Темы статей
Выбрать темы

Налогообложение доходов работников подразделений

Савченко Елена, податковий експерт
Если головное предприятие имеет структурное или обособленное подразделение с наемными работниками, то возникает вопрос: кто и в какой бюджет должен уплачивать НДФЛ, ВС и ЕСВ с доходов таких работников? А если уплатили «не туда»? Какая ответственность будет в этом случае? Сейчас все выясним.

Что с НДФЛ?

Обособленные подразделения. Начнем с того, что для целей обложения НДФЛ термин «обособленное подразделение» применяется в значении, определенном ХКУ (см. п.п. 14.1.30 НКУ). Анализируя положения ХКУ, можно прийти к выводу, что он относит к обособленным филиалы, представительства, другие подразделения юрлица, в отношении которых справедливы следующие три утверждения:

1. Они не имеют статуса юридического лица (ч. 6 ст. 55, ч. 4 ст. 64 ХКУ);

2. Подразделения действуют на основании положения о них, утвержденного головным предприятием (ч. 4 ст. 64 ХКУ);

3. Сведения о таких подразделениях включены в ЕГР в порядке, определенном законом (ч. 2 ст. 58 ХКУ).

Ваше подразделение относится к обособленным? Тогда идем далее.

Прежде всего нас будет интересовать п.п. 168.1.1 НКУ, которым обязанность начисления, удержания и уплаты (перечисления) НДФЛ в бюджет с налогооблагаемого дохода налогоплательщика возложена на налогового агента.

Филиал, другое обособленное подразделение будет налоговым агентом по НДФЛ лишь в случае, если головное предприятие уполномочит его на выполнение действий, перечисленных в п.п. 14.1.180 НКУ (см. выше).

Если обособленное подразделение уполномоченное, то оно как налоговый агент обязано:

1) начислить, удержать и перечислить НДФЛ с доходов наемных работников, трудоустроенных в таком подразделении, в местный бюджет по своему местонахождению (абзац первый п.п. 168.4.3 НКУ);

2) самостоятельно формировать и подавать в налоговый орган по своему местонахождению Налоговый расчет по форме № 1ДФ (абзац первый п.п. «б» п. 176.2 НКУ).

В реквизитах формы № 1ДФ должны быть указаны данные обособленного подразделения

Если обособленное подразделение не уполномочили на выполнение функций налогового агента, то за него все функции налогового агента выполняет головное предприятие. То есть головное предприятие:

— начисляет и удерживает НДФЛ с выплат наемных работников обособленного подразделения и перечисляет его сумму в местный бюджет по местонахождению своего неуполномоченного обособленного подразделения (ч. 2 ст. 64 БКУ, абзац второй п.п. 168.4.3 НКУ);

— отражает информацию о доходах работников такого подразделения и суммы начисленного/перечисленного НДФЛ в Налоговом расчете по форме № 1ДФ в виде отдельной порции. Сформированный расчет головное предприятие подает налоговикам по своему местонахождению. А потом отправляет копию (извлечение) такой формы № 1ДФ в налоговый орган по местонахождению неуполномоченного подразделения (абзац второй п.п. «б» п. 176.2 НКУ).

С обособленными подразделениями разобрались. Теперь выясним, как быть с уплатой НДФЛ структурным подразделениям.

Структурные подразделения. В соответствии со ст. 64 ХКУ предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т. п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т. п.). То есть ХКУ разделяет обособленные и структурные подразделения на два вида.

При этом ст. 168 НКУ установлена обязанность по уплате НДФЛ по местонахождению подразделения только для обособленных подразделений.

Структурное подразделение не соответствует признакам обособленного подразделения. Следовательно, НДФЛ с доходов работников такого подразделения должен уплачиваться юридическими лицами по общим правилам, а именно по местонахождению юридического лица, а не его структурного подразделения (см. пп. 168.2.4 — 168.4.4 НКУ, ч. 2 ст. 64 ГКУ).

Но фискалы придерживаются совершенно другого мнения

Подтверждение тому — письмо ГФСУ от 27.03.2019 г. № 10278/7/99-99-13-04-04-17*.

* Такой позиции фискалы придерживаются уже довольно давно, см., например, письма от 24.05.2018 г. № 2304/6/99-99-13-01-01-15/ІПК, от 15.09.2017 г. № 1979/6/99-99-13-01-01-15/ІПК, а также разъяснение в подкатегории 103.07 БЗ.

В нем налоговики настаивают: если юридическое лицо создает производственные структурные подразделения с использованием труда наемных лиц по местонахождению (расположению) на иной территории, нежели такое юридическое лицо, и такое подразделение не уполномочено начислять НДФЛ, то такой налогоплательщик обязан встать на учет по неосновному месту учета в контролирующих органах по местонахождению таких объектов и перечислять НДФЛ в местный бюджет по местонахождению такого подразделения.

По поводу постановки на учет по неосновному месту учета, тут спорить не будем (см. п. 63.3 НКУ). Но на основании каких норм НКУ и БКУ сделан вывод о том, что НДФЛ с трудовых доходов работников структурного подразделения нужно перечислять по месту нахождения такого структурного подразделения, а не по месту нахождения юридического лица? Увы, но ответ на этот вопрос вы не найдете в разъяснениях налоговиков.

Как видите, наша позиция в вопросе уплаты НДФЛ с доходов работников структурных подразделений основывается на положениях НКУ, ХКУ и БКУ. Однако, учитывая, что она противоречит позиции ГФСУ, возможно, защищать ее придется в суде.

Военный сбор

Начисление, удержание и уплату (перечисление) ВС в бюджет налоговые агенты должны осуществлять в порядке, прописанном в ст. 168 НКУ для НДФЛ (п. 1.4 п. 161 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Следовательно, уплата ВС и НДФЛ в бюджет с доходов работников обособленных подразделений должна производиться по одинаковым правилам. Но это утверждение справедливо только для уполномоченных обособленных подразделений. Они уплачивают ВС, удержанный с зарплаты своих работников по своему местонахождению.

Переходим к неуполномоченным обособленным подразделениям. ВС, в отличие от НДФЛ, платится не в местный, а в госбюджет (см. п. 1 ч. 2 ст. 29 БКУ). А значит, головному предприятию нет смысла платить ВС двумя платежами за себя по своему местонахождению, а за неуполномоченное подразделение — по его местонахождению. Поэтому налоговики предложили налоговым агентам перечислять ВС как за себя, так и за неуполномоченное обособленное подразделение в бюджет по своему местонахождению (см. разъяснение в категории 132.05 БЗ).

ВС с зарплаты работников структурных подразделений предприятия налоговый агент перечисляет в бюджет по своему местонахождению.

Кто и куда платит ЕСВ?

Разобраться, кто и куда уплачивает ЕСВ, если речь идет о подразделениях предприятия, нам поможет Закон № 2464. Так, обособленное подразделение юрлица считается плательщиком ЕСВ, если в отношении него выполнены два условия (см. абзацы второй, пятый п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464). Первое — оно имеет отдельный баланс. Второе — такое подразделение самостоятельно ведет расчеты с застрахованными лицами.

Но тут есть нюанс. Все вновь созданные обособленные подразделения учитываются налоговиками как неплательщики ЕСВ. Объясняется это тем, что на момент поступления сведений о создании таких подразделений налоговики не знают, какими полномочиями их наделило головное предприятие. Поэтому всех подряд «обособленных» относят к неплательщикам.

О том, что обособленное подразделение — плательщик ЕСВ, головное предприятие обязано уведомить налоговиков по местонахождению такого обособленного подразделения в течение десяти дней со дня принятия решения о выделении обособленного подразделения на отдельный баланс и предоставления ему возможности самостоятельно вести расчеты с застрахованными лицами (см. п. 8 раздела II Порядка № 1162).

Обособленное подразделение — плательщик ЕСВ уплачивает взнос самостоятельно по месту своей территориальной регистрации.

С доходов наемных работников обособленных подразделений — неплательщиков, точно так же, как и с доходов работников структурных подразделений, ЕСВ уплачивает работодатель — юридическое лицо по своему местонахождению (см. также разъяснение в категории 301.04.01 БЗ).

Штрафные санкции

Здесь давайте рассмотрим, какие санкции могут грозить налоговым агентам, если уплата НДФЛ, ВС и ЕСВ производилась «не на те счета».

НДФЛ, ВС. Сразу заметим, что даже если налоговики будут со всей строгостью подходить к таким «нарушителям» и настаивать, что уплата не на тот счет = неуплата налога, а значит, получите штраф, у плательщика есть все шансы оспорить решение налоговиков в суде. Так, например, при похожей ситуации, когда налогоплательщик уплатил НДФЛ (ВС) не на тот счет (но все-таки уплатил, как и в нашем случае), имеется положительная судебная практика — постановление ВС от 01.10.2018 г. по делу № 813/3782/17*, постановление Первого апелляционного админсуда от 18.12.2018 г. по делу № 805/3173/17-а**.

* reyestr.court.gov.ua/Review/76884673

** reyestr.court.gov.ua/Review/78617780

Суды приходят к выводу, что совершение ошибки при перечислении согласованного обязательства в бюджет в установленный законодательством срок все-таки должно квалифицироваться как действие, хотя и ошибочное. А действия, которые не содержат признаков бездействия плательщика при уплате согласованной суммы денежного обязательства, не могут быть основанием для применения негативных мер, предусмотренных законодательством (штрафных санкций и пени).

Допущенная плательщиком ошибка не свидетельствует о неуплате необходимой суммы налога в определенный законодательством срок и не вызывает каких-либо отрицательных последствий для соответствующего бюджета и государства в целом.

Но вернемся к налоговикам. Какие нормы НКУ они любят использовать в ситуации с уплатой не на тот счет? Их фавориты — пп. 126.1 и 127.1 НКУ.

Кроме того, они могут применить пеню согласно п.п. 129.1.3 НКУ (с 91-го календарного дня), а также админштраф по ст. 1634 КоАП (от 34 до 51 грн. за — первое нарушение и от 51 до 86 грн. — за повторное).

Но опять же подчеркнем: если предприятие столкнется с проблемой начисления упомянутых выше санкций, опускать руки не советуем. В суде есть все шансы.

ЕСВ. Мечты налоговиков о штрафе и пене, если ЕСВ был перечислен не на тот счет органа доходов и сборов, описаны в письме от 05.09.2018 г. № 3852/6/99-99-13-02-01-15/ІПК. В нем ГФСУ приходит к выводу, что в такой ситуации возникает недоимка. Сумма ЕСВ является неуплаченной. Соответственно, к страхователю может быть применен штраф в размере 20 % от несвоевременно уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464). Кроме того, на сумму недоимки начисляется пеня из расчета 0,1 процента суммы недоимки за каждый день просрочки платежа (ч. 10 ст. 25 Закона № 2464). Не повезет и должностным лицам страхователя. Админштраф составит от 680 грн. до 1360 грн. (ст. 1651 КоАП).

Вместе с тем из положений Закона № 2464 следует, что все счета органа доходов и сборов, в котором плательщик ЕСВ находится на учете, открытые в органах Государственного казначейства Украины для зачисления ЕСВ, в понимании этого Закона являются соответствующими счетами. Кроме того, в конечном счете все суммы ЕСВ аккумулируются на едином счете 3719 ГФС.

Поэтому, если дело дойдет до суда, то, скорее всего, Фемида будет на стороне страхователя (см. постановления ВС от 14.11.2018 г. по делу № 805/3665/16-а, от 24.10.2018 г. по делу № 760/6097/16-а***).

*** reyestr.court.gov.ua/Review/77860103, reyestr.court.gov.ua/Review/77360875 соответственно.

Совсем другое дело, если ЕСВ был ошибочно уплачен на счета налогового органа, в котором страхователь не состоит на учете.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше