Обособленное подразделение без кассовой книги: провокация от НБУ?

В избранном В избранное
Печать
Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2018/№ 27
Письмо НБУ от 07.03.2018 г. № 50-0007/13560

вывод документа

Если обособленные подразделения, которые не ведут кассовую книгу, сдают наличную выручку в кассы банка через инкассаторов-сборщиков, то она не требует оприходования в кассовой книге предприятия-юрлица, поскольку зачисляется на его счет в безналичном порядке

Обособленные подразделения могут самостоятельно (в том числе с применением платежных устройств и через пункты приема наличности) или через службу инкассации сдавать наличность в банк для зачисления на банковские счета.

Инкассацию выручки обособленного подразделения (выемку наличности из ящика РРО) в этом случае осуществляют с использованием операции «службова видача».

Если обособленное подразделение сдает наличные в банк самостоятельно, подтверждением будет (п. 29 Положения № 148*):

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

— квитанция к приходному документу банка, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка;

— квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

— чек платежного терминала при проведении инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Передачу наличных инкассатору подтверждает копия сопроводительной ведомости к сумке с наличностью с подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика.

Такая наличная выручка обособленного подразделения зачисляется на счет предприятия в безналичном порядке и непосредственно в кассу предприятия не поступает. А значит, ее не оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами в кассе предприятия. Соответственно в кассовой книге предприятия движение выручки обособленного подразделения не показывают. С этим все предельно ясно!

А что с «обособленной» кассовой книгой?

Регулятор сделал либеральный вывод о том, что «обособленная» кассовая книга в таком случае не нужна. При этом сослался он на нормы абзаца четвертого п. 39 Положения № 148. По нему обособленные подразделения не (!) должны вести кассовую книгу, если они:

1) проводят наличные расчеты через РРО или РК с КУРО;

2) не принимают/не выдают наличность по кассовым ордерам.

Однако системное прочтение норм п.п. 18 п. 3 и п. 11 Положения № 148 заставляет нас осторожничать в этом вопросе. Ведь под оприходованием поступившей в кассу наличности п.п. 18 п. 3 Положения № 148 понимает ее учет в полной сумме именно в кассовой книге.

Поэтому, на наш взгляд, обособленному подразделению, которое самостоятельно (или через службу инкассации) сдает наличную выручку для зачисления на банковские счета, без своей «обособленной» кассовой книги не обойтись. Ведь в противном случае не будет факта оприходования наличной выручки — поступившая наличность не будет занесена в кассовую книгу ни у головного предприятия, ни у его обособленного подразделения (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 15, с. 8). Да и п.п. 2 п. 58 Положения № 148, который уполномочивает фискалов проверять полноту и своевременность оприходования в кассах наличных поступлений, отсылает к его п. 11. Последний как раз и определяет порядок оприходования налички, в том числе и при проведении расчетов с применением РРО. Оприходовать наличность — это значит внести запись в кассовую книгу то ли предприятия, то ли его обособленного подразделения.

Более того, за «обособленную» кассовую книгу при РРО-расчетах выступают сами налоговики (см. письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 06.03.2018 г. № 899/ІПК/26-15-14-09-12).

вывод документа

В целях расчета лимита кассы предприятие может выбирать любой период выборки для расчета среднедневного поступления наличности в кассу или ее среднедневной выдачи из кассы

О том, что именно так и нужно поступать, вы уже знаете из нашей публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 17, с. 5. Повторим еще раз: расчетный период для определения среднедневного показателя поступления/выдачи налички может быть каким угодно.

Главное — разработать и утвердить внутренним документом Порядок расчета лимита кассы самого предприятия и его обособленных подразделений. В расчете учитывают срок сдачи наличности для ее зачисления на банковские счета, определенный соответствующим договором банковского счета.

Установленный лимит кассы опять-таки утверждают внутренним документом (приказом руководителя).

Каждому обособленному подразделению устанавливают отдельный лимит кассы. Доводят его до их сведения внутренним документом юрлица.

вывод документа

В случае выдачи денежных средств по ведомости на выплату наличности в реквизите «Видати» расходного кассового ордера (РКО) указывают Ф. И. О. кассира, который выдает наличку

Этот вывод НБУ нас, мягко сказать, удивил. При действии старого «кассового» Положения сам же регулятор предлагал вписывать сюда соответствующее подразделение предприятия, получающее денежные средства (см. письмо НБУ от 22.04.2013 г. № 11-117/1363/4874, которое, правда, не актуально по письму НБУ от 20.03.2018 г. № 50-0007/15458).

На наш взгляд, указывать Ф. И. О. кассира в такой ситуации не логично. Ведь наличные, на которые оформляется РКО, выданы по ведомости работникам, а не в подотчет кассиру. К тому же если выдаем наличку конкретному работнику, то получатель должен поставить подпись. Но п. 32 Положения № 148 прямо требует не заполнять в РКО, которые оформляются на общую сумму проведенных кассовых операций, реквизиты «Одержав», «Дата», «Підпис одержувача», данные документа, удостоверяющего личность получателя.

В связи с этим, считаем, если ведомость на выплату наличности составлена в целом по предприятию, в реквизите «Видати» достаточно указать «Працівникам підприємства».

Грозит ли предприятию за эту «самоволку» какая-либо ответственность? Уверены, нет! Поскольку Положение № 148 не содержит четкого порядка заполнения этого реквизита, а все, что написал НБУ, можно рассматривать как рекомендацию и не более того. Да и налоговики при проверке вправе «забраковать» только тот РКО, в котором отсутствует либо же недостоверна подпись получателя. Тут же она вообще не предусмотрена. А то, что в поле «Видати» такого РКО должны стоять именно Ф. И. О. кассира, пусть сначала докажут.

Понятно, решать вам — придерживаться позиции НБУ и вписывать в РКО Ф. И. О. кассира или действовать по-другому.

вывод документа

Положение № 148 вступило в силу с 05.01.2018 г., а значит, его требования являются обязательными к выполнению именно с этой даты

Двух мнений быть не может: Положение № 148 следует применять с 05.01.2018 г., включая и утвержденные им новые формы кассовых документов. По крайней мере, пока не появится обещанная НБУ отсрочка на 6 месяцев для форм (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 11, с. 2).

Проверять соблюдение предприятием требований этого «кассового» Положения будут фискалы (п.п. 1 п. 58).

А за ними, сами знаете, «не заржавеет»…

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить