Темы статей
Выбрать темы

Отчет о суммах налоговых льгот

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Для льготников окончание года — повод подать Отчет о льготах. Напомним, что особенности заполнения Отчета в разных ситуациях рассматривались в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 83, с. 4 и 2017, № 81, с. 6 и с. 9. Ну а сейчас обратим внимание на важные моменты, связанные с его предоставлением.

Кто подает Отчет

Кто подает «льготный» Отчет? Должны ли подавать его предприниматели?

Субъекты хозяйствования, пользующиеся льготами и не уплачивающие в бюджет суммы налогов/сборов (далее — льготники), должны:

— вести учет налоговых льгот в соответствии с Порядком № 1233* (п. 30.6 НКУ);

* Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1233.

отчитываться о льготах перед контролирующими органами (п.п. 16.1.6 НКУ), подавая Отчет о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах, «льготный» Отчет) по форме, приведенной в приложении к Порядку № 1233.

Таким образом, отчитываться обязаны субъекты хозяйствования — льготники. В свою очередь, субъектами хозяйствования (ст. 55 ХКУ) являются:

(1) юридические лица: государственные, коммунальные предприятия и другие юридические лица;

(2) физические лица — предприниматели.

Поэтому предприниматели также должны подавать «льготный» Отчет.

Сроки подачи

В какие сроки подавать Отчет о льготах?

Согласно п. 3 Порядка № 1233 «льготный» Отчет:

— составляют с начала года нарастающим итогом: за три, шесть, девять и двенадцать календарных месяцев (в гривнях) и

— подают ежеквартально в течение следующих за последним календарным днем налогового периода 40 календарных дней.

Ну а поскольку предельный срок подачи годового «льготного» Отчета выпадает на 9 февраля (субботу) и по нему (как по налоговым декларациям) работает правило «празднично-выходных» переносов из п. 49.20 НКУ, то

подать «льготный» Отчет за 2018 год нужно не позднее 11 февраля 2019 года

При составлении Отчета пользуются «свежайшими» Справочниками льгот и, в частности, при заполнении Отчета за 2018 год — Справочниками льгот № 91/1 и 91/2 по состоянию на 01.01.2019 г. (БЗ 135.02).

«Льготный» Отчет и «прибыльщики»-льготники. Правда, для «прибыльщиков»-льготников (пользующихся льготами по налогу на прибыль) ситуация выходит странной.

Напомним, что в недалеком 2017-м контролеры разрешали «прибыльщикам»-годовикам подавать годовой «льготный» Отчет синхронно с «прибыльной» декларацией за год, т. е. в 60-дневный срок. И объективно мотивировали такую отсрочку в подаче тем, что сумму льгот по налогу на прибыль «прибыльщики»-льготники смогут определить только (!) по итогам года — по данным годовой декларации и ее «льготного» приложения ПЗ (см. консультацию в БЗ 102.23.01, перемещенную в «недействующие»).

Однако взамен в свежей консультации БЗ 102.23 о сроке подачи годового «льготного» Отчета «прибыльщиками»-льготниками сказано нечетко, а только «в общем» разъясняется, что льготы нужно отразить в Отчете по итогам года.

Ввиду этого спокойнее годовой «льготный» Отчет (с уже посчитанными (!) льготами по налогу на прибыль) «прибыльщикам»-льготникам подать в 40-дневный «квартальный» срок. То есть раньше собственно годовой декларации по налогу на прибыль. Последнюю, напомним, «прибыльщики» (квартальщики/годовики) подают в 60-дневный срок, т. е. до 1 марта включительно (пп. 49.18.3, 49.18.6 НКУ). А если контролеры выскажутся прямо «за» 60-дневный срок, то об этом сообщим.

Впрочем, хотим немного успокоить: погрешности в годовом «льготном» Отчете не страшны. Все потому, что ошибки в «льготном» Отчете можно исправить только в рамках года (учесть их при составлении следующего Отчета в рамках года). А вот исправить прошлогодние ошибки не получится, поскольку форма Отчета не содержит для этого необходимых строк. Да и самоуточниться через УР за прошлые периоды не выйдет, так как возможности подать уточняющий «льготный» Отчет не предусмотрено. К тому же

за исправление ошибок в «льготном» Отчете штрафы не грозят

О том же говорят и контролеры (БЗ 135.02).

Правда, не забывайте о нарастающем итоге (что «льготный» Отчет в течение года составляют «по нарастающей»). А потому, если, к примеру, в I квартале пользовались льготами, а дальше перестали, потом весь год ежеквартально нужно «тянуть» и подавать «льготный» Отчет. Причем учтите: лучше «подать» Отчет (даже с неточностями в суммах), чем «не подать вообще». Иначе могут оштрафовать за неподачу/ несвоевременную подачу (см. следующий вопрос).

Ответственность за неподачу

Какая предусмотрена ответственность за неподачу/несвоевременную подачу «льготного» Отчета?

Поскольку «льготный» Отчет является налоговой декларацией (п. 46.1 НКУ), то:

— за его неподачу/несвоевременную подачу грозит финансовая ответственность — штраф в размере 170 грн. как за неподачу декларации, а за повторное нарушение в течение года — штраф в размере 1020 грн. (по п. 120.1 НКУ), а

— для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций еще и административная ответственностьадминштраф за нарушение порядка ведения налогового учета в размере от 85 до 170 грн. (по ст. 1631 КоАП) (БЗ 138.01). Причем с уплатой (превосходящего (!) сам админштраф) судебного сбора в размере 0,2 прожиточного минимума, установленного на 1 января для трудоспособных граждан (в 2019 году это: 1921 грн. х 0,2 = 384,20 грн.) согласно п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-V. Так как такой админштраф налагается судом на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных налоговыми органами (ст. 221, 255 КоАП).

Уплачивают штрафы за неподачу/несвоевременную подачу «льготного» Отчета по коду бюджетной классификации «21081100» (письмо ГФСУ от 17.01.2018 г. № 1390/7/99-99-12-02-04-17).

К тому же так как «льготный» Отчет — налоговая декларация, то из-за его неподачи/несвоевременной подачи налоговики могут проводить проверки: камеральную на предмет своевременности подачи деклараций (п.п. 75.1.1 НКУ) и внеплановую документальную (п.п. 78.1.2 НКУ). Причем проверять могут как юрлиц, так и физлиц (см. БЗ 136.06).

Админштраф

К кому применяют админштраф за неподачу/несвоевременную подачу «льготного» Отчета: к руководителю и/или к главному бухгалтеру? Грозит ли админштраф предпринимателю?

Согласно ст. 1631 КоАП админштраф (в размере 85 — 170 грн.) налагается за отсутствие налогового учета, нарушение установленного законом порядка ведения налогового учета руководителями и другими должностным лицами предприятий, учреждений, организаций. То есть

админответственность установлена одновременно в отношении двух лиц: руководителя и главбуха

О применении админштрафа по ст. 1631 КоАП к руководителю и главному бухгалтеру твердят и контролеры (БЗ 138.03). Тем более, что на «льготном» Отчете должно стоять две подписи: руководителя и главного бухгалтера, т. е. двух «первых лиц».

Поэтому и протоколов об административных правонарушениях (по форме приложения 1 к Инструкции по оформлению органами доходов и сборов материалов об административных правонарушениях, утвержденной приказом Минфина от 02.07.2016 г. № 566) налоговики в таком случае составят два: и на руководителя, и на главного бухгалтера. Ведь в соответствии с п. 2 разд. II этой Инструкции при совершении административного правонарушения несколькими лицами на каждого нарушителя составляют отдельный протокол.

Суды — «за» малозначительность. Впрочем, учтите, что самостоятельно налоговики оштрафовать не могут. Ведь привлечение к админответственности (наложение админштрафа) протекает по определенной процедуре. И после того, как контролеры выявили нарушение (составили протокол об административном правонарушении), дело об административном правонарушении передается в суд, который должен принять решение и вынести постановление по делу (ст. 221 КоАП).

В свою очередь, рассматривая дело, как правило,

суды принимают во внимание признание виновным лицом своей вины и чистосердечное раскаяние,

которое служит смягчающим обстоятельством согласно п. 1 ч. 1 ст. 34 КоАП. А потому служители Фемиды могут счесть, что правонарушение носит незначительный характер (признать малозначительность правонарушения согласно ст. 22 КоАП) и освободить нарушителя от админответственности: вместо штрафа ограничиться вынесением устного замечания*. Так что присуждение админштрафа — за судом. Ну а раскаявшись в содеянном, можно получить не штраф, а замечание.

* См. http://reyestr.court.gov.ua/Review/57326856, http://reyestr.court.gov.ua/Review/78002385 и http://reyestr.court.gov.ua/Review/76525685

Предпринимателю «не светит» админштраф. А вот предприниматели насчет админответственности могут не переживать, к ним админштраф не применяется. Все потому, что субъект административного проступка — специальный и четко обозначен ст. 1631 КоАП — это руководители и другие должностные лица предприятий, учреждений, организаций, в частности главные бухгалтеры. А вот предприниматели здесь не упоминаются — для них админответственность не предусмотрена.

Тем более, что в тех случаях, когда админответственность касается предпринимателей, обычно есть в КоАП прямая оговорка (как, например, в «трудовой» ст. 41, «отходной» ст. 82, «перевозочной» ст. 1331 и других статьях КоАП). Статья 1631 КоАП упоминания о предпринимателях не содержит.

К тому же и налоговики по поводу привлечения предпринимателей к админответственности созвучно отмечают, что для физлиц-предпринимателей админответственность также предусмотрена «валютными» ст. 1621, 1622, НДФЛ-ст. 1634, ЕСВ-ст. 1651, «наличной» ст. 16315 КоАП (БЗ 138.03). Поэтому админштраф по ст. 1631 КоАП к предпринимателям не применим.

Сроки давности для штрафов

За I квартал и полугодие 2018 года не подавали «льготные» Отчеты. Могут ли нас сейчас оштрафовать? Есть ли какие-то сроки давности для штрафов?

Поскольку неподача «льготного» Отчета, как отмечалось, может повлечь штраф за неподачу (170 грн.), а для должностных лиц предприятий еще и админштраф, рассмотрим сроки давности для каждой санкции.

Штраф за неподачу/несвоевременную подачу (170 грн.). Сроки давности для штрафов определены ст. 114 НКУ и отвечают срокам давности, установленным ст. 102 НКУ. А значит, в общем случае составляют 1095 дней с предельного срока подачи налоговой декларации.

Однако в том случае, если налоговая декларация вообще не подана, ввиду отсылки п. 102.1 НКУ к случаям-исключениям из п. 102.2 НКУ (и, в частности, к случаю неподачи декларации из п.п. 102.2.1 НКУ) контролеры разъясняют, что применение штрафов вообще не ограничено сроками давности (БЗ 138.01). Поэтому, увы, контролеры могут штрафовать «бессрочно». И если нарушение будет обнаружено, от штрафа сложно отвертеться. ☹

Админштраф. Несвоевременная подача/неподача деклараций относится к нарушениям, имеющим разовый характер (БЗ 138.03; письмо ГФСУ от 23.10.2014 г. № 5554/6/99-99-17-01-02-16). Ну а по разовым правонарушениям (если дела подведомственны суду, ч. 2 ст. 38 КоАП)

админштраф может быть наложен не позднее чем через 3 месяца со дня совершения правонарушения

При этом «предельные» 3 месяца (в рамках которых может налагаться админштраф) отсчитывают (!) со дня совершения правонарушения так:

— при несвоевременной подаче Отчета — со дня фактической подачи;

— при неподаче Отчета — со дня, следующего за предельным сроком подачи.

Выходит, если админштраф за неподачу «льготных» Отчетов за I квартал/полугодие 2018 года до сих пор не наложили, сейчас его уже налоговики не вправе применить, поскольку (с предельного срока подачи) миновал 3-месячный срок давности для штрафа. Так что админответственность в этом случае больше не грозит.

А если налоговики вдруг по прошествии 3 месяцев «нарисуют» админштраф, то стоит намекнуть суду, что админштраф «просрочен» («старше 3 месяцев») и применять его оснований нет. Причем суды закрывают дело и в тех случаях, когда «своевременно» составленный налоговиками протокол поступил суду «несвоевременно» — по прошествии 3 месяцев (постановление Первомайского горрайонного суда Николаевской обл. от 18.01.2019 г. по делу № 484/5746/18*). На крайний случай админштраф может быть обжалован. Подробнее об обжаловании применения административных штрафов см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 86, с. 20.

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/79264060

Но что если, спохватившись, захотим исправиться и, скажем, за I квартал/полугодие все-таки подать (пусть с мегаопозданием) «льготные» Отчеты? Тогда станем заложниками курьезной ситуации, так как тем самым навредим сами себе. Да-да. Ведь после таких действий «неподача» превратится в «несвоевременную подачу». А по последней нависнет угроза админштрафа, так как 3-месячный срок давности «подвинется» и начнет отсчитываться именно с даты несвоевременной подачи (т. е. со дня совершения правонарушения). В общем, благие намерения могут обернуться неприятностью. Хотя тогда не забывайте о раскаянии и чистосердечном признании, спасающих зачастую от админштрафа в суде. Тогда как штраф по п. 120.1 НКУ (170 грн.) сравните (!): «светит» в любом случае — хоть подавай, хоть не подавай Отчет.

Если ФЛП не подавал Отчет

Как могут проверить предпринимателя, если он не подавал «льготный» Отчет?

Как отмечалось, в этом случае к предпринимателю могут применить штраф за неподачу по п. 120.1 НКУ, а вот админштраф по ст. 1631 КоАП неприменим.

Правда, поскольку Отчет о льготах — налоговая декларация, формально неподача «льготного» Отчета может стать основанием проверок: камеральной (на предмет своевременности подачи деклараций, п.п. 75.1.1, второй абзац п. 76.3 НКУ) и внеплановой документальной (из-за неподачи, п.п. 78.1.2, ст. 82 НКУ). О том же говорят и контролеры, при этом отмечая, что проверки могут проводиться с учетом срока давности из ст. 102 НКУ, т. е. в рамках 1095 дней (БЗ 136.06).

Впрочем, в реальной жизни предпринимателей все же проверяют редко (как правило, особенно усиленно — перед закрытием). Так что за неподачу тревожить, по идее, не должны.

Льготным покупкам не место в Отчете

Осуществили льготную покупку (приобрели программу у нерезидента с IТ-льготой по НДС). Нужно ли нам из-за такой льготной операции подавать «льготный» Отчет (других льгот нет)?

О покупке программной продукции (ПП) у нерезидента, распространении на такую операцию ІТ-льготы по НДС (как с льготных услуг нерезидента) и неотражении ее в декларации по НДС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 77, с. 3.

Но подавать ли из-за такой льготной покупки «льготный» Отчет? На этот счет сразу успокоим: если вы не ведете льготной деятельности — льготные (освобожденные от НДС) поставки не осуществляете и нет льгот по другим налогам, то

льготные покупки в Отчете отражать не нужно, Отчет по ним не подают

Поясним подробнее:

— во-первых, по определению налоговая льгота — это освобождение, предусмотренное для плательщика налога (п. 30.1 НКУ). А по услугам от нерезидента предприятие не является плательщиком налога, а выступает лишь ответственным лицом. Ведь ст. 180 НДС-раздела V НКУ формально разграничивает субъектов на: плательщиков налога (п. 180.1 НКУ) и ответственных (при получении услуг нерезидентов) лиц (п. 180.2 НКУ). А значит, и предоставление Отчета к обязанностям последних не относится,

— а во-вторых, в «льготном» Отчете налоговые льготы по НДС рассчитывают только по операциям поставки (освобожденным или облагаемым по «меньшим» ставкам НДС: 0 % и 7 %, п. 8 Порядка № 1233). Разве что исключение — необъектные поставки (ст. 196 НКУ), по ним налоговые льготы не определяются (для них кодов льгот нет) и «льготный» Отчет не подают (БЗ 101.26; письмо ГУ ГФС в г. Киеве от 11.05.2018 г. № 2095/ІПК/26-15-12-01-18)*.

* Также не нужно отражать в «льготном» Отчете суммы, подлежащие бюджетному возмещению (см. БЗ 101.26).

А вот по покупкам налоговые льготы не рассчитываются. Да и по формуле расчета сумм НДС-льгот из Порядка, утвержденного приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167 покупки «без поставок» приведут к тому, что сумма НДС-льготы выйдет отрицательной (так как покупки вычитаются). А контролеры постоянно консультируют: при правильном расчете сумма льготы отрицательной не может быть (БЗ 101.26, письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 20.03.2018 г. № 1117/ІПК/16-31-12-01-34). Так что покупки без поставок — еще не повод подавать Отчет. К тому же сумму НДС-льгот рассчитывают, привязываясь к данным НДС-декларации. А в данном случае льготные услуги от нерезидента проходят «мимо» НДС-учета и в декларацию вообще не попадут.

Приятно, что о неподаче «льготного» Отчета в этом случае говорят и контролеры. И (даже несмотря на то, что применительно к запрашиваемой ситуации: по услугам от нерезидента (ЕБРР) есть специальный код в Справочнике льгот) разъясняют: при получении льготных услуг от нерезидента у получателя таких услуг отсутствуют основания подавать «льготный» Отчет (письмо ГФСУ от 11.12.2018 г. № 5185/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Поэтому Отчет по льготным услугам нерезидента подавать не нужно.

Льготный импорт. Еще учтите, что налоговые льготы не рассчитываются и по льготному ввозу (льготному импорту, в том числе льготному ввозу культурных ценностей, БЗ 101.26). Поэтому импортные льготы в «льготном» Отчете отражать не нужно (да и кодов льгот для них в Справочниках нет).

«Льготный» Отчет отменят с 2020 года

Слышали, что «льготный» Отчет, может быть, отменят. Нужно ли его сдавать в 2019 году?

Действительно, в планах у правительства — отменить «льготный» Отчет. Но только (!) с 2020 года. Тогда внесут изменения в Порядок № 1233 и форму «льготного» Отчета оттуда исключат.

Ненужность «льготного» Отчета (отдельной формы отчетности по льготам) поясняют тем, что в будущем учет сумм налоговых льгот контролирующие органы планируют вести на основании поданных субъектами хозяйствования деклараций, откуда контролеры смогут собирать сведения о льготах. Соответствующие изменения в Порядок № 1233 будут внесены постановлением КМУ от 31.10.2018 г. № 891 (ср. ). Но заработают они, повторим, только с 01.01.2020 г.

То есть пока что остается все по-старому:

в текущем 2019 году все еще придется ежеквартально подавать «льготный» Отчет

Правда, 2019-й, как видим, станет прощальным годом для отчетности по льготам.

выводы

  • «Льготный» Отчет за 2018 год нужно подать не позднее 11 февраля 2019 года (т. е. в течение 40 календарных дней). Рекомендуем в этот срок его подать и «прибыльщикам»-льготникам.
  • В «льготном» Отчете отражают льготные поставки и облагаемые по меньшим ставкам НДС (0 % и 7 %). А вот необъекты и льготные услуги от нерезидентов в Отчете отражать не нужно.
  • За неподачу «льготного» Отчета грозят штрафы и проверки, а вот за ошибки — штрафов нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше