Обязано или может?

В избранном В избранное
Печать
Калашникова Лилия, налоговый эксперт, Костенко Нина, эксперт по вопросам оплаты труда, Соломина Мария, налоговый эксперт, Ушакова Лилия, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Апрель, 2018/№ 30
Обязано ли обычное (небюджетное) предприятие, рассчитывая отпускные, применять коэффициент корректировки?

Для начала чуточку теории, чтобы вопрос был понятен всем нашим читателям. Мы уже с вами говорили, что в общем случае средняя «отпускная» зарплата исчисляется исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска.

Естественно, что в этом периоде оклады (тарифные ставки) работников могли повышаться. Например, в 2017 году месячная зарплата работника могла составлять 4000 грн., а в 2018-м — вырасти до 8000 грн. в связи с повышением оклада. Если просто рассчитать среднедневную зарплату исходя из фактических выплат, а затем умножить ее на количество дней отпуска, то трудовой доход работника за месяц, на который приходится отпуск, уменьшится. Ведь дни отпуска будут оплачены по «усредненной» зарплате.

Чтобы не допустить снижения суммы дохода работника за период его отпуска, п. 10 Порядка № 100 предусмотрена корректировка выплат, учитываемых при расчете среднего заработка и начисленных до такого повышения, на коэффициент повышения окладов (тарифных ставок) на предприятии. То есть проводя корректировку, вы, по сути, дотягиваете зарплату, начисленную в расчетном периоде до повышения окладов (тарифных ставок), до уровня сегодняшней зарплаты работника.

Так что если смотреть на эту «процедуру» с точки зрения наемных работников, то корректировка средней «отпускной» зарплаты — это хорошо. Зарплата за период отпуска «не проседает».

Другое дело, что не все хотят с ней возиться (хотя, поверьте, не так страшен это черт (коэффициент), как о нем говорят ☺) и стараются найти лазейки, как корректировку обойти.

Давайте посмотрим, что нам предлагает п. 10 Порядка № 100. Среди прочего в нем указано: на хозрасчетных предприятиях корректировка заработной платы и других выплат производится с учетом их финансовых возможностей.

Минсоцполитики понимает эту норму так: в случае тяжелого финансового положения хозрасчетное предприятие имеет право уменьшить коэффициент корректировки. Для этого необходимо издать соответствующий приказ (распоряжение) и согласовать его с профкомом. Однако не проводить корректировку вообще предприятие не имеет права (см. письмо Минсоцполитики от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416). Такие выводы Минсоцполитики полностью поддерживает Гоструда.

А вот суды не так единодушны в этом вопросе.

Одни считают, что Порядок № 100 не обязывает небюджетного работодателя проводить корректировку зарплаты. Решение о ее проведении такой работодатель принимает самостоятельно с учетом своих финансовых возможностей. При этом он вправе понизить размер коэффициента до 1,0, если отсутствуют финансовые возможности применять фактический коэффициент корректировки (см., к примеру, постановления Орджоникидзевского горсуда Днепропетровской обл. от 21.12.2017 г. по делу № 184/2004/17, Черкасского окружного админсуда от 23.09.2013 г. по делу № 823/2916/13-а, определение ВАСУ от 14.03.2013 г. № К/9991/48171/11, постановление Драбовского районного суда от 20.08.2013 г. по делу № 692/1013/13-п).

Другие же суды становятся на сторону Минсоцполитики и Гоструда (см., например, определение Киевского апелляционного админсуда от 17.04.2014 г. по делу № 823/2842/13-а).

Делаем выводы? Непроведение корректировки штрафоопасно. Не готовы спорить с «трудовиками» — проводите корректировку.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить