Нет, в таком случае составлять расчет корректировки (РК) к «авансовой» налоговой накладной (НН) не нужно.
Ведь никак не изменяется сумма компенсации товаров или услуг, не меняется номенклатура и нет какого-либо другого события, которое должно было бы повлечь составление РК согласно ст. 192 НКУ. И вообще, никакие обязательные реквизиты «авансовой» НН не изменяются. НДС-последствия по такой операции уже были своевременно отражены в НДС-учете продавца. И поскольку первое событие при возврате товаров ненадлежащего качества сохраняется, то и необходимости в каком-либо пересмотре и уточнении ранее отраженных налоговых обязательств не возникает. Подробное обоснование этой нашей позиции читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 76, с. 40-41.
РК мог бы понадобиться в том случае, если бы первым событием была отгрузка товаров, и первоначальная НН была бы составлена в связи с этим. Тогда после оплаты товаров и дальнейшего их возврата денежные средства на дату возврата приобрели бы статус предоплаты за другой товар, что повлекло бы за собой составление новой НН. Так фискалы рассматривают указанную ситуацию в БЗ, подкатегория 101.04, согласно которой сейчас они хотят видеть новую НН на ту же дату, что и РК — на дату возврата товара*. Хотя раньше они требовали составлять РК на дату возврата товара, а новую НН — на дату дополнительного соглашения о том, что деньги «перебрасываем» на оплату другого товара (см. письмо ГФСУ от 10.05.2016 г. № 10328/6/99-99-15-03-02-15)**. Но если и так, то дата такого соглашения в любом случае не может быть позже, чем дата фактического возврата некачественного товара, ведь сам возврат товара, а не заключение дополнительного соглашения является НДС-«корректировочным» событием.
* Хотя в своих устных разъяснениях фискалы подходят к ситуации формально и настаивают на составлении РК и новой НН на дату возврата товара, даже если первым событием была предоплата, а не отгрузка.
** Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 43, с. 10.
В нашем же случае НН составлена в связи с предоплатой. Отгрузка некачественных товаров в этом случае является вторым событием, которое не вызывает никаких последствий в НДС-учете. Следовательно, и возврат некачественных товаров НДС-последствий иметь не будет. Предоплата, полученная 28.12.2017 г., просто опять станет «открытой», т. е. будет ожидать своего «закрытия» путем поставки под нее товаров. А поскольку товары под аванс будут поставляться в рамках того же договора, той же номенклатуры, в том же количестве и по той же цене — изменять в первоначальной НН фактически нечего. Идет речь просто о надлежащем выполнении условий первоначального договора, а не об их изменении. Поэтому и оснований для составления РК нет.
Для того, чтобы указанные действия прошли без «проволочек», рекомендуем зафиксировать в письменном виде обязанность поставщика по замене возвращенных товаров на такое же количество. Кстати, вовсе не обязательно заключать «полноформатное» дополнительное соглашение. Достаточно получить от покупателя письмо, в котором тот обосновывает возврат товаров их неудовлетворительным качеством (выставляет претензию о ненадлежащем выполнении условий первоначального соглашения) и отмечает, что хочет получить не другой, а такой же товар, в том же количестве и по той же цене.
На том, что указанные характеристики товара не изменяются, нужно сделать акцент в переписке с покупателем (уточнить, что поставленный на замену товар будет того же цвета, модели, артикула и т. п.). Ведь номенклатура, цена и количество являются обязательными реквизитами НН (п. 201.1 НКУ), и в случае изменения хотя бы одного из этих реквизитов без РК не обойтись.