Темы статей
Выбрать темы

Как продать без НДС (и без налога на прибыль)

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
Пожалуй, этим вопросом задавались многие. Уйти от НДС не так-то просто. Это действительно один из самых неудобных для избегания налогов. И тем не менее при должной смекалке можно и здесь найти вполне законную лазейку. Заинтригованы? Тогда давайте разбираться.

Схема, о которой пойдет речь в данной статье, безусловно, очень хлопотная, требует немало затрат средств, времени и энергии. Из-за этого применить ее можно при дорогостоящих продажах (недвижимость, основные средства и т. д., — в дальнейшем будем называть все это имуществом). Но если ее реализовать, то мечта многих — продать без НДС — может осуществиться.

Суть варианта заключается в следующем — вместо того, чтобы продавать имущество «в лоб» по договору купли-продажи, его передачу следует завуалировать другой операцией, по которой НДС начислять не нужно. Среди всего многообразия таких операций наибольший интерес вызывает выделение юрлица (п.п. 196.1.7 НКУ). Сама процедура состоит из нескольких этапов:

1. Выделение юрлица с передачей ему части прав и обязанностей.

2. Продажа покупателю:

— либо имущества;

— либо корпоративных прав выделенного юрлица.

3. Ликвидация либо присоединение юрлица.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Выделение

Юрлицо, желающее продать имущество, проходит процедуру выделения из него другого юрлица. При выделении по разделительному балансу часть имущества, прав и обязанностей юрлица (назовем его основным) переходит к одному или нескольким создаваемым новым юрлицам (ч. 1 ст. 109 ГКУ). При этом само основное юрлицо не прекращается, оно продолжает существовать, но с урезанными активами и пассивами (в частности, с уменьшенным уставным капиталом). Просто от него отпочковывается выделенное предприятие, которое получает частичное правопреемство.

С некоторых пор определение термина «выделение» появилось и в НКУ (п. 98.1.4 НКУ). Под ним понимается выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а именно передача части имущества реорганизуемого налогоплательщика в уставные фонды других налогоплательщиков, которые создаются владельцами корпоративных прав реорганизуемого налогоплательщика, и в результате которого не происходит ликвидация реорганизуемого налогоплательщика.

Однако это определение не совсем удачное. Как видим, оно оперирует таким термином, как передача части имущества в уставный фонд создаваемого налогоплательщика. Однако как такового взноса в УФ здесь нет. Как бы там ни было, это неудачное определение нам вовсе не помеха.

Характерной особенностью выделения является то, что участниками выделенного юрлица становятся участники основного юрлица. То есть корпоративные права выделенного юрлица принадлежат участникам основного юрлица (как правило, в тех же пропорциях).

Сейчас мы не будем подробно описывать процедурную сторону выделения — это не цель данной статьи. Отметим лишь, что процедура эта непростая, многоступенчатая, требует согласования со множеством лиц и беготни по инстанциям (госрегистратор, налоговики, кредиторы, работники и т. д.).

Как вы уже догадались, имуществом, которое переходит выделенному юрлицу, будет именно то имущество, которое надо продать без НДС (собственники на свое усмотрение решают, какое имущество следует выделять).

Главное, что нужно понять на этом этапе:

передача имущества выделенному юрлицу не облагается НДС

Более того, основному юрлицу не придется начислять и компенсирующие НО: выделение прямо исключено и из аннуляционной нормы (п. 184.7 НКУ) и из нехозяйственно-необлагаемой нормы (п.п. «а» п. 198.5 НКУ). То есть НК остается нетронутым, что подтверждают и налоговики в консультации в БЗ (категория 101.15).

Что касается регистрации плательщиком НДС выделенного лица, то она должна проходить в общем порядке как для вновь созданного лица (п. 183.17 НКУ), т. е. выделенное не обязательно должно с ходу становиться плательщиком НДС. Для дальнейших рассуждений это имеет принципиальное значение.

Итак, в конце концов имеем выделенное юрлицо, на балансе которого числится имущество, а корпоративные права принадлежат участникам основного общества.

Продажа имущества

На первый взгляд, наиболее простой вариант дальнейших действий — продажа имущества выделенным юрлицом покупателю. Вы уже знаете, что это юрлицо с ходу не становится плательщиком НДС, а значит, первая сделка не может облагаться НДС. В итоге цель достигнута — имущество продано без НДС!

Скорее всего, объем поставки превысит 1 млн грн (п. 181.1 НКУ), а значит, нужно не забыть вовремя подать заявление на регистрацию плательщиком НДС (п. 183.2 НКУ). Но эта регистрация никакой роли не играет, другие значимые сделки проводить через это выделенное юрлицо никто не собирается.

После проведения заветной операции выделенное юрлицо ликвидируется, участники забирают полученные от продажи денежные средства. Схема закрыта!

Но у этой на первый взгляд простой схемы есть громадный минус — у выделенного юрлица может появиться прибыль от продажи имущества, а значит, придется заплатить налог на прибыль. Ведь имущество выделяется по балансовой стоимости, а она, скорее всего, меньше той, за которую его нужно продать.

Поэтому еще до выделения можно провести дооценку имущества до продажной цены. Что это даст?

Во-первых, не придется платить налог на прибыль выделенному юрлицу. Объясним почему. Вообще-то, по идее, оно является частичным правопреемником, а значит, проведенная основным юрлицом дооценка должна им браться во внимание. Поэтому, если оно высокодоходник (т. е. если стоимость продаваемого имущества будет не меньше 20 млн грн., причем для разниц мы смотрим последний годовой период, т. е. тот период, за который подаем годовую декларацию по налогу на прибыль; это правило установлено в части четвертой п.п. 134.1.1 НКУ), то весь ее результат должен быть «съеден» разницами (пп. 138.1 и 138.2 НКУ), ведь для целей налоговой амортизации дооценка не учитывается (п.п. 138.3.1 НКУ).

Однако сами налоговики считают, что после процедуры выделения выделенное юрлицо считается отдельным налогоплательщиком и старые «хвосты» (последствия операций, проведенных основным юрлицом еще до выделения) к нему никакого отношения не имеют. Например, они запрещают переносить в его налоговый учет отрицательное значение объекта налогообложения, которое сложилось у основного юрлица, ссылаясь на то, что НКУ не предусмотрено соответствующей нормы (БЗ 102.23.02).

Замечательно! О том, что выделенный налогоплательщик должен брать во внимание дооценку, проведенную до реорганизации, тем более нет нормы НКУ. Поэтому если налоговики последовательны, то они должны не реагировать на дооценку, проведенную основным налогоплательщиком.

Это означает, что

балансовая стоимость объекта будет равна его продажной стоимости, а значит, выделенное юрлицо не платит и налог на прибыль

Если же выделенное юрлицо будет малодоходником, то вопрос с разницами вообще отпадает — оно их не считает, а значит, дооценка выведет прибыль от продажи имущества в ноль.

Во-вторых, для основного юрлица дооценка проходит безболезненно. В налоговом учете она будет «съедена» разницами и пройдет мимо налога на прибыль.

В-третьих, если участниками основного (а стало быть, и выделенного) предприятия будут юрлица на общей системе, то стоимость их долей будет увеличена на сумму дооценки. По крайней мере, если они используют метод участия в капитале, то увеличение доли отразится проводкой Дт 141 — Кт 411. При этом не будут затронуты доходы (подробнее о бухучете по методу участия в капитале см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 19, с. 18), но и разница из п.п. 140.4.1 НКУ рассчитываться не будет, так как эта операция не привела к бухучетным доходам.

Поэтому стоимость имущества, полученного после ликвидации выделенного предприятия, будет равна стоимости доли, отраженной на сч. 141, а значит, прибыли от операций с корпоративными правами не будет.

А вот если участниками являются физлица, то тут ситуация менее радужная. Налогообложение операций с инвестиционными активами регламентировано п. 170.2 НКУ. Соль в том, что под обложение НДФЛ подпадает инвестиционная прибыль, которая рассчитывается как разница между доходами, полученными от продажи актива (или вследствие ликвидации эмитента), и стоимостью актива, которая определяется с суммы документально подтвержденных расходов на приобретение этого актива.

Вряд ли проведение дооценки основным юрлицом налоговики будут рассматривать как расходы налогоплательщика по приобретению инвестактива. Поэтому таким участникам, скорее всего, придется уплатить НДФЛ (и ВС) по итогам года.

Ну и, само собой, отметим, что процедура дооценки тоже непростая и требует определенных вложений (взять хотя бы расходы на профессионального оценщика; подробнее об этой процедуре см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 94, с. 50) и годится только для необоротных активов.

Продажа корпоративных прав

Если кому-то этот вариант не нравится, то можно пойти по другому пути. Но сразу предупреждаем: он тоже не из простых.

После выделения следует продавать не имущество, а корпоративные права выделенного юрлица либо самому покупателю, либо его участникам с дальнейшим присоединением выделенного юрлица к покупателю. В результате выделенное юрлицо прекращается, а его имущество переходит к покупателю как к правопреемнику.

В таком случае у участников основного юрлица, которые продают корпоративные права, возникнет налог на прибыль (или НДФЛ с ВС, если они физлица) от операции купли-продажи корпоративных прав. Но, опять же, если подсуетиться и провести дооценку необоротных активов, то можно уйти от налога налога на прибыль в описанном выше порядке.

Что касается выделенного юрлица, то вопрос о налоге на прибыль вообще не стоит — его не будет. Равно как не будет и НДС.

Ведь при присоединении действует та же норма, что и в отношении выделения — оно не является объектом налогообложения

Что касается покупателя (либо его участников), то платить налог на прибыль (или НДФЛ с ВС) они не должны — прибыли от конвертаций корпоративных прав в результате присоединения не будет.

Преимущества и недостатки

Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Первый — прозрачный и внушает доверие покупателю. Ведь он покупает именно имущество, а не некие эфемерные корпоративные права, да еще и с дальнейшей головной болью, связанной с присоединением юрлица. Второй вариант более запутанный и гораздо хлопотнее, ведь присоединение — не самая простая процедура. Впрочем, его туманность кому-то покажется плюсом, ведь рыбку легче ловить в мутной воде.

И напоследок одна важная ремарка — чтобы избежать лишних вопросов со стороны проверяющих, лучше, чтобы выделенное предприятие просуществовало некоторое время и совершило несколько сделок на незначительную сумму, пусть даже с начислением мизерных НО.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше