* Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.
Нельзя сказать, что изменение формы Информации о выполнении квоты было чем-то неожиданным. Форма должна была измениться. Ведь с 2018 года расширился круг лиц, которые обязаны ее подавать. Но вот то, что Минсоцполитики затянуло с ее изменением и обновлением, «украв» тем самым часть периода, определенного для ее подачи, конечно же, огорчает. Так что расслабляться времени нет. Бежим разбираться с квотой.
Кто, кому и почему?
Что представляет собой «трудовая» квота? Это норматив трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в трудоустройстве (за исключением лиц с инвалидностью). Их перечень приведен в ст. 14 Закона о занятости. А чтобы вы не тратили времени на ее поиски, «квотные» категории граждан, а также документы, которые необходимо иметь работодателям для подтверждения правомерности включения таких лиц в квоту, мы перечислили в табл. 1.
Кто обязан выполнять квоту? Сразу скажем, что их полку в 2018 году прибыло. Так, если ранее квотой «заморачивались» работодатели с численностью штатных работников более 20 человек, то сейчас «старт» от 8 работников (абзацы первый и второй ч. 2 ст. 14 Закона о занятости, п. 1.3 Порядка № 271**).
** Порядок предоставления работодателями государственной службе занятости информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, утвержденный приказом Минсоцполитики от 16.05.2013 г. № 271.
А вот ФЛП-работодатели, как и ранее, выполнять «трудовую» квоту не обязаны. Это подтверждает Минсоцполитики в письме от 08.06.2016 г. № 158/021/150-16.
Чему равен размер квоты? Он составляет:
— 5 % среднеучетного количества штатных работников (далее — СКШР) за предыдущий календарный год — для предприятий с СКШР более 20 человек (абзац первый ч. 2 ст. 14 Закона о занятости);
— не менее 1 «квотника-предпенсионера» в СКШР — для предприятий с СКШР 8 — 20 человек (абзац второй ч. 2 ст. 14 Закона о занятости).
Как видите, в расчете «трудовой» квоты для работодателей «кому за 20» и для работодателей «от 8 до 21» присутствует некоторая несогласованность. Так, если для первых размер квоты на отчетный 2018 год зависит от СКШР предыдущего (2017) календарного года, то у вторых — от СКШР отчетного (2018) года.
Порядок расчета СКШР приведен в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16. Заметим, что журнал находится в свободном доступе на https:// i.factor.ua/journals/nibu/2017/july/issue-58/.
Квоту работодатели рассчитывают самостоятельно. О том, кого в нее засчитывают, читайте далее.
Знакомство с «квотниками»
В счет выполнения квоты:
— работодатели «кому за 20» включают всех работников, которые относятся к категориям лиц, перечисленных в табл. 1, и при этом трудоустроены на предприятии на условиях полной занятости по основному месту работы;
— работодатели «от 8 до 21» — только трудоустроенных на условиях полной занятости по основному месту работы работников-«предпенсионеров»,то есть тех, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058* осталось 10 или менее лет (см. п. 5 табл. 1).
Работников с неполным рабочим временем в счет выполнения «трудовой» квоты не засчитываем.
А вот совместители сами собой «уйдут» при подсчете СКШР.
Таблица 1. Категории граждан, имеющих допгарантии в трудоустройстве
№ п/п | Категории лиц | Документы, подтверждающие статус работника |
1 | Один из родителей или лицо, которое их заменяет и: | |
1.1 | — имеет на иждивении ребенка (детей) в возрасте до шести лет | 1. Копия свидетельства о рождении ребенка. 2. Копия решения местного органа исполнительной власти и органа местного самоуправления об установлении опеки или попечительства над ребенком или решения суда — для лиц, заменяющих родителей |
Учитываем в квоте до достижения ребенком 6 лет. Важно! В счет выполнения квоты может быть включен только один из родителей ребенка. Кто из них будет включен в «трудовую» квоту своим работодателем, родители определяют самостоятельно. Подтверждать документально, что второй родитель не учтен в квоте, не нужно. | ||
1.2 | — воспитывает без одного из супругов ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка с инвалидностью | 1. Документы из п. 1.1 таблицы. 2. Копия пенсионного удостоверения с записью об инвалидности — для лиц, воспитывающих ребенка с инвалидностью. 3. Справка о получении (неполучении) помощи (приложение 11 к Инструкции, утвержденной приказом Минтруда от 19.09.2006 г. № 345, — для одинокой матери (отца)) |
Засчитываем в счет выполнения квоты до достижения ребенком 14 лет, а ребенком-инвалидом — 18 лет. Учтите: если пенсионное удостоверение отсутствует, вместо него можно предоставить копию удостоверения лица, получающего государственную соцпомощь по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку, утвержденному приказом Минтруда от 16.11.2007 г. № 612, либо копию формы № 080/о, утвержденной приказом Минздрава от 04.12.2001 г. № 482, или копию формы № 157-1/о, утвержденной приказом Минздрава от 30.07.2012 г. № 577. | ||
1.3 | — содержит без одного из супругов лицо с инвалидностью с детства (независимо от возраста) и/или лицо с инвалидностью I группы (независимо от причины инвалидности) | 1. Документы, указанные в п. 1.2 таблицы |
Засчитываем до достижения родителями пенсионного возраста согласно ст. 26 Закона № 1058 | ||
2 | Дети-сироты и дети, лишенные родительской опеки | Копия извлечения из электронной учетно-статистической карточки ребенка (форма утверждена приказом Минсоцполитики от 28.12.2015 г. № 1256) |
Засчитываем до достижения детьми 18 лет. | ||
3 | Лица, освобожденные после отбывания наказания или принудительного лечения | Копия справки об освобождении по форме, приведенной в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минюста от 08.06.2012 г. № 847/5 |
Засчитываем до прекращения трудовых отношений с работодателем, который принял их на работу после отбывания наказания или принудительного лечения. | ||
4 | Молодежь в возрасте до 35 лет, которая: | |
4.1 | — закончила или прекратила обучение в общеобразовательных учебных заведениях, ПТУЗах и вузах и впервые принимается на работу | Копия диплома или другого документа об образовании |
Засчитываем при условии, что такие работники были приняты на данное место работы в течение 6 месяцев после окончания или прекращения учебы. В квоту включаем в течение 3 лет со дня приема на работу. | ||
4.2 | — уволилась со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы и впервые принимается на работу | Копия военного билета |
Засчитываем при условии, что такие работники были приняты на это место работы в течение 6 месяцев после окончания или прекращения службы. В квоту включаем в течение 3 лет со дня приема на работу. | ||
5 | Лица, которым до наступления права на пенсию по возрасту в соответствии со ст. 26 Закона № 1058 осталось 10 и менее лет | Копия паспорта, информация, подтверждающая (удостоверяющая) «пенсионный» страховой стаж работника |
Засчитываем до достижения права на пенсию по возрасту. Важно! На сегодняшний день для включения в квоту обладать лишь информацией о возрасте человека недостаточно. Нужна еще информация о его «пенсионном» страховом стаже. Учтите: в общем случае, за период до 01.01.2004 г. «пенсионный» страховой стаж определяют на основании записей в трудовой книжке работника. Для подтверждения страхового стажа за более поздние периоды работодателю могут понадобиться также справки по форме ОК-5, ОК-7 и приложение 9 к Положению о реестре застрахованных лиц…, утвержденному постановлением ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1. | ||
6 | Лица, которым исполнилось 15 лет и которые с согласия одного из родителей или лица, их заменяющего, могут как исключение приниматься на работу | Копия свидетельства о рождении ребенка |
Засчитываем на протяжении 3 лет со дня приема их на работу. | ||
7 | Участники боевых действий, указанные в пп. 19 и 20 ст. 6 Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-XII | Копия удостоверения участника боевых действий, форма которого приведена в приложении 2 к постановлению КМУ от 12.05.94 г. № 302 |
Отдельно остановимся на «предпенсионерах» (см. п. 5 табл. 1). Сегодня право на пенсию по возрасту связано со страховым стажем работника (см. ст. 26 Закона № 1058). Для лиц, которые достигнут пенсионного возраста в 2018 году и далее, работают такие условия выхода на пенсию по возрасту.
Условие 1. Выйти на пенсию в 2018 году на общих основаниях в возрасте 60 лет они могли при наличии страхового стажа не менее 25 лет. В каждом последующем году и вплоть до 2028 года «страховой» порог будет увеличиваться на 1 год. С 2028 года и далее для выхода на пенсию в возрасте 60 лет нужно будет иметь минимум 35 лет страхового стажа.
Опять же остается в силе, так сказать, «женская переходная табличка» (от прежнего женского пенсионного возраста 55 лет к общему 60).
Условие 2. Если страховой стаж не дотянет до того, который позволит согласно указанному выше условию уйти на пенсию в возрасте 60 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то гражданин сможет это сделать лишь по достижении возраста 63 года и при наличии минимального страхового стажа. В 2018 году такой минимум равен 15 годам страхового стажа. Этот проходной минимум тоже будет увеличиваться на 1 год в каждом последующем году выхода вплоть до 2028 года, начиная с которого для выхода на пенсию в возрасте 63 лет нужно будет иметь минимум 25 лет страхового стажа.
Условие 3. Если страховой стаж гражданина не дотянет даже до того минимума, который позволит согласно предыдущим условиям выйти на пенсию в возрасте 63 лет (или согласно «женской переходной табличке»), то он сможет это сделать, во-первых, не ранее чем достигнет возраста 65 лет, а во-вторых, не ранее 2019 года, но зато при еще меньшем страховом стаже. Начиная с 2019 года — минимум 15 лет.
Условие 4. Начиная с 1 января 2028 года при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа пенсия по возрасту может быть назначена независимо от возраста лица.
Как видите, не всегда работник после 50 лет будет относиться к категории «предпенсионеров». Так что будьте внимательны и запасайтесь документами, которые помогут вам подтвердить пенсионный страховой стаж работника.
Хотя честно скажем: однозначности в отношении «предпенсионеров» трудно добиться. И здесь все больше построено на предположении, что работник будет доблестно трудиться эти 10 лет до пенсии, зарабатывая стаж.
Информируем о трудоустройстве
О выполнении «трудовой» квоты в 2018 году работодатели информируют центры занятости путем подачи Информации о занятости и трудоустройстве граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству за соответствующий год (далее — Информация). Ее форма приведена в приложении к Порядку № 271.
Еще раз обратим ваше внимание на то, что эта форма изложена в новой редакции. Поэтому если с прошлого года у вас остались неиспользованные бланки Информации, можете смело сдать их на макулатуру. ☺
Заметьте: Информацию подаем в любой ближайший центр занятости независимо от местонахождения предприятия.
Предельный срок подачи Информации за 2018 год — 1 февраля 2019 года.
Что касается самой формы, то в верхней ее части вы приводите данные, необходимые для идентификации предприятия, а ниже (в таблице) — сведения о выполнении/невыполнении «трудовой» квоты.
Важно! В таблице работодатели, у которых СКШР за 2018 год составило:
— 8 — 20 человек — заполняют строки с кодом 04, 05, 06 Информации;
— более 20 человек — строки с кодом 01, 02, 03, 06 Информации.
Пояснения по заполнению строк Информации приведем в табл. 2.
Таблица 2. Порядок заполнения строк Информации за 2018 год
Код строки | Пояснение по заполнению |
Строки 01 — 03 заполняют предприятия с СКШР в 2018 году более 20 человек | |
01 | Укажите СКШР всего за 2017 год (в целых единицах). Еще раз обратим внимание, что порядок расчета этого показателя приведен в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16 |
02 | Проставьте за отчетный 2018 год СКШР, которые относятся к лицам, имеющим допгарантии в трудоустройстве, и при этом трудоустроены на условиях полной занятости. Этот показатель рассчитывайте так же, как СКШР всего за год, только в расчет берем работников с допгарантиями, которые трудоустроены на условиях полной занятости |
03 | Проставьте размер квоты на 2018 год. Этот показатель равен 5 % от показателя, проставленного в строке 01 Информации. Полученный результат округляем до целых по общеарифметическим правилам (п. 3.3 Порядка № 271). Так, если последняя значимая цифра меньше или равна «4», она отбрасывается; если больше или равна «5», ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу. Если показатель строки 03 равен или меньше показателя строки 02 — квота выполнена |
Строки 04 — 05 заполняют предприятия с СКШР в 2018 году от 8 до 21 человек | |
04 | Укажите СКШР всего за 2018 год (в целых единицах) |
05 | Проставьте за 2018 год СКШР «предпенсионеров», трудоустроенных на вашем предприятии на условиях полной занятости |
Строку 06 заполняют все! | |
06 | Укажите количество граждан, которых планируете трудоустроить в 2019 году в счет выполнения «трудовой» квоты. Если «квотников» на вашем предприятии достаточно, проставьте в этой строке «0». Прилагать к Информации какие-либо пояснения не нужно |
Пример. На предприятии СКШР, рассчитанное за 2018 год, составило 54 человека.
Предприятие обязано выполнить «трудовую» квоту в размере 5 % СКШР за 2017 год.
СКШР всех работников в 2017 году равно (строка 01 Информации) 40 человек.
Фактическое СКШР «квотников» в 2018 году составило (строка 02 Информации) 1 человек.
Рассчитаем 5 % квоту на 2018 год (строка 03 Информации): 40 чел. х 5 % : 100 % = 2 чел.
Определим размер квоты на 2019 год, чтобы спрогнозировать количество «квотников», которое должно быть трудоустроено на предприятии в 2019 году (строка 06 Информации):
54 чел. х 5 % : 100 % = 2,7 чел. ≈ 3 чел.
В 2018 году СКШР «квотников» составило 1 человек. Следовательно, для выполнения квоты в 2019 году (строка 06 Информации) предприятию нужно трудоустроить еще 2 «квотников».
Интересно, что заниматься поиском работников в счет выполнения «трудовой» квоты работодатель должен самостоятельно. Но при желании может обратиться в ближайший центр занятости за содействием в этом вопросе. Для этого ему следует подать форму № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)».
На заметку! Форму № 3-ПН подают не позднее 3 рабочих дней с даты открытия вакансии. При этом датой открытия вакансии считают следующий день после создания рабочего места или прекращения трудовых отношений с работником, рабочее место которого становится вакантным, или дату, начиная с которой может быть заключен трудовой договор с наемным работником.
На основании данных примера заполним Информацию за 2018 год.
Фрагмент заполненной Информации за 2018 год
А теперь ответ на главный вопрос: предусмотрена ли ответственность за неподачу или несвоевременную подачу Информации? Нет! За неподачу или несвоевременную подачу Информации, как и за невыполнение квоты, ответственность не предусмотрена. Вместе с тем не выполнившему квоту предприятию может грозить штраф. При условии, если оно необоснованно отказало в трудоустройстве неконкурентоспособному на рынке труда гражданину.
Чему равен штраф? Двум «минималкам», установленным на момент выявления нарушения (в 2019 году — 8346 грн.), за каждый такой отказ (ст. 53 Закона о занятости).
Заметьте, по мнению Минсоцполитики, обоснованным отказом в приеме на работу можно считать, например, отсутствие вакансий (свободных должностей, на которые может быть трудоустроен человек), отсутствие у претендента образования или качеств, необходимых для выполнения работы (квалификация, опыт работы и др.), наличие прямых ограничений или требований для занятия должности, установленных нормативно-правовыми актами и т. п. (см. письмо от 02.07.2016 г. № 352/13/116-16).
выводы
- «Трудовую» квоту рассчитывают работодатели — предприятия, организации и учреждения с численностью штатных работников в 2018 году от 8 человек.
- Размер «трудовой» квоты на 2018 год равен:
– 5 % СКШР за 2017 календарный год — для предприятий с СКШР за 2018 год от 21 человека;
– не менее 1 «предпенсионера» в СКШР за 2018 год — для предприятий с СКШР за 2018 год от 8 до 21 человека. - О выполнении «трудовой» квоты в 2018 году работодатели информируют центр занятости по новой форме.