является плательщиком других налогов, сборов (в том числе плательщиком НДС), то отчитываться ей придется согласно общим правилам, прописанным соответствующими нормами НКУ.

Еще один важный момент: в связи с изменениями в п. 46.1 НКУ, с 1 января 2017 года несколько расширили понятие «налоговой декларации»*, что приравняло к ней, в частности, «неприбыльный» Отчет, а также «Звіт про суми податкових пільг» (форма и порядок заполнения которого утверждены Порядком № 1233). Поэтому отныне за неподачу либо несвоевременную подачу таких отчетов применяются штрафы согласно п. 120.1 НКУ (за первое нарушение — 170 грн., а за повторное в течение года привлечение к такой ответственности — 1020 грн.). Кроме того, теперь на предельные сроки их подачи распространяется «празднично-выходной» перенос, предусмотренный п. 49.20 НКУ.

* Налоговой декларацией теперь считают в том числе документ (расчет, отчет), на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства или отражаются объемы операции, доходов, по которым налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности начисления и уплаты налога и сбора ( п. 46.1 НКУ).

Финансовая отчетность профсоюза

Дальше разберемся с тем, какой комплект финансовой отчетности, куда и в какие сроки необходимо предоставлять профсоюзам.

Что подавать? Начнем с того, что

в ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете для неприбыльщиков установлена (изменения вступили в силу еще 13.08.2015 г.) сокращенная по показателям финотчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах

Причем есть оговорка, что делаем это опираясь на НП(С)БУ. Однако в нормы П(С)БУ 25, который «курирует» формы сокращенной финотчетности, изменения и по сей день не внесены. В связи с чем на текущий день, как и обычные плательщики, в качестве ориентира пользуемся ч. 3 ст. 55 ХКУ, дающей понять, к какому виду субъектов хозяйствования вы относитесь (малому (в том числе «микро»), среднему или крупному предпринимательству). Соглашаются с этим и налоговики (см. подкатегорию 102.23.02 БЗ). Поэтому, если руководствоваться правилами профильного П(С)БУ 25, получается, что:

— если профсоюз относится к субъекту малого* предпринимательства, то он может составлять финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (в составе ф. № 1-м «Баланс», ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»),

* Субъект малого предпринимательства — это юрлицо, у которого среднее количество работников за календарный год не превышает 50 человек, а годовой доход — не больше 10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ ( ч. 3 ст. 55 ХКУ).

— если относится к субъекту микропредпринимательства* — упрощенный финансовый отчет (в составе ф. № 1-мс «Баланс», ф. № 2-мс «Отчет о финансовых результатах»).

* Субъект микропредпринимательства — это юрлицо, у которого среднее количество работников за календарный год не превышает 10 человек, а годовой доход — не больше 2 млн евро по среднегодовому курсу НБУ.

Считаем, что в случае, когда профсоюз «выпал» из категории малого предприятия (допустим, количество сотрудников — более 50 человек за календарный год), комплект финотчетности останется сокращенным (в составе ф. № 1-м «Баланс», ф. № 2-м «Отчет о финансовых результатах»). В поддержку данной позиции свидетельствует основной документ бухучета — Закон о бухучете (а точнее, его ч. 3 ст. 11).

Итак, с тем, какой комплект финотчетности профсоюз должен составлять, разобрались, теперь о порядке и сроках его представления в налоговые и статистические органы.

В органы Госстатистики. Правила представления финотчетности в «статистику» находим в п. 2 Порядка № 419 (ср. 025069200). Так, если профсоюз относится к субъекту малого предпринимательства, то он отчитывается в «статистику» (ф. № 1-м, ф. № 2-м) ежеквартально и за год, а если микропредпринимательства (ф. № 1-мс, ф. № 2-мс) — только за год.

Напомним сроки предоставления финотчетности:

— квартальной — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом,

— а годовой — не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным

И еще один важный момент. На местном уровне существует возможность выяснить, какую именно отчетность от вас хочет получить орган Госстатистики. Для этого необходимо зайти непосредственно на сайт вашего управления статистики*, где согласно своему коду ЕГРПОУ можно получить всю необходимую информацию. Детальная информация об электронной отчетности Гостатистики размещена на сайте: www.ukrstat.gov.ua.

* Сайт Главного управления в Харьковской области: http://kh.ukrstat.gov.ua/serv_form/inf_resp.php/ (рубрика «Электронная отчетность»).

В налоговый орган. Напомним, раньше неприбыльные организации могли предоставлять налоговикам финотчетность по своему желанию (см. письмо ГФСУ от 17.10.2016 г. № 33649/7/99-99-15-02-01-17). Сейчас, с 1 января 2017 года,

финотчетность — неотъемлемая часть «неприбыльного» Отчета ( абзац 2 п. 46.2 НКУ). Поэтому профсоюзная организация вместе с Отчетом обязана подать в контролирующий орган также финансовую отчетность

Учитывая, что профсоюз подает Отчет в налоговый орган исключительно в случае нарушения требования п. 133.4 НКУ, то и финансовую отчетность налоговикам следует предоставить только за такой отчетный период.

Проблема заключается в том, что отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год, также предусмотрена промежуточная отчетность, которая формируется ежеквартально нарастающим итогом, т. е. за отчетный период — квартал ( ст. 13 Закона о бухучете). Получается, что законодательных оснований для составления финотчетности за нестандартный период попросту нет (за исключением вновь созданных или ликвидируемых организаций).

Но, несмотря на это, если возникнет необходимость в предоставлении Отчета за период, не равный квартальному или годовому, думаем, сформировать финотчетность за такой нестандартный период все-таки придется (на основании данных бухучета сделать это не составит особого труда). Ведь неподача финотчетности послужит основанием для налоговиков не признавать «неприбыльный» Отчет ( пп. 46.1, 48.1 и 48.7 НКУ).

Имейте в виду: срок предоставления профсоюзом в контролирующий орган финотчетности (так же, как и для Отчета, вместе с которым она подается) установлен для месячного налогового (отчетного) периода, т. е. в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем месяца, в котором были нарушены «неприбыльные» требования.

В дальнейшем за период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, по 31 декабря такого отчетного года неприбыльщик ежеквартально предоставляет в контролирующий орган финансовую отчетность вместе с декларацией по налогу на прибыль, в порядке, установленном для обычного плательщика налога на прибыль. Такое же мнение высказывают налоговики (см. категорию 102.04 БЗ). В данном случае сроки предоставления финотчетости соответствуют квартальному отчетному периоду ( п.п. 49.18.2 НКУ) — в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия).

НДС и профсоюз

В завершение хотим обратить ваше внимание на возможность регистрации профсоюза плательщиком НДС.

Безусловно, при желании профсоюзы могут регистрироваться плательщиками НДС в добровольном порядке ( п. 182.1 НКУ). Никаких законодательных ограничений для этого нет. Другое дело, что для профсоюза такая регистрация, по сути, без надобности.

А вот что касается обязательной регистрации профсоюза плательщиком НДС, то тут нужно «держать ухо востро». Ведь когда общая сумма от операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (оплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС), регистрации плательщиком НДС не избежать ( п. 181.1 НКУ). Учтите: традиционно налоговики считают, что в этот объем попадают также поставки, освобожденные от обложения НДС (см. подкатегорию 101.01.01 БЗ).

А вот средства, полученные профсоюзом как членские взносы, участвовать в расчете «миллионного» предела не будут

Чаще всего основными операциями, участвующими в расчете критерия НДС-регистрации, у профсоюзов являются операции по предоставлению путевок членам профсоюзов. В том числе путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и отдых на территории Украины физлиц в возрасте до 18 лет, инвалидов, детей-инвалидов, операции по поставке которых освобождаются от обложения НДС ( п.п. 197.1.6 НКУ). Однако последние операции, как мы уже сказали, тоже должны учитываться при расчете предельного порога обязательной НДС-регистрации.

Думаем, что здесь не все так печально. Смотрите сами. Например, можно воспользоваться лояльным разъяснением налоговиков из письма ГНСУ от 26.11.2012 г. № 6016/0/61-12/15-3115. В нем сказано, что право собственности на путевку не передается ее получателю (члену профсоюза), а остается за профсоюзной организацией. То есть, получатель не приобретает права распоряжаться путевкой как владелец (не имеет права продать или подарить ее). Более того, получатель путевки обязан подтвердить ее использование им лично по целевому назначению, предоставив обратный талон об использовании. Следовательно, предоставление путевки получателю не соответствует определению поставки ( пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ). А раз нет поставки, то нет облагаемой НДС операции ( п. 185.1 НКУ). Таким образом, операции по обеспечению членов профсоюза путевками не учитываются при расчете «миллионного» барьера для обязательной регистрации плательщиком НДС. Правда, отметим, что аргументация в этом письме немного сомнительная. К тому же была и другая позиция налоговиков (см. БЗ 101.13, которая действовала до 23.01.2013 г.). Поэтому рекомендуем все-таки заручиться разъяснением «на свое имя», чтобы в дальнейшем не переживать о возможной «смене настроения» фискалами.

выводы

  • Профсоюз, который соответствует требованиям п. 133.4 НКУ и включен в Реестр неприбыльных организаций, не является плательщиком налога на прибыль. При этом может оставаться плательщиком других налогов и сборов (в том числе плательщиком НДС), согласно нормам НКУ.
  • «Неприбыльный» Отчет профсоюз обязан предоставить в контролирующий орган исключительно в случае нарушений требований п. 133.4 НКУ.
  • Для профсоюзов установлена сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
профсоюз, неприбыльная организация, неприбыльная общественная организация, налоговый учет добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье