Темы статей
Выбрать темы

Акт без подписи заказчика: чем заменить?

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Представьте себе ситуацию: предприятие — плательщик единого налога (группа 3) предоставляет услуги по переводу текстов населению через Интернет. Считается ли первичным бухгалтерским документом акт предоставленных услуг, который не подписан заказчиком из-за его отсутствия по месту предоставления услуги? Если нет, то каким другим документом можно оформить такие хозоперации, а также подтвердить сумму полученного дохода? Давайте разбираться в этой ситуации вместе.

Акт без подписи — не первичный документ?

Перед нами довольно-таки распространенный в интернет-торговле услугами случай: услуга предоставлена, соответствующий акт составлен, но из-за отсутствия личного контакта между исполнителем и заказчиком подписан он может быть только одной стороной — исполнителем, а вот подписи заказчика в нем не будет.

Вот тут-то самое время вспомнить, что говорят на этот счет два главных документа, которые устанавливают требования к бухгалтерской первичке, а именно: Закон о бухучете* и Положение № 88**.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

В бухучете все должно быть задокументировано. При этом и Закон, и Положение настаивают на том, что личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимающее участие в осуществлении хозоперации, являются обязательными реквизитами, которые превращают акт в первичный бухгалтерский документ. Причем первичный документ должен быть подписан лично (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и пп. 2.4, 2.5 Положения № 88).

Кстати, документы, созданные в электронной форме, не исключение. Их используют в бухучете только при условии, что они отвечают требованиям законодательства об электронных документах и электронном документообороте.

То есть электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью и скреплен электронной печатью.

Как видите,

акт предоставленных услуг без подписи одной из сторон хозоперации — заказчика — нельзя считать «полноценным» первичным документом

Совсем недавно вспоминали об этом и налоговики (см., например, письмо ГФСУ от 10.01.2018 г. № 95/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Но в нашем случае предприятие оказывает услуги физлицам, а значит, рассчитывать на то, что заказчик сможет подписать «электронный» акт предоставленных услуг электронной цифровой подписью, не приходится.

Получается, если предприятие показывает продажу услуг в бухучете на основании не «первичных» актов, оно автоматически нарушает требования п. 44.1 НКУ. Напомним, здесь говорится, что формировать показатели налоговой отчетности на основании данных, не подтвержденных, в частности, первичными документами, запрещено.

Без акта и справка — документ

На самом деле акт выполненных работ хоть и наиболее привычный, но не единственный документ, которым можно оформить факт предоставления услуги, а также начислить доход от ее предоставления. На наш взгляд, доходы от оказания интернет-услуг следует «самозадокументировать». Для этого нужно составить всем известную бухгалтерскую справку (или акт, как предлагает п. 2.6 Положения № 88 для расходов), которая будет содержать всю информацию о хозяйственной операции.

Кстати, о том, что бухсправка — полноценный первичный документ, говорил Минфин еще в письме от 05.08.2014 г. № 31-11410-08/23-2303/2333 (ср. ).

Форму бухсправки можно подсмотреть в Методрекомендациях по применению регистров бухучета, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2000 г. № 356. Но применять именно ее не обязательно. Ведь п. 2.7 Положения № 88 допускает возможность составления первичных документов не только на бланках типовых и специализированных форм.

Составить бухсправку (акт) можно в произвольной форме, главное — она должна содержать все предусмотренные для первичного документа обязательные реквизиты

Адаптируя требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете и п. 2.4 Положения № 88 к нашему случаю, в бухсправке (акте) обязательно укажите:

— наименование документа (бухгалтерская справка, акт);

— дату его составления;

— наименование предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание и объем хозяйственной операции;

— единицу измерения хозяйственной операции;

— должности и фамилии лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личную подпись или другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое составило и подписало бухсправку (акт).

Также в бухсправку (акт) можно включить дополнительные реквизиты (п. 2.4 Положения № 88): идентификационный код предприятия из ЕГР, номер бухсправки (акта), основание для ее (его) составления и т. п. Подробнее о правилах составления бухсправки (акта) читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 62, с. 23, 29.

Кроме того, для большей надежности рекомендуем «узаконить» отражение доходов от предоставления интернет-услуг на основании бухсправки (самоакта) в правилах документооборота (например, в приказе об организации бухучета на предприятии).

Еще один возможный способ задокументировать собственные доходы — оформить счет-фактуру (инвойс). Но помните! Счет-фактура является достаточным основанием для отражения в бухучете операций по поставке товаров, работ, услуг, если он отвечает двум требованиям (см. письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-11410-06-5/4339): оплачен (что подтверждается соответствующими документами) и позволяет идентифицировать хозоперацию и ее участников, другими словами, содержит реквизиты первички, названные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.

Ну и чтобы вообще не осталось никаких вопросов, приведем пример оформления бухсправки — «заменителя» акта предоставленных услуг.

img 1
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше