(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
8/10
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Январь , 2019/№ 07

Сокращенная финотчетность

С финотчетностью крупных и средних предприятий мы разобрались. Но если вы относитесь к микро- или малым предприятиям*, для вас действуют иные правила. Какие — расскажем далее.

* Кого относить к малым и микропредприятиям при составлении финотчетности за 2018 год, см. в табл. 1.1 на с. 4.

Прежде всего напомним: согласно ч. 3 ст. 11 Закона № 996 для микро- и малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности (кроме составляющих финотчетность по МСФО) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах.

Документом, определяющим формы сокращенной финотчетности, особенности их заполнения и предоставления, является П(С)БУ 25. В то же время нельзя не заметить, что Минфин более чем за год так и не удосужился привести этот стандарт в соответствие с действующей редакцией Закона № 996. В связи с этим некоторые нормы П(С)БУ 25 противоречат требованиям указанного Закона. Да и с терминологией есть нестыковки. Например, Закон говорит о малых и микропредприятиях, а П(С)БУ 25 по-прежнему упоминает субъектов малого предпринимательства. В связи с этим, говоря в дальнейшем о субъектах малого предпринимательства, мы будем подразумевать микро- и малые предприятия.

П(С)БУ 25 устанавливает две разновидности форм финансовой отчетности:

— Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (приложение 1 к П(С)БУ 25), включающий Баланс (форма № 1-м) и Отчет о финансовых результатах (форма № 2-м);

— Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (приложение 2 к П(С)БУ 25) в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс).

Учтите: эти формы заполняют в тыс. грн. с одним десятичным знаком.

Кто имеет право предоставлять такую отчетность, определяет п. 2 разд. I П(С)БУ 25 (см. табл. 8.1).

Таблица 8.1. Применение сокращенной финансовой отчетности

Форма финансовой отчетности

Лица, которые ее составляют

Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-м и № 2-м)

1) субъекты малого предпринимательства (кроме составляющих Упрощенный финотчет);

2) представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности

Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (формы № 1-мс и № 2-мс)

1) субъекты малого предпринимательства — юридические лица, которые ведут упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством (в 2018 году это юрлица — единоналожники группы 3);

2) микропредприятия*

* При этом не имеет значения избранная система налогообложения и принадлежность к определенной группе плательщиков единого налога. Какие субъекты хозяйствования относят к микропредприятиям для составления финотчетности за 2018 год, см. в табл. 1.1 на с. 4.

Таким образом, за 2018 год подавать финансовую отчетность в сокращенном формате могут:

— предприятия, которые по результатам деятельности за 2017 год соответствуют критериям микро- или малых предприятий;

— вновь созданные предприятия, если они «вписываются» в критерии микро- или малых предприятий на дату составления финотчетности (см. ч. 2 ст. 2 Закона № 996);

— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Обратите внимание: согласно п. 3 разд. І П(С)БУ 25 если в течение отчетного года предприятие не «вписалось» в параметры, установленные п. 2 разд. I упомянутого стандарта (см. табл. 8.1), то за соответствующий отчетный период, в котором это произошло, и за последующие отчетные периоды такого года оно должно составить полноформатную финансовую отчетность.

Но такое требование в настоящее время противоречит нормам Закона № 996. Ведь ч. 2 ст. 2 указанного Закона устанавливает, что для перехода в другую категорию предприятий (а значит, и для предоставления финотчетности в другом формате) юрлицо должно в течение 2 лет подряд соответствовать новым критериям. Поэтому, по нашему мнению, упомянутая норма П(С)БУ 25 сейчас применяться не должна.

Интересный вопрос возникает с предоставлением финотчетности, если малое предприятие в течение отчетного года переходит на упрощенную систему налогообложения (группа 3). По мнению Минфина (см. письмо от 12.06.2017 г. № 35210-07-10/15486), в таком случае у предприятия есть выбор: за отчетный период, в котором это произошло, можно составлять или Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства, или Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства. А вот уже в следующем отчетном периоде от единоналожника однозначно требуют Упрощенный финотчет (формы № 1-мс и № 2-мс). Причем заметьте: изменения категории предприятия (малое, микро-) здесь не происходит. А значит, ч. 2 ст. 2 Закона № 996 в такой ситуации не работает.

Несколько слов скажем о непредпринимательских обществах. Мы уже упоминали, что в ч. 3 ст. 11 Закона № 996 содержится норма, в соответствии с которой таким обществам (кроме МСФО-обязанных) также разрешено предоставлять сокращенную по показателям финансовую отчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Такая возможность должна быть зафиксирована и в национальных П(С)БУ. Однако Минфин игнорирует свою обязанность по внесению соответствующих изменений в П(С)БУ 25. В связи с этим остается неурегулированной возможность применения указанного стандарта всеми непредпринимательскими обществами (независимо от каких-либо критериев).

Заметим, что никак не могут определиться с этим вопросом и налоговики. Об этом свидетельствуют их консультации в подкатегории 102.23.02 БЗ.

Помните: не могут пользоваться П(С)БУ 25, а значит, и подавать финотчетность в сокращенном формате предприятия, которые руководствуются МСФО* (в обязательном порядке или по самостоятельному решению).

* Какие субъекты хозяйствования обязаны составлять финотчетность по МСФО, см. на рис. 1.1 (с. 3).

Обратите внимание: предприятия, применяющие П(С)БУ 25, не осуществляют расчет ОНА и ОНО. Сделать такой вывод позволяют положения п.п. 2.19 разд. ІІ П(С)БУ 25 и сами формы сокращенной финотчетности.

Ну что же, общие положения рассмотрены, теперь можем переходить непосредственно к порядку составления отчетности «малышами».

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
сокращенная финотчетность, субъект малого предпринимательства, финансовый отчет, упрощенный финансовый отчет, форма № 1-м, форма № 2-м, форма № 1-мс, форма № 2-мс, заполнение формы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Комментарии к статье