Сегодняшний наш разговор, как вы, наверное, уже поняли, — о постановлении № 25*, которым регулятор с 1 июля 2018 года решил прекратить дополнительный выпуск в наличное обращение монет номиналами 1, 2, 5 и 25 копеек (далее — монеты мелких номиналов).
* Постановление Правления НБУ «Об оптимизации обращения монет мелких номиналов» от 15.03.2018 г. № 25.
Вместе с тем такие монеты будут обращаться до принятия отдельного решения Правления НБУ об их изъятии. В конце концов самой мелкой монетой, которая и дальше останется в обращении, будут 10 копеек вместо 1 копейки сейчас.
Но пока этого не случилось, посмотрим лучше, как остальные предписания постановления № 25 уже в ближайшее время зацепят субъектов хозяйствования. Сразу скажем, что при дальнейшем изложении будем учитывать позицию самого Нацбанка, высказанную им на официальном веб-сайте**, что, однако, не помешает нам озвучить свое виденье той или иной проблемы.
** См. по ссылке: https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=59167458&cat_id=40465
Начнем с самой жгучей — округление при расчетах.
Что следует округлять?
Постановление № 25 предписывает юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, с 1 июля 2018 года проводить округление:
общих в чеке сумм расчетов наличностью за товары (работы, услуги). Стоимость каждого товара округляться не будет
Кроме того, в таком же порядке придется округлять общие суммы расчетов в акте о выдаче средств или другом документе, который оформляется во время возврата средств при возврате товара.
Такая формулировка сразу вызывает прямые ассоциации с нормой п. 2 ст. 3 Закона об РРО***, где идет речь о том, что «РРО-обязанные»**** субъекты хозяйствования должны выдавать расчетный документ установленной формы на полную сумму проведенной операции как в случае приобретения товара/получения услуги, так и в случае возврата товара / отказа от услуги.
**** Кто к ним относится, читайте в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 24.
Этим НБУ, на наш взгляд, стремится сказать, что между суммой уплаченных потребителем наличных средств и суммой, указанной в чеке РРО как общая стоимость покупки, не должно быть никаких расхождений, даже на несколько копеек. Иначе, если у юридических лиц на месте проведения расчетов окажется несоответствие между суммой наличных средств и суммой средств, указанной в дневном отчете, больше чем на 10 % размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года*, им грозят финансовые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 17 Закона об РРО.
* То есть в течение 2018 года больше чем 372,30 грн.
Еще раз подчеркнем: округление должно происходить как в фискальном чеке на товары (услуги) по форме № ФКЧ-1, так и в фискальном чеке на выдачу средств по форме № ФКЧ-2**. На это указывает и Нацбанк, отвечая на вопрос, нужно ли округлять сумму, когда клиент требует возврата платежа:
** Оба утверждены приказом Минфина от 21.01.2016 г. № 13.
если возмещение выплачивается наличностью, а монеты не используются, предприятия будут округлять окончательные суммы в соответствии с установленными правилами
Конечно, это хорошо, что Нацбанк позаботился о тех субъектах хозяйствования, которые по закону обязаны использовать РРО. Однако вне его внимания остались остальные наличные расчеты как в сфере торговли, общественного питания и услуг, так и в других сферах. В частности, НБУ умолчал, как с 1 июля выплачивать наличностью заработные платы, пенсии, стипендии, социальные помощи и т. п.
Или, как, скажем, физические лица смогут уплатить наличностью налоги (на недвижимое имущество, плату за землю), определенные контролирующим органом с копейками. А есть еще разнообразные админсборы, госпошлины, судебный сбор, обязательные услуги госучреждений, стоимость бланочной продукции, сопутствующей таким госуслугам, — и далеко не всегда они кратны 10 копейкам.
Пока еще есть время, все эти вопросы требуют немедленных разъяснений от Нацбанка.
А мы продолжим разбираться с тем, что более-менее понятно уже сейчас.
Когда округлять?
Во-первых, необходимость проведения округления связывается с отсутствием монет мелких номиналов (п. 4 постановления № 25). При буквальном толковании этой нормы выходит, что при наличии таких монет у любой из сторон расчетов ни о каком округлении речь не идет.
Это мнение подтверждает и ответ регулятора на вопрос, должны ли будут предприятия принимать мелкие копейки? Здесь ничего неожиданного нет: поскольку копейки остаются действительным платежным средством в Украине, то
при наличии монет соответствующих номиналов у покупателя предприятия должны принять их для расчетов
Не вызывает сомнений и то, что предприятия в случае наличия у них соответствующих монет будут давать их на сдачу.
Вместе с тем Нацбанк не уточняет, как и когда одна сторона расчетов должна известить другую о наличии у нее таких монет. В первую очередь это важно для потребителя, если он рассчитывал уплатить точную сумму покупки, без округления, а для того чтобы расплатиться за покупку после округления ее стоимости, у него не хватает средств. Конечно, такая ситуация скорее теоретическая, однако, как ее решить тому конкретному потребителю, который случайно в нее попадет, регулятор умалчивает.
А пока что на вопрос, будут ли предприятия округлять цены, если у потребителей будет с собой точная сумма, отвечает так: при наличии монет соответствующих номиналов у покупателя или у продавца потребители смогут использовать их в расчетах.
Во-вторых, округления будут проводить лишь при наличных расчетах. Это следует из п. 6 постановления № 25, согласно которому
юридические и физические лица во время осуществления безналичных расчетов округление не проводят
Как выполнить это предписание на практике (скажем, в большом супермаркете в часы наибольшей активности покупателей), НБУ тоже, судя по всему, не задумывался. На сегодня его позиция такова: при безналичных расчетах округление не должно осуществляться, поскольку копейки останутся законной платежной денежной единицей в Украине. Отчего это мешает унифицировать расчеты там, где от такой унификации выигрывают и потребители, и торговцы, регулятор, к сожалению, не объясняет. Наши советы, как, несмотря на такое излишнее регулирование, пренебречь им на полностью законных основаниях, — в конце статьи.
А теперь — последний вопрос по мотивам постановления № 25.
Как проводить округление?
В действительности правила проведения округления, предложенные Нацбанком, достаточно просты.
1) сумма, заканчивающаяся от 1 до 4 копеек, округляется в сторону уменьшения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек;
2) сумма, заканчивающаяся от 5 до 9 копеек, округляется в сторону увеличения до ближайшей суммы, которая заканчивается на 0 копеек.
Как видите, они отвечают общим правилам математического округления, которые известны всем. Поэтому с этим, уверены, проблем не будет.
Проблему мы видим в другом:
насколько эти правила обязательны для выполнения всеми субъектами хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг?
Нацбанк высказался в отношении этого достаточно решительно: предприятия будут округлять окончательные суммы (остатки) по любым наличным платежам в соответствии с установленными постановлением № 25 правилами. Но имеет ли такая его решительность законодательное обоснование?
С одной стороны, ст. 40 Закона Украины «О Национальном банке Украины» от 20.05.99 г. № 679-XIV (ср. ) уполномочивает НБУ устанавливать правила, формы и стандарты расчетов банков и других юридических и физических лиц в экономическом обороте Украины с применением, в частности, платежных инструментов и наличности.
С другой же стороны, в сфере наличных расчетов преимущество, безусловно, должно предоставляться Закону об РРО и подзаконным актам, принятым в его исполнение. А они ничего подобного пока что не предусматривают.
Нет, в частности, в РРОшной нормативке и такого требования, которое прописано в п. 5 постановления № 25: субъектам хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг, которые осуществляют наличные расчеты с потребителями с применением РРО, во время проведения наличных расчетов
приводить в чеках общие суммы до округления и после
По мнению регулятора, это не будет требовать дополнительных расходов на перенастройку РРО. А делать это он советует, используя механизм надбавок/скидок. Хотя в п. 4 постановления № 25 четко сказано, что округление не является скидкой или надбавкой, рекламой или стимулированием продажи товаров (работ, услуг) в значении этих сроков, определенных законодательством Украины.
Последняя оговорка, по нашему мнению, сделана для того, чтобы не возникло недоразумений с точки зрения законодательства о защите прав потребителей.
А еще сработать она может в тех случаях, когда идет речь о базе обложения НДС. Как известно, понятие «скидка» разрешается употреблять лишь тогда, когда, в частности, цена продукции является ниже ее обычной цены (п. 3 ч. 4 ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» от 12.05.91 г. № 1023-XII). В свою очередь, база обложения НДС операций по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг не может быть ниже обычных цен (абзац второй п. 188.1 НКУ). Так вот, облагать налогом товар исходя из минбазы после округления его стоимости необходимости не возникает.
А теперь, как и обещали, дадим несколько советов, как на законных основаниях обойти предписания постановления № 25.
Как избавиться от давления регулятора?
Настоящий бизнес всегда чутко реагирует на изменение внешних обстоятельств и при необходимости отрегулирует свою деятельность сам. Лишь бы только ему не мешали.
Поэтому заинтересованные субъекты хозяйствования еще задолго до принятия постановления № 25 самостоятельно нашли выход из сложившейся ситуации. Нам осталось только проанализировать их опыт и предложить перенять его вам.
1. Большинство проблем с округлением можно снять просто сейчас, если установить цену товара кратной 10 копейкам. Особенно действенным этот совет будет для тех торговцев, чей товар штучный или фасуемый.
Однако учитывайте при этом особенности ценообразования на алкогольные напитки и табачные изделия. Первые из них нельзя продавать дешевле минимальных розничных цен (как их рассчитать, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 99, с. 27, только не забудьте о последнем повышении согласно постановлению КМУ от 09.08.2017 г. № 634).
Поэтому есть смысл на ценнике привести цену, которая является кратной 10 копейкам в большую сторону
Табачные изделия, наоборот, запрещено продавать по ценам выше максимально-розничных цен, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий, увеличенным на суммы «розничного» акцизного налога. В этом случае советуем на ценнике указать цену, которая является кратной 10 копейкам в меньшую сторону.
2. Конечно, штучным или фасуемым ассортиментом торговля не ограничивается — есть еще и весовой товар. И здесь от цены за единицу веса почти ничего не зависит. В таком случае самым лучшим выходом из ситуации будет
округление всегда в сторону уменьшения, которое можно представить как постоянно действующую акцию
Для этого стоит во внутреннем положении об акциях отметить, что независимо от наличия у потребителя монет мелких номиналов, способа расчетов за товар и других действующих акций торговец принимает на себя обязательство предоставлять скидку на общую сумму в чеке от 1 до 9 коп., просто отбрасывая их без всяких дополнительных требований к потребителю. Такую абсолютную скидку достаточно легко реализовать в РРО.
Главное преимущество этого способа заключается в том, что вы навсегда избавите себя от необходимости выполнять постановление № 25. Ведь общая сумма в чеке после предоставления собственной «копеечной» скидки у вас всегда будет кратна 10 копейкам. Поэтому никакой необходимости выполнять округление именно по правилам этого постановления у вас не будет. Следовательно, ни выяснять, наличностью или безналичным способом собирается рассчитаться покупатель, ни печатать чек РРО именно так, как предписывает постановление № 25, вам будет не нужно.
А это уже, согласитесь, немало!