Комментируемая «когорта» писем посвящена одному пункту — п. 10 Порядка № 100*. В нем прописано: «в случаях повышения тарифных ставок (окладов) на предприятии, в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, зарплата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней зарплаты, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения. На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и других выплат производится с учетом их финансовых возможностей».
* Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.
Механизм применения этой нормы всегда вызывал множество вопросов. И это не удивительно. Ведь сам Порядок № 100 был утвержден более 20 лет назад, так сказать, под «реалии прошлого».
Спасает ситуацию то, что в п. 2 постановления КМУ от 08.02.95 г. № 100, которым собственно и утвержден этот Порядок, прописано право Минсоцполитики предоставлять разъяснения по вопросам исчисления средней заработной платы во всех случаях ее сохранения.
Давайте посмотрим, что «наразъясняли» Минсоцполитики и его «собрат» Гоструда в комментируемых письмах.
Начнем с «вопроса века»: обязаны ли физлица-предприниматели проводить корректировку средней зарплаты согласно п. 10 Порядка № 100?
Почему этот вопрос возник? Дело в том, что в п. 10, как, впрочем, и в самом Порядке фигурируют лишь предприятия, учреждения, организации, а вот о ФЛП нет ни слова.
А мы-то с вами знаем, что, когда нужно, законодатель четко разделяет эти понятия. Так, например, в свое время предпринимателям отказывали в компенсации из бюджета среднего заработка «солдатам предприятия», потому что в ст. 119 КЗоТ были указаны только предприятия, организации, учреждения. Да что вспоминать прошлое, даже сегодня работодатели-предприниматели не могут применять льготную ставку ЕСВ 8,41 % к зарплате работника с инвалидностью, поскольку их «забыли» указать наряду с предприятиями, учреждениями, организациями в ч. 13 ст. 8 «ЕСВшного» Закона Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI.
Можно ли применить такую же «избирательную» логику и к Порядку № 100?
Ответ Минсоцполитики — нет.
вывод документа
Порядок № 100 распространяется на предприятия, учреждения, организации и физических лиц — предпринимателей, заключающих с работниками трудовые отношения
Свою позицию ведомство обосновывает так. В соответствии со ст. 2 Закона об отпусках** право на отпуск с сохранением средней зарплаты имеют работники, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также работающие по трудовому договору у физического лица (далее — предприятие).
** Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
Порядок № 100 разработан во исполнение ст. 21 Закона об отпусках и распространяется на всех работодателей, в том числе и на физических лиц — предпринимателей, заключающих с работниками трудовые отношения. Следовательно, все работодатели, в том числе и работодатели-предприниматели, обязаны проводить корректировку среднего заработка, предусмотренную п. 10 Порядка № 100.
Идем далее. Пункт 10 Порядка № 100 «привязывает» необходимость проведения корректировки к случаям «повышения тарифных ставок (окладов)… в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях)».
Означает ли это, что если на предприятии (у ФЛП) нет колдоговора, то корректировку можно не проводить?
По мнению Минсоцполитики и Гоструда,
вывод документа
корректировку средней заработной платы необходимо проводить и в случае отсутствия коллективного договора
Корректировка средней заработной платы предусмотрена для того, чтобы в случае повышения окладов (тарифных ставок) в расчетном периоде, за который исчисляется средняя зарплата, работники не теряли в заработке.
Условия и размеры оплаты труда устанавливают в коллективном договоре, а если договор не заключался — приказом (распоряжением) работодателя, изданным после согласования с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), в случае же отсутствия первичной профсоюзной организации — со свободно избранными и уполномоченными представителями (представителем) работников (ст. 97 КЗоТ).
То есть случаи и порядок (размеры) повышения окладов (тарифных ставок) могут быть прописаны как в колдоговоре, так и в ином нормативном акте работодателя.
Таким образом, отсутствие колдоговора не является основанием для непроведения корректировки. Если оклады работникам были повышены на основании приказа (распоряжения) руководителя, корректировать среднюю зарплату нужно.
Коэффициент корректировки рассчитывают так: оклад (тарифную ставку) после повышения делят на оклад (тарифную ставку) до повышения. Но сколько знаков после запятой оставлять после расчета?
Минсоцполитики на этот вопрос отвечает так:
вывод документа
Порядком № 100 четко не предусмотрено, сколько знаков после запятой необходимо применять при расчете коэффициента корректировки
Получается, что их может быть любое количество. Но чем больше знаков после запятой мы оставим, тем «ближе» к нужному получится результат. ☺
Сами специалисты Минсоцполитики в своих устных консультациях рекомендуют оставлять 4 знака после запятой.
Важно! Если финансовое положение хозрасчетного предприятия или работодателя-предпринимателя оставляет желать лучшего, они могут уменьшить коэффициент корректировки исходя из своих финансовых возможностей. Для этого руководитель издает соответствующий приказ.
вывод документа
В приказе оговаривают причины, не позволяющие провести корректировку в полном объеме (в частности, снижение рентабельности, объемов производства; недостаточность оборотных средств и т. п.)
И, конечно же, такой приказ должен быть согласован с профсоюзным комитетом или другим уполномоченным представлять интересы работников органом.
В завершение отметим, что за непроведение корректировки (невыполнение требований п. 10 Порядка № 100) работодателю «светит» штраф в размере 1 минзарплаты (см. абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ) как за нарушение других требований трудового законодательства (письмо Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16), а его должностным лицам (ФЛП) — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).