Темы статей
Выбрать темы

Агродотация: учет у счастливчиков

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Своеобразным «компенсатором» отмены спецрежима по НДС для сельхозтоваропроизводителей выступает бюджетная дотация. Однако рассчитывать на нее могут не все сельхозники — это «поощрение» для избранных*. У них-то и возникает дилемма, как отражать полученную госдотацию: через счет 48 или без него?

* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 3, с. 10, № 37, с. 4.

Претендовать на госдотацию или не заморачиваться с ней, аграрии решают сами. То есть это сугубо добровольное дело (п. 161.1 Закона № 1877**). При этом право на получение агродотации имеют не только юрлица, но и ФЛП, основной деятельностью которых является поставка сельхозтоваров из дотационного списка. Главное — быть:

** Закон Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» от 24.06.2004 г. № 1877-IV.

1) плательщиком НДС;

2) включенным в Реестр получателей бюджетной дотации (Реестр).

Эта статья для тех, кто воспользовался своим правом, получил дотационный статус и собственно саму агродотацию.

Теперь обо всем по порядку.

ДС9 — заявка на дотацию

Дабы заявить о своем намерении получить бюджетную дотацию, претенденту-аграрию первым делом нужно подать дотационное приложение ДС9 к НДС-декларации. В его таблице 1 производят расчет положительного значения разницы между суммой налоговых обязательств (НО) и суммой налогового кредита (НК) текущего отчетного (налогового) периода.

В строке 3 таблицы 1 приложения ДС9 отражают только лишь положительную величину

Если результат обратный (отрицательный), в этой строке проставляют прочерк. Соответственно о получении агродотации за такой отчетный период можно забыть. Равно как и при отсутствии дотационной деятельности. Если в отчетном месяце вообще не было операций с дотационными НО и/или НК, тогда приложение ДС9 вообще не подают.

Как заполнить приложение ДС9, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 30, с. 45. Здесь лишь уточним (см. письма ГФСУ от 24.05.2017 г. № 338/6/99-99-12-02-01-15/ІПК и от 14.06.2017 г. № 636/6/99-99-12-02-01-15/ІПК):

1) значение строки 1 таблицы 1 должно равняться сумме показателей дотационных строк по:

— графе 5 таблицы 1 приложения Д1;

— графе 6 таблицы 1 приложения Д5;

2) значение строки 2 таблицы 1 должно равняться сумме показателей дотационных строк по:

— графе 5 таблицы 2 приложения Д1;

— графе 6 таблицы 2 приложения Д1;

— графе 7 таблицы 2 приложения Д5;

— графе 8 таблицы 2 приложения Д5;

3) показатель строки 3 таблицы 1 — это положительное значение разницы строк 1 и 2. Повторим: если разница отрицательная, строку 3 не заполняют.

Положительное значение НО, задекларированное аграрием в строке 3 таблицы 1 приложения ДС9, не будет абсолютной величиной дотации, которую он в итоге получит из бюджета

Это лишь его хотелка. Вероятность совпадения таких сумм практически равна нулю.

При этом ввиду отсутствия необходимой информации рассчитать самостоятельно размер госдотации сельхозтоваропроизводители не могут. Сумму бюджетной дотации, которая причитается каждому аграрию, определяет ГФСУ по методике, прописанной в Порядке № 83***. Сельхозтоваропроизводитель к этому процессу доступа не имеет. В Реестре он увидит уже посчитанную фискалами сумму бюджетной дотации. Однако получить представление о механизме расчета лишним не будет.

*** Порядок распределения бюджетной дотации, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.2017 г. № 83.

Так как же определяют величину агродотации?

Расчет дотационного НДС

По правде сказать, размер госдотации — это своеобразная лотерея. Ведь сколько подлежит выплате конкретному аграрию, зависит от трех показателей:

1) суммы уплаченного им в бюджет НДС по дотационным видам деятельности;

2) суммы выделенного из бюджета ассигнования для выплаты дотации сельхозникам на соответствующий месяц;

3) коэффициента пропорциональности, который тоже рассчитывают контролеры согласно п. 10 Порядка № 83.

Механизм определения величины дотации регламентирован пп. 7 и 8 Порядка № 179*. По его нормам налоговики прежде всего рассчитывают уплаченную сумму НДС по дотационной деятельности за соответствующий отчетный период (Сi). Определяют ее пропорционально объемам операций по видам такой деятельности к общему объему поставок товаров/услуг. Формула такова:

* Порядок предоставления информации о дотации, утвержденный постановлением КМУ от 21.02.2017 г. № 179.

Сi = Чs х ПДВ, где:

Чs — доля поставки товаров по результатам операций по видам дотационной деятельности в общем объеме поставки товаров/услуг за отчетный период (дотационная доля);

ПДВ — общая сумма НДС, уплаченная в бюджет за соответствующий отчетный период.

В свою очередь, дотационную долю (Чs) рассчитывают с точностью до четырех знаков после запятой по такому алгоритму:

Чs = ОПs : ОП, где:

ОПs — объем операций по поставке дотационных товаров;

ОП — объем всех операций по поставке товаров/услуг за отчетный налоговый период.

Заметьте! Оба этих показателя (и ОПs, и ОП) определяют по данным НН/РК за соответствующий отчетный период, которые зарегистрированы в ЕРНН. При этом в объем дотационных поставок засчитывают те операции, НН/РК по которым в порядковом номере после дроби содержат цифру «2».

А если регистрация дотационных НН/РК заблокирована?

Тогда ситуация совсем не радужная. Выходит, такие НН/РК попросту выпадут из расчета дотационной доли, поскольку в ЕРНН их не будет. Причем заметьте: приостановление регистрации сельхозных НН/РК скажется на пропорции дотационных поставок далеко не в пользу агрария. В большинстве своем в итоге ему выпадет меньшая сумма госдотации.

Важно! Если впоследствии регистрацию таких НН/РК возобновят, то это вряд ли спасет ситуацию. Ведь п. 8 Порядка № 179 предписывает брать в расчет зарегистрированные НН/РК за соответствующий отчетный налоговый период. Раз так, то успеть их разблокировать нужно в «своевременные» сроки. Иначе такие НН/РК останутся «за бортом» расчета дотационной пропорции.

Пример 1. Дотационную НН, датированную 4 сентября 2017 года, сельхозник 5 сентября отправил на регистрацию в ЕРНН. Регистрация такой НН приостановлена. После подачи «разблокировочных» документов дотационная НН по решению комиссии зарегистрирована 29 сентября.

При таких обстоятельствах эта НН попадет в расчет дотационной доли — она зарегистрирована своевременно. Если же такая НН попадет в ЕРНН более поздней датой, то соответственно «пролетит как фанера…».

Еще раз взгляните на приведенные выше формулы: строка 3 таблицы 1 приложения ДС9 вообще не участвует в расчете суммы дотационного НДС (Сi). Показатель этой строки свидетельствует лишь о дотационных намерениях сельхозника и не более того.

Повторим:

все расчеты контролеры производят на основании зарегистрированных НН/РК

А потому таблица 1 приложения ДС9 по большому счету имеет справочное значение. Заполнив ее строку 3, аграрий заявляет о своем праве получить госдотацию за отчетный период.

Каким видит расчет бюджетной дотации Минагрополитики, представлено на сайте www.minagro.gov.ua в разделе «Бюджетная дотация» (см. табл. 1).

Таблица 1. Расчет бюджетной дотации с позиции Минагрополитики

№ п/п

Показатели

Сумма, тыс. грн.

1

Выписанные налоговые накладные* за месяц (всего), в том числе по видам дотационной деятельности

250

200

2

Удельный вес, коэффициент (200 тыс. грн. : 250 тыс. грн.)

0,8

3

Сумма НДС, подлежащая уплате (уплачена) по декларации

50

4

Сумма дотации, подлежащая уплате производителям (50 тыс. грн. х 0,8)

40

* Исходя из п. 8 Порядка № 179 такие НН должны быть зарегистрированы в ЕРНН.

Учтите! Рассчитанная контролерами сумма дотационного НДС (Сi) — это лишь потенциальная величина бюджетной дотации, которую может получить аграрий. Налоговики еще скорректируют ее на коэффициент пропорциональности.

«Окончательная» сумма бюджетной дотации

Конкретную сумму агродотации рассчитывают по механизму, предусмотренному Порядком № 83. Это требование записано в п. 10 Порядка № 179. Проще говоря, к показателю Сi (сумме дотационного НДС) применяют коэффициент пропорциональности согласно бюджетному финансированию.

Как записано в п. 9 Порядка № 83, для каждого получателя агродотации фискалы определяют причитающуюся ему сумму средств (1) с применением коэффициентов пропорциональности и (2) таблицы соответствия кодов КВЭД, приведенных в ст. 161 Закона № 1877, кодам товаров согласно УКТ ВЭД из приложения к Порядку № 83 (ср. ). Этот расчет они производят на основании уведомления Казначейства о сумме перечисленных на небюджетный счет Минагрополитики средств ежемесячно в течение 3-х рабочих дней после предельного срока уплаты НДС в соответствии с Реестром и поданной НДС-отчетностью.

Коэффициенты пропорциональности также рассчитывает ГФСУ отдельно для (пп. 9 — 11 Порядка № 83):

— птицеводов (КВЭД 01.47, 10.12 и 10.80);

— прочих дотационщиков-товаропроизводителей, осуществляющих виды деятельности из п. 161.3 Закона № 1877 (кроме КВЭД 01.47, 10.12 и 10.80).

Коэффициент пропорциональности не может быть больше 1

Если в результате расчета получено большее значение, то его принимают на уровне 1.

Хорошо, если ассигнований из госбюджета достаточно для выплаты агродотаций в отчетном месяце. А если претендентов на нее оказалось много, да еще со значительными суммами дотационного НДС? Тогда размер полученной госдотации может их серьезно огорчить — виной тому станет низкий коэффициент пропорциональности.

Опять-таки процесс расчета коэффициентов пропорциональности для аграриев «тайна за семью печатями». В Реестре сельхозтоваропроизводитель увидит только причитающуюся ему сумму бюджетной дотации.

На основании полученного от ГФСУ Реестра Казначейство в автоматическом режиме перечисляет аграриям суммы бюджетной дотации с небюджетного счета Минагрополитики.

Получают агродотацию сельхозники на свой текущий счет в банке (п. 5 Порядка № 179), т. е. никаких особых (специальных) счетов для нее не открывают.

Как же вести учет госдотации?

Учитываем агродотацию

Перво-наперво давайте определимся со статусом бюджетной дотации, а именно ее целевой направленностью.

Исходя из ст. 161 Закона № 1877 полное название этого вида государственной поддержки — бюджетная дотация для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции.

На какие цели сельхозники могут использовать суммы полученной агродотации?

Закон № 1877 нам здесь не помощник. Также молчит об этом и НКУ — его п. 51 подразд. 2 разд. XX не устанавливает требований по целевому использованию таких сумм сельхозтоваропроизводителями.

Что касается подзаконных актов, то согласно п. 7 Порядка № 83 денежные средства на госдотации сельхозникам выделяют по бюджетной программе 2801580 «Финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей». А главным распорядителем таких бюджетных средств и ответственным исполнителем этой бюджетной программы назначено Минагрополитики (п. 2 Порядка использования средств, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.2017 г. № 77).

Цель использования бюджетных средств по программе 2801580 определена п. 1 Порядка № 77:

1) увеличение объемов производства сельхозпродукции;

2) повышение производительности в сельском хозяйстве;

3) содействие развитию аграрного рынка и обеспечению продовольственной безопасности.

При этом п. 17 Порядка № 83 обязывает в установленном законодательством порядке осуществлять:

— составление и подачу финансовой и бюджетной отчетности об использовании бюджетных средств;

— контроль за их целевым и эффективным расходованием.

То есть, с одной стороны,

агродотация имеет явную целевую направленность — для развития сельхозтоваропроизводителей и стимулирования производства сельхозпродукции

С другой стороны, условия расходования сельхозниками полученных средств нигде не закреплены. Поэтому налоговики по вопросу целевого использования суммы бюджетной дотации отправляют сельхозников к Минагрополитики (см. БЗ 101.21). Мы, в свою очередь, рекомендуем прислушаться к их совету.

По нашему мнению, полученные суммы агродотации должны пройти у сельхозтоваропроизводителей через счет 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», субсчет 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов» как финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его расходования (п. 19 П(С)БУ 15 «Доход»).

Заметим: согласно п. 16 П(С)БУ 15 целевое финансирование не признают доходом до тех пор, пока не существует подтверждения того, что оно будет получено и предприятие выполнит условия по такому финансированию.

Поскольку сельхозник сам не может определить достоверно сумму госдотации, то до момента получения бюджетных средств ее не отражают в бухучете.

Агродотация, как мы выяснили, поступает сельхознику без условий ее расходования. А раз так, то целевое финансирование признают дебиторской задолженностью с одновременным отражением дохода (п. 19 П(С)БУ 15). То есть вначале делают запись: Дт 377 — Кт 482, а затем показывают доход от бесплатно полученных оборотных активов: Дт 482 — 718. Поступление госдотации фиксируют по дебету субсчета 311 «Текущие счета в национальной валюте»: Дт 311 — Кт 377.

Что касается НДС, то в соответствии с п.п. 196.1.6 НКУ объектом обложения этим налогом не являются дотации за счет бюджетов (кроме тех, которые предоставляются в имущественной форме). Поэтому НДС-объект при получении такой госдотации не возникает.

По приобретенным за счет сельхоздотации необоротным активам, товарам, услугам сельхозтоваропроизводитель вправе в общем порядке включить суммы НДС в состав налогового кредита (пп. 198.1 — 198.3 НКУ).

Аграрии — плательщики единого налога группы 3 в соответствии с п.п. 4 п. 292.11 НКУ не включают в свой доход суммы средств целевого назначения, которые поступили из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в рамках государственных или местных программ.

А сейчас пример.

Пример 2. Сельхозтоваропроизводитель является плательщиком НДС и внесен в Реестр получателей бюджетной дотации.

По итогам июля 2017 года аграрий претендует на получение госдотации — в составе НДС-декларации за июль 2017 года с проставленной отметкой в поле 06 вступительной части он подал приложение ДС9. В строке 3 его таблицы 1 проставлена сумма положительного значения налоговых обязательств, равная 80 тыс. грн.

Задекларированные налоговые обязательства по июльской НДС-декларации полностью уплачены сельхозником в бюджет.

Агродотация поступила на текущий счет предприятия в сентябре 2017 года в сумме 63 тыс. грн. Денежные средства использованы аграрием на приобретение минеральных удобрений.

Таблица 2. Учитываем получение дотации сельхозтоваропроизводителем

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Зачислена на текущий счет сельхозтоваропроизводителя госдотация

311

377

63000

2

Отражена дебиторская задолженность в размере полученной агродотации

377

482

63000

3

Признан доход от полученного целевого финансирования

482

718

63000

4

Произведена оплата за минеральные удобрения поставщику

371

311

63000

5

Отражена сумма НДС, не подтвержденная НН

644/1

644/НДС

10500

6

Отражен налоговый кредит по НДС на основании зарегистрированной НН

641/НДС

644/1

10500

7

Оприходовано полученное минеральное удобрение

208

631

52500

8

Списан налоговый кредит по НДС

644/НДС

631

10500

9

Произведен зачет задолженностей

631

371

63000

выводы

  • Ввиду отсутствия необходимой информации рассчитать самостоятельно размер госдотации сельхозтоваропроизводители не могут. Причитающуюся каждому аграрию сумму определяет ГФСУ.
  • Объемы дотационных (ОПs) и всех поставок (ОП) рассчитывают по данным НН/РК, которые зарегистрированы в ЕРНН за отчетный период.
  • Конкретная сумма агродотации, которую получит каждый сельхозник, зависит от коэффициента пропорциональности согласно бюджетному финансированию.
  • На полученные суммы госдотации сельхозтоваропроизводители кредитуют субсчет 482.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше